Переход в развитии к другому качеству происходит как отрицание старого новым. Так как при этом развитие продолжается (нет деструкции системы), то отрицание не может быть отождествлено с уничтожением, после которого не может быть развития.
Диалектическое отрицание, по характеристике Гегеля, включает единство трех переходов: 1) бытие—небытие (исчезновение); 2) бытие—бытие (сохранение); 3) небытие— бытие (появление нового).
Отрицание приводит к появлению нового качества, но эволюция отрицания вновь доводит развитие системы до границы меры. Новое становится старым, внутри него вырастает и отрицает его при переходе границы меры очередное новое. Второе отрицание происходит по уже рассмотренной схеме, но двойное отрицание дает эффект, не выявляющийся в одинарном отрицании — форма появившегося нового повторяет многие черты системы, подвергшейся первому отрицанию.
Пример Гегеля: зерно, посаженное в землю, отрицается вырастающим растением (при этом все три момента отрицания воспроизводятся), вызревшее растение отрицается собственными зернами (и тут все три момента отрицания присутствуют). Но эти новые зерна являют собой почти полное повторение изначально посаженного зерна. Так происходит «повторение» (но не полное, круговое, а по «разорванному кольцу» — витку спирали) пройденного этапа развития. Такое повторение можно обнаружить, начав со стебля как первого этапа, и вернувшись к стеблю, в процессе отрицания отрицания.
|
|
Таким образом, закон отрицания отрицания может быть сформулирован так: всякий процесс развития происходит как сменяющие друг друга этапы отрицания старого качества системы, в результате двойного отрицания— отрицания отрицания — воспроизводятся в преобразованном виде и на более высокой основе некоторые черты исходного (до первого отрицания) состояния системы, что определяет единство поступательности и повторяемости в развитии.
Эволюция отражения - от механического отпечатка к сознанию.
Чтобы доказать, что сознание является продуктом естественной эволюции природы, необходимо выяснить какое свойство всего материального по своей глубинной сущности аналогично сознанию. Этим свойством выступает отражение.