double arrow

Социальная система – элементы и структура

Людей можно делить по разным основаниям – полу, возрасту, вероисповеданию, месту и времени жизни, цвету кожи, уровню материального благополучия, политическим взглядам, увлечениям, эстетическим взглядам, принадлежности к определенной профессии… Однако, вопреки подходу к социальной стратификации П. Сорокина и тому подобных плюралистических концепций, в число существенных оснований войдут лишь немногие из перечисленных. В конечном счете, определяющим моментом жизни людей были и остаются уровень развития материального производства и соответствующие ему производственные отношения.

Каждой общественно-экономической формации соответствует своя социальная стратификация. Однако для первобытно-общинного строя, именно вследствие низкого уровня производительности труда, характерно преобладание кровно-родственной основы элементов социальной системы. Дело в том, что производство материальных, да и духовных благ в это время велось в семье.

Развитие социальной структуры на всем протяжении существования общества определяется развитием материального производства.

Материальное производство и равитие социальной структуры
Первобытно-общинная формация: Классовые формации:
–род семья– племя – союз племен – народность национальности классы нации

Исходной исторической общностью человека был род – группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии (материнской или отцовской), по большей части осознающих себя потомками общего предка (реального или мифического), носящих общее родовое имя.

Вследствие закона экзогамии (экзогамия (от греч. экзо – вне, снаружи и гамос – брак) – запрет брачных отношений между членами рода в эпоху первобытнообщинного строя) роды не могли существовать изолированно, а с самого начала объединялись в племена.

Экономической ячейкой общества становится большая патриархальная семья.

Последним объединением людей, основанным на кровном родстве, является союз племен, выступающей основой формирования народности.

Первыми сложились народности рабовладельческой эпохи (древнеегипетская, древнеэллинская и др.). В Европе процесс образования народностей завершился в основном в период феодализма (древнерусская, польская, французская и др.).

Кровно-родственная «составляющая» народности является генетическим основанием национальности.

Национальность – этническая, кровно-родственная общность людей. Главное, что отличает человека определенной национальности – его специфический генотип и внешние (фенотипические) характеристики: цвет кожи, овал лица, разрез глаз, фигура и т. п.

Частная собственность выступает экономическим основанием принципиально новых форм общности людей, прежде всего, классов.

Классами называются «... большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы – это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства» (Ленин В. И).

Крупнейшей социально-экономической общностью является нация.

Нация – экономическая общность людей в составе капиталистического государства, приобретающая в процессе совместной деятельности и жизни те характеристики, которые неправомерно приписывают национальности – общность территории, языка, культуры, психологии, традиций, обычаев, образа жизни. Нация возникает как новое социально-историческое явление в период преодоления феодальной раздробленности общества и укрепления политической централизации на основе капиталистических экономических связей.

Общественное сознание – типы, сферы, уровни и формы

Носитель, материальный субстрат индивидуального сознания – конкретный человек. А кто или что является носителем сознания общества? Конечно, если бы людей не было вообще, то о сознании общества говорить было бы бессмысленно.

Сознание общества не существует без сознания отдельных индивидов. Но кто является носителем общественного сознания? Отдельный человек не является элементом сложной общественной системы. В качестве этих элементов выступают группы людей – семьи, племена, роды, этносы, народности, классы, национальности и нации. Они-то и выступают носителями различных типов, форм, сфер и уровней общественного сознания.

С позиций материализма сущность сознания составляет то, что оно является отражением объективно-реального мира. В связи с этим общественное сознание можно определить как отражение в различных субъективных типах, сферах, уровнях и формах многообразия системы общественного бытия.

1. По субъектуотражения можно выделить следующие типы общественного сознания:

– семейное;

– племенное;

– этническое;

– сознание конретных народностей;

– классовое;

– национальное (сознание конкретной национальности);

– национальное (сознание конкретной нации);

– профессиональное (моряков, археологов, железнодорожников, полярников, космонавтов и т. п.);

– половое (мужское и женское);

– групповое (спортивная команда, группа болельщиков, нумизматов, театралов, любителей классической или современной музыки и т. п.).

2. По характеру отражения выделяются:

а) сферы отражения:

– идеологическая – рассудочное отражение в формах понятий, суждений и умозаключений;

– психологическая – эмоционально-образное отражение в формах ощущений, восприятий и представлений;

б) уровни отражения:

– научно-теоретический – отражение на уровне обобщения результатов научных исследований в форме научных гипотез, теорий;

– обыденный–отражение на уровне обобщения данных личного опыта.

3. По объекту отражения выделяются различные формы сознания:

– экономическое;

– политическое;

– религиозное;

– этическое;

– эстетическое;

– правовое;

– историческое;

– экологическое и тому подобные формы.

Конкретное сознание определенных групп людей синтетично, поэтому можно говорить, например, об эстетической обыденной психологии футбольного болельщика или об экономической обыденной идеологии рабочего класса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: