Что делать. 4 Предложите членам команды стратегического взаимодействия прой­ти личностное тестирование

4 Предложите членам команды стратегического взаимодействия прой­ти личностное тестирование.

4 Обсудите результаты друг с другом.

4 Когда сочтете это уместным, покажите результаты близкому челове­ку, который вовлечен в культ, обсудите их и попросите принять участие в тестировании.

ОЦЕНКА ЦЕННОСТЕЙ И ВЕРОВАНИЙ

4 Открыты ли ваши убеждения и верования для' изменений? 4 Принимаете ли вы во внимание исключения, когда они оправды­ваются обстоятельствами? 4 Как вы чувствуете себя, когда делаете ошибку?

4 Каков источник ваших ценностей (родители, образование, куль­турное окружение)?

+ Соответствуют ли ваши ценности вашим конкретным обстоятель­ствам, индивидуальности, потребностям?


Глава 6. Подготовка участников команды 4-181

4 Проверяете ли и оцениваете ли вы свои ценности, убеждения и верования?

4 Принимаете ли вы за чистую монету то, что вам говорят другие?

4 Способствуют ли ваши ценности позитивному действию и поведе­нию?

4 Реалистичны ли ваши ценности?

4 Являются ли ваши ценности жизнеутверждающими, поддержива­ют ли они вас, питают ли энергией?

4 Находили ли вы когда-нибудь, что ваши ценности в какой-то сте­пени стесняют вас?

4 Признаете ли вы свои потребности и чувства?

4 Что происходит, когда вы замечаете повторяющиеся ситуации, которые вызывают чувства вины, противоречия, вынужденной обязанности или которых вы избегаете?

ПРОБЛЕМЫ БРАТЬЕВ И СЕСТЕР

Родные братья и сестры человека, вовлеченного в культ, находят­ся в трудном положении. Они нередко начинают ревновать и оби­жаться на излишнее, по их мнению, внимание, уделяемое культисту. Они могут спрашивать родителей: «Почему получается так, что вы ду­маете только о Джоне? Он бездумно жертвует на нужды культа свои деньга и собственность. Я работаю действительно усердно, делаю все правильно, а ты обращаешь на меня внимание только тогда, когда хочешь услышать о Джоне!». Хотя это — крайний пример, подобные мысли и чувства могут возникать очень часто. В конечном счете, ро­дителям не следует сосредоточиваться на участнике культа до такой степени, что другие отношения оказываются забытыми.

Иногда вместо того, чтобы общаться непосредственно, люди ис­пользуют третье лицо, некоего посредника. Это явление называется триангуляцией и квалифицируется как дисфункциональный способ общения. Родители иногда определяют одного из детей на роль «рас­пределительного щита» в общении друг с другом или в передаче сооб­щений другим членам семьи.

Например:

Младшая сестра: Мои родители всегда спорят по поводу того, что делать с Джоном. При этом я оказываюсь между ними. Должна ли


182 + Стивен Хассен. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ

я соглашаться с мамой или с папой? Они хотят, чтобы я сказала, чья это вина. Они также делают меня посредником, прося погово­рить с братом. Иногда я очень злюсь. Большую часть времени я чувствую себя расстроенной и угнетенной. Плохо уже то, что мои отношения с братом испорчены. Не хватает мне тут еще и родите­лей.

Подобный тип косвенного общения обычно неэффективен и мо­жет таить в себе опасность. Выход из подобной ситуации состоит в том, что человек отказывается от позиции посредника, всякий раз настаивая на том, чтобы другие заинтересованные лица не впутывали его в свои взаимоотношения и передавали нужные сообщения непос­редственно тому, для кого они предназначаются.

Другая проблема возникает, когда кто-то из родных братьев или сестер, также бывших в культе, самостоятельно отказался от участия в нем. Если они были в той же группе, тогда, без сомнения, этот че­ловек рассматривается оставшимся как предатель. Категорически не­обходимо, чтобы сначала бывший адепт хорошо проконсультировался и действительно разобрался в своих проблемах. Он должен ответить на некоторые из жизненно важных вопросов: «Кто я? Во что я верю? Что я ценю? Как я хочу прожить свою жизнь?». Он должен понимать и уметь ясно формулировать основные вопросы, связанные с культо­вым контролем сознания. Бывший культист, вероятно, станет клю­чевой фигурой в процессе спасения. Если родной брат или сестра были в другой культовой группе, у них обычно больше гибкости и свободы для открытого разговора с культистом, поскольку они не рас­сматриваются в качестве «отступников». В данном случае появится много возможностей объяснить контроль сознания в той форме, в ка­кой он применялся в их группе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: