4 Предложите членам команды стратегического взаимодействия пройти личностное тестирование.
4 Обсудите результаты друг с другом.
4 Когда сочтете это уместным, покажите результаты близкому человеку, который вовлечен в культ, обсудите их и попросите принять участие в тестировании.
ОЦЕНКА ЦЕННОСТЕЙ И ВЕРОВАНИЙ
4 Открыты ли ваши убеждения и верования для' изменений? 4 Принимаете ли вы во внимание исключения, когда они оправдываются обстоятельствами? 4 Как вы чувствуете себя, когда делаете ошибку?
4 Каков источник ваших ценностей (родители, образование, культурное окружение)?
+ Соответствуют ли ваши ценности вашим конкретным обстоятельствам, индивидуальности, потребностям?
Глава 6. Подготовка участников команды 4-181
4 Проверяете ли и оцениваете ли вы свои ценности, убеждения и верования?
4 Принимаете ли вы за чистую монету то, что вам говорят другие?
4 Способствуют ли ваши ценности позитивному действию и поведению?
4 Реалистичны ли ваши ценности?
4 Являются ли ваши ценности жизнеутверждающими, поддерживают ли они вас, питают ли энергией?
|
|
4 Находили ли вы когда-нибудь, что ваши ценности в какой-то степени стесняют вас?
4 Признаете ли вы свои потребности и чувства?
4 Что происходит, когда вы замечаете повторяющиеся ситуации, которые вызывают чувства вины, противоречия, вынужденной обязанности или которых вы избегаете?
ПРОБЛЕМЫ БРАТЬЕВ И СЕСТЕР
Родные братья и сестры человека, вовлеченного в культ, находятся в трудном положении. Они нередко начинают ревновать и обижаться на излишнее, по их мнению, внимание, уделяемое культисту. Они могут спрашивать родителей: «Почему получается так, что вы думаете только о Джоне? Он бездумно жертвует на нужды культа свои деньга и собственность. Я работаю действительно усердно, делаю все правильно, а ты обращаешь на меня внимание только тогда, когда хочешь услышать о Джоне!». Хотя это — крайний пример, подобные мысли и чувства могут возникать очень часто. В конечном счете, родителям не следует сосредоточиваться на участнике культа до такой степени, что другие отношения оказываются забытыми.
Иногда вместо того, чтобы общаться непосредственно, люди используют третье лицо, некоего посредника. Это явление называется триангуляцией и квалифицируется как дисфункциональный способ общения. Родители иногда определяют одного из детей на роль «распределительного щита» в общении друг с другом или в передаче сообщений другим членам семьи.
Например:
Младшая сестра: Мои родители всегда спорят по поводу того, что делать с Джоном. При этом я оказываюсь между ними. Должна ли
|
|
182 + Стивен Хассен. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ
я соглашаться с мамой или с папой? Они хотят, чтобы я сказала, чья это вина. Они также делают меня посредником, прося поговорить с братом. Иногда я очень злюсь. Большую часть времени я чувствую себя расстроенной и угнетенной. Плохо уже то, что мои отношения с братом испорчены. Не хватает мне тут еще и родителей.
Подобный тип косвенного общения обычно неэффективен и может таить в себе опасность. Выход из подобной ситуации состоит в том, что человек отказывается от позиции посредника, всякий раз настаивая на том, чтобы другие заинтересованные лица не впутывали его в свои взаимоотношения и передавали нужные сообщения непосредственно тому, для кого они предназначаются.
Другая проблема возникает, когда кто-то из родных братьев или сестер, также бывших в культе, самостоятельно отказался от участия в нем. Если они были в той же группе, тогда, без сомнения, этот человек рассматривается оставшимся как предатель. Категорически необходимо, чтобы сначала бывший адепт хорошо проконсультировался и действительно разобрался в своих проблемах. Он должен ответить на некоторые из жизненно важных вопросов: «Кто я? Во что я верю? Что я ценю? Как я хочу прожить свою жизнь?». Он должен понимать и уметь ясно формулировать основные вопросы, связанные с культовым контролем сознания. Бывший культист, вероятно, станет ключевой фигурой в процессе спасения. Если родной брат или сестра были в другой культовой группе, у них обычно больше гибкости и свободы для открытого разговора с культистом, поскольку они не рассматриваются в качестве «отступников». В данном случае появится много возможностей объяснить контроль сознания в той форме, в какой он применялся в их группе.