Религиозные проблемы

Большинство людей не желают верить, что они закоснелые кон­серваторы — это справедливо и для близкого вам человека. Если вы — родитель, обеспокоенный тем, что ваш ребенок мыслит несамостоя­тельно, существенно необходимо развивать и демонстрировать соб­ственную широту взглядов, непредубежденность, тем самым поощ­ряя взаимность. Это может быть особенно трудно, когда дело касается религиозных проблем. Например, если вы — консервативный хрис­тианин, а близкий вам человек находится в культе, выступающем против концепции Троицы, это может стать для вас серьезным кам­нем преткновения. Стороны постараются навязать друг другу свою точку зрения. Трудно занимать нейтральную позицию, когда оспари­вают одно из ваших центральных религиозных верований.

Также важно понять, что в большинстве библейских культов, при всей агрессивности индоктринации, она не является основной при­чиной, из-за которой адепты остаются в группе. Это происходит по­тому, что возникает ощущение, будто группа — это и есть истинный Божий народ, ощущение, формируемое методами контроля созна­ния. Таким образом, вступать с членом культа в спор о Библии зача­стую бесполезно. В лучшем случае он воспринимает вас как пребыва­ющего вне воли Божьей, в худшем — как ведомого Сатаной. Поэтому обычно подобные дискуссии непродуктивны, они создают барьеры между людьми и пресекают общение1.

Когда люди упорно придерживаются своей особой точки зрения, я рекомендую мощную технику общения под названием «аргументация против аттитюдов (или стереотипов и предрассудков)». По существу, каждой стороне дается фиксированное количество времени, скажем десять минут, на то, чтобы защитить точку зрения другого человека как свою собственную. Например, человек, не верящий в Троицу, доказывает, почему он верит в Троицу. Тот же, кто разделяет это верование, напротив, представляет все аргументы против него, ими­тируя противоположную точку зрения.

1 Моя благодарность преподобному Бобу Пардону за формулирование этого параграфа.


Глава 6. Подготовка участников команды + 185

Как правило, ни одна из сторон не способна с должной убедитель­ностью выразить словами все пункты, если это упражнение выполня­ется впервые. В конце концов, люди на самом деле даже не понима­ют противоположную точку зрения, не говоря уже о том, чтобы отстаивать чужие верования. Но достоинство этой методики заклю­чается в том, что она задумана в методических целях. Благодаря ей каждый человек должен научиться доносить до собеседника свои мыс­ли и доказать ему их состоятельность. Если это упражнение проделано обеими сторонами со взаимным уважением и сильным желанием улуч­шить отношения, результаты могут оказаться поистине удивительны­ми. Цель здесь не в том, чтобы заставить другого человека действи­тельно принять вашу точку зрения. Она — в способности погрузиться в реальность другого человека и посмотреть на вещи с его точки зре­ния. Чтобы иметь свободное сознание, вам необходимо уметь выйти из собственной перспективы и поставить себя на место д р угих. Если вы думаете, что член культа слишком упорно придерживается своих взглядов и демонстрирует тем самым свою косность, докажите себе, что не действуете аналогичным образом.

У членов команды, являющихся по своей мировоззренческой ори­ентации светскими гуманистами, агностиками или атеистами, будут специфические трудности, если близкий им человек находится в ре­лигиозной группе. Когда культист пытается завербовать такого чело­века с помощью какой-нибудь религиозной догмы, проблемы будут возникать неизбежно. Атеисты нередко заканчивают огульной крити­кой всей религии в целом и обычно проваливаются в коммуникатив­ную «черную дыру».

Атеистам, светским гуманистам или агностикам лучше было бы предпочесть более изобретательную позицию. Например, можно ска­зать: «Если бы я верил в Бога, это был бы Бог правды, а не Бог лжи. Бог должен быть честным; иначе как Ему можно было бы доверять?». Взаимопонимание тем самым может быть найдено, а значит, и созда­на основа для будущих дискуссий, касающихся обмана и лжи. Хотя большинство членов культа согласятся, что верят в Бога правды, не­которые культы пытаются использовать выдержки из Библии, чтобы доказать, что Бог обманывает или одобряет обман. В таких случаях неплохо было бы изучить эти места в Библии, чтобы понять контекст, в котором они появляются. Можно связаться с пастором или равви­ном, чтобы получить от него квалифицированную помощь.

Другой пример изобретательного подхода: «Если бы я, как ты, ве­рил в Библию как непогрешимое Слово Божье, я хотел бы узнать о


186 + Стивен Хассен. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ

ней все, а не полагаться на механическое запоминание выбранных от­рывков. Я хотел бы понять интересующие меня мысли в полном объе­ме. Я хотел бы учиться у «верующих» ученых, посвятивших жизнь Богу и Библии». Занимая такую позицию, вы поощряете адепта боль­ше учиться и не ограничивать себя односторонними источниками ин­формации.

Члены команды могли бы обдумать позицию, согласно которой бытие Бога предполагает любовь — это существо любит всех смерт­ных, включая тех, кто в Него не верит. Те же, кто верят в Бога, должны по идее демонстрировать такую же любовь ко всем без исклю­чения. Доказательство правомерности подобных утверждений можно обнаружить, например, в Новом Завете, в Первом послании корин­фянам (13:1-13):

«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар про­рочества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, но не имею любви, я — ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.

Любовь долготерпит, милосердствует; любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется исти­не; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Ибо мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится. Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое.

Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь я знаю отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но лю­бовь из них больше»1.

Если у члена команды стратегического взаимодействия возникли трудности, касающиеся определенного вероисповедания, он мог бы потратить время на более подробное изучение различных конфессио­нальных основ. Хорошее начало — книга Джеффри Мозеса «Согла-


Глава 6. Подготовка участников команды + 187

сие: великие принципы, разделяемые всеми религиями»1, которая показывает сходство всех религий, обращая внимание на общие веро­вания типа: «Возлюби ближнего своего», «Говори правду» и «Золотое правило». Другая хорошая книга, выпущенная также в формате аудиозаписи,— это «Мировые религии» Хьюстона Смита2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: