Воин и герой

Я родился в 1954 году, поэтому мое детство пришлось на время «холодной войны». Я выучился ненавидеть коммунизм и бояться его. Детский опыт научил меня патриотизму и гордости за то, что я — американец. В возрасте десяти лет я хотел быть героем и отдать жизнь в сражении за родину. Одной из моих любимых телепередач был иг-


220 + Стивен Хассен. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ

ровой сериал о Второй мировой войне «Битва» с Виком Морроу в главной роли. Играя с друзьями в войну, я часто представлял себя солдатом-героем. У моего друга Марка был деревянный домик на зад­нем дворе, и я помню, как мы по очереди атаковали и защищали «форт», швыряясь комьями грязи и поливая друг друга из водяных пистолетов. Я даже помню, как мне ночью снились сны, в которых я бесстрашно забрасывал гранатами вражеские пулеметные гнезда. Вра­гами всегда были нацисты или коммунисты.

Повзрослев, я начал осознавать ужасы вьетнамской войны. К мо­менту окончания средней школы я стал активным пацифистом. Я от­растил длинные волосы и участвовал в демонстрациях протеста. Что произошло с юным патриотом с игрушечным ружьем? Я вырос и от­казался от личности воина/солдата, похоронив ее в глубины своего «я». Не будучи призван в армию, я был завербован для участия в Крестовом Походе за Данный Мир, который осуществлялся группой, служившей прикрытием для культа Муна, и вошел в нее как Небес­ный Солдат, борющийся с сатанинским коммунизмом. Группа часто исполняла песни декларативного содержания, например, «Небесные Солдаты за Бога» и т. д.

Универсальная тема героя, борющегося против Зла, внесла значи­тельный вклад в историю человечества, его искусство и литературу. Менталитет воина/солдата — еще одна существенная сторона боль­шинства лиц, завербованных культами. Менталитет солдата культи­вируется здесь, чтобы верить: + Я должен следовать приказам старших. + Мы — хорошие. Наш враг — плохой. + Жертва во благо делает тебя героем.

В рамках подхода стратегического взаимодействия мы научимся узнавать, когда близкий человек говорит и действует от лица своей культовой личности. Мы попробуем добиться взаимопонимания и до­верия в отношениях с его культовой личностью. Один из ключевых моментов при общении с ней состоит в признании благих намерений, характеризующих каждую ее сторону в отдельности. Наша цель состо­ит в том, чтобы помочь близкому человеку высвободить структуры докультовои личности, поглощенные личностью культовой, и вновь интегрировать их в подлинное «я».

В моем случае «ребенок» нуждался в совершенных родителях и пол­ной безопасности. «Идеалисту» требовался совершенный мир. Рели­гиозно-духовная сторона стремилась к совершенным отношениям с


Глава 8. Взаимодействие с двойной личностью + 221

Ьогом или Создателем. Воин был готов пожертвовать самой жизнью, чтобы достичь этого совершенства. После того как я оставил группу, необходимо было определить субличности, сформировавшие ядро моей мунистской личности, освободить их и в конечном счете интег­рировать в посткультовое «я». Необходимо было любить идеалиста в себе, а не просто отбрасывать его в сторону, тем более что мой взрос­лый идеализм сохранился благодаря детской стороне психики. Мне нужно было, чтобы религиозно-духовная субличность нашла для себя здоровую альтернативу, в связи с чем я не так давно стал посещать неприсоединившуюся еврейскую синагогу1. Воин, продолжающий жить во мне, борется с культовым контролем сознания,— хотелось бы надеяться, без нездоровых проявлений.

В работе с клиентами я стараюсь способствовать целостному исце­лению путем всестороннего консультирования. В ходе стратегическо­го взаимодействия с близким человеком вы должны будете оказывать уважение ядру культового «я», помогая ему интегрироваться в новую подлинную, посткультовую личность. Когда эта глубокая терапевти­ческая работа по интеграции не закончена, бывший культист продол­жает конфликтовать, а иногда и воевать с самим собой. Он боится открывать Библию, боится молиться и даже думать о Боге. Он нена­видит ту часть себя, которая испытывает духовные потребности. Тем самым он остается верен черно-белым представлениям о действитель­ности.

Я хочу дать понять бывшим культистам, что духовность — это не черно-белое мышление и не слепая вера в абсолюты. Сущность веры не в том, чтобы иметь ответы на все вопросы, но в уверенности, что истина и доброта существует так же, как существует Бог. Неудачным оказывается освобождение человека из-под власти деструктивного культа, если он считает себя обязанным вовсе отказаться от религиоз­ных потребностей или очернить их настолько, чтобы они исчезли сами собой. Множество людей поступали именно так, позволив отрица­тельному культовому опыту мешать их свободной воле.

Когда наши близкие оставляют культ, необходимо признать, что их идеалистическая составляющая продолжает обнаруживать себя. В то же время мы стремимся помочь им усомниться в том, что культо-

1 Впервые после моего детства я нашел раввина и храм, где я чувствую себя удобно. Мы с моей женой — члены неприсоединившегося храма Бет Зион в Бруклине, штат Массачусетс. Раввин Моше Уолдокс — исключительный духов­ный лидер. Он удостоил нас с Мисией чести и провел нашу свадебную церемо­нию. Если вам интересно и вы хотите знать больше, обратитесь по адресу www.templebethzion.oig


222 + Стивен Хассен. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ

вый опыт сделал их ближе к «Богу» или способствовал созданию с< > вершенного мира. Нам следует убедить их идеалистическую сублич ность в том, что после ухода из группы они могут продолжать работа! ь над достижением этой цели.

£АК УСТАНОВИТЬ ДОВЕРИТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ С КУЛЬТОВОЙ ЛИЧНОСТЬЮ

Я никогда не встречался с человеком, которому было бы комфорт­но общаться со своим близким, находящимся в культе. Для человека естественно испытывать неуверенность и неловкость, когда нормаль­ные средства общения терпят неудачу. Имейте в виду, что вы пытае­тесь помочь человеку, чьим поведением, степенью информированно­сти, мыслями и эмоциями манипулирует группа. Чем больше вы поощряете поведение, свойственное его подлинному «я», помогаете в поисках информации, провоцируете определенные мысли и эмо­ции, тем более продуктивным будет ваше общение. Пытайтесь досту­чаться до близкого человека на всех этих уровнях.

0 своей первой книге я писал о консультировании на основе вы­явления докультового «я». Теперь, с развитием ПСВ, я поддержи­ваю двойную цель, преследующую усвоение позитивных сторон куль­товой личности. Если ее структура вам известна и понятна, вы можете ее использовать, чтобы помочь освободить близкого человека. Вместо ожидания кратких встреч с подлинным «я» можно искать взаимопони­мания с культовой личностью и заручиться поддержкой таких ее сто­рон, как преданность делу и идеализм. И вместо того, чтобы цели­ком отвергать культовую личность, следует пытаться сформировать новую, «посткультовую» личность, которая воплощает в себе наибо­лее ценные и здоровые части всех личностей в целом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: