Психологические требования к личности педагога. Общие и специальные способности педагога

Главным и постоянным требованием, предъявляемым к педа­гогу, является любовь к детям, к педагогической деятельности, наличие специальных знаний в той области, которой он обуча­ет детей, широкая эрудиция, педагогическая интуиция, высо­коразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нрав­ственности, профессиональное владение разнообразными ме­тодами обучения и воспитания детей. Без любого из перечис­ленных факторов успешная педагогическая работа невозможна.

Дополнительными, но относительно стабильными требовани­ями, предъявляемыми к педагогу, являются общительность, ар­тистичность, веселый нрав, хороший вкус и другие. Эти качест­ва важны, но меньше, чем главные, перечисленные выше. Без каждого из таких качеств в отдельности учитель или воспита­тель вполне может обойтись.

Новая ситуация, складывающаяся в обществе, задает новые цели обучения и воспитания. Они в свою очередь опре­деляют требования, предъявляемые к личности учителя и вос­питателя Для того чтобы вовремя и точнее установить эти тре­бования, необходимо сделать следующее

1. Правильно оценить тенденции политического, социаль­ного и экономического развития общества.

2. Определить, какими качествами в этом обществе должен будет обладать человек, чтобы общество непрерывно развивалось.

3. Установить, какими достоинствами должен располагать и от каких недостатков должен быть избавлен современный чело­век, оканчивающий среднюю школу

4. Выяснить, каким должен стать современный педагог, обес­печивающий формирование и развитие личности, необходимой обществу

Общие и специальные способности педагога. Для того чтобы успешно справляться со своей работой, пе­дагог должен иметь незаурядные общие и специальные способ­ности. В число общих способностей входят те, которые опреде­ляют высокие результаты в любой человеческой деятельности, а к специальным относятся те, от которых зависит успех именно педагогической деятельности, обучения и воспитания детей. На общих способностях мы останавливаться не будем, так как они связаны не только с педагогической деятельностью, а специ­альные способности рассмотрим подробнее. К ним можно от­нести:

 

- способность видеть и чувствовать, понимает ли учащийся изучаемый материал, устанавливать степень и характер такого понимания;

- способность самостоятельно подбирать учебный материал, определять оптимальные средства и эффективные методы обучения;

- способность по-разному излагать, доступным образом объяснять один и тот же учебный материал с тем, чтобы обеспечить его понимание и усвоение всеми учащимися;

- способность строить обучение с учетом индивидуальности учащихся, обеспечивая быстрое и глубокое усвоение ими знаний, умений и навыков;

- способность за сравнительно короткий срок добиваться усвоения значительного объема информации, ускоренного интеллектуального и нравственного развития всех учащихся;

- способность правильно строить урок, совершенствуя свое преподавательское мастерство от занятия к занятию;

- способность передавать свой опыт другим учителям и в свою очередь учиться на их примерах;

- способность к самообучению, включая поиск и творческую переработку полезной для обучения информации, а также ее непосредственное использование в педагогической деятельности;

- способность формировать у учащихся нужную мотивацию и структуру учебной деятельности (учения).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: