double arrow

ДЕМОНТАЖ «ПУСКОВЫХ МЕХАНИЗМОВ»


Частично снять первоначальную панику, вызванную столкновени­ем с «плаванием», можно твердым напоминанием самому себе, что это — естественный симптом контроля сознания, который поддается лечению. Чтобы добиться контроля над «плаванием», человеку сле­дует сначала определить спусковой механизм («триггер»), который мо­жет быть как внутренним (мысль или мысленный образ), так и вне­шним (человек или место). Следующий шаг заключается в обучении новой реакции на действие пускового механизма путем систематичес­кого вызова данного стимула и создания другой ассоциативной свя­зи. Например, мне нужно было вновь и вновь повторять слово «луна», мысленно представлять себе луну и говорить самому себе: «У Земли имеется только один естественный спутник, Луна». Подкреп­ляя реальное значение слова «луна», а не культовые коннотации, я сумел нейтрализовать триггер, заставлявший меня «плавать», и свя­зал его с другой ассоциацией.

1 Moon, фамилия Муна, по-английски означает «луна». (Прим. перев.)


352 + Стивен Хассен. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ

Триггер — это якорь опыта; он может включать в себя одно или не­сколько чувств. К счастью, сознание способно обучиться с одной по­пытки, и бывшие культисты могут использовать эту способность, чтобы демонтировать культовые триггеры. Все, что им нужно,— это просто осознать, как они обрабатывают информацию при помощи пяти чувств:

1. Визуальные образымогут быть ассоциированными (включенное участие) или диссоциированными (наблюдение со стороны). Их можно видеть как цветные или черно-белые, сфокусированные или нечеткие, двух- или трехмерные, отличающиеся различной перспективой — больше (ближе), меньше (дальше), снизу, сверху. Чтобы нейтрализовать визуальный триггер, например фотогра­фию лидера культа, бывший адепт может вообразить себя смотря­щим на нее (диссоциированный образ), а не смотреть на нее непосредственно (ассоциированный образ). Можно также практи­коваться в подборе цвета, фокусировки и размера.

2. Слуховая информациявключает слова, громкость, тон, скорость речи, тембр голоса. Некоторые бывшие культисты не могут слу­шать отдельные музыкальные произведения, например сонаты Моцарта, которые играли на занятиях в группе. Еще некоторое время после ухода от мунистов я не мог слышать корейский акцент в речи собеседника, не выходя из душевного равновесия. Ключ к уничтожению слуховых триггеров заключается в том, чтобы, во-первых, осознать их, а во-вторых, строить на их основе здоровые ассоциации, например, сходить на концерт Моцарта с хорошими друзьями или поговорить с корейцами, которые не имеют отноше­ния к культовым группам.

3. Кинестетическая информация (информация от внутренних ощуще­ний)отмечается как удовольствие или боль, жара или холод, глад­кое или шероховатое, внутреннее или внешнее. Кинестетическим триггером может оказаться поясной поклон или молитва на коле­нях. Это может быть что-то из йоги, например, когда человек си­дит в позе лотоса. Путем осознания и формирования новых ассо­циаций — выполнения тех же действий в новой окружающей обстановке и с иной установкой сознания — можно нейтрализовать и такие триггеры.

4. Обонятельная информация (запах)может быть положительной или отрицательной, в более частном случае — острой или пресной,* сладкой или кислой, и т. д. Обонятельные триггеры включают в себя запах пищевых продуктов, благовония (фимиам, ладан),


Глава 12. Планирование и осуществление воздействия + 353

ароматизированные свечи. Если участник культа работал на заводе по переработке рыбы, это может быть запах рыбы. 5. Вкусовая информация (вкус)может быть положительной или отри­цательной, в частности ароматной, пряной или успокаивающей, мягкой, сладкой или кислой. Участники культов часто проявляют отвращение к пищевым продуктам, которые они обычно ели в пе­риод пребывания в группе. Для меня это продукты забегаловок, вроде «бит-маков» из Макдоналдса и корейских блюд типа ким чи. Идентифицировать обонятельные и вкусовые триггеры и создавать новые ассоциации можно так же, как и с первыми тремя ощуще­ниями.

Техника демонтажа «триггеров» особенно важна в применении к культовому «передернутому языку». Порекомендуйте близкому че­ловеку записывать наиболее часто встречающиеся культовые слова, которые он использует. Затем попросите его обратиться к хорошему словарю и прочитать реальные определения этих слов1. Бывшие куль­тисты освободятся гораздо скорее, если смогут создавать новые ассо­циации, а не просто избегать «проблемных» слов «новояза». Нейтра­лизация культовых терминов и использование нормальных слов для описания «реальности» поможет ускорить процесс исцеления тех, кто пробыл в культах многие годы.

Бывшим участникам культов полезно также стараться сознательно применять конструктивные высказывания. Даже полный лучших по­буждений внутренний диалог, такой, например, как: «Не думай, что ты глуп» или «Не бойся, что тебя хотят схватить»,— может породить противоположный эффект в зависимости от формулировки. Более эффективный подход состоит в том, чтобы мыслить позитивно, вспоминая, к примеру, о своих интеллектуальных достижениях или подбадривая себя знанием навыков самозащиты.


Сейчас читают про: