Тема 1. Общие положения об инновационной деятельности

1. Понятие и виды инноваций, основные предпосылки их возникновения.

2. Понятие и признаки инновационной деятельности, субъекты инновационной деятельности.

3. Инновационное законодательство в системе законодательства Российской Федерации.

Правовые основы инноваций и инновационной деятельности в Российской Федерации


В современных условиях важным фактором модернизации российской экономики являются инновации. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, предусматривает формирование российской экономики на базе экономики лидерства и инноваций. В инновационной экономике основные доходы должны поступать не от использования природных ресурсов, а от создания и внедрения новых, в том числе интеллектуальных технологий, от производства новых идей в экономической и социальной сферах.

Под инновацией понимается внедренное новшество, обладающее высокой эффективностью. Инновация рассматривается как конечный результат интеллектуальной деятельности человека, проявляющийся в виде новых или отличных от предшествующих полезных объектов. Инновации характеризуются введением на рынок новых продуктов интеллектуальной деятельности, которые обладают более высоким научно-экономическим потенциалом. Таким образом, инновация – это не всякое новшество, а только такое, которое значительно повышает эффективность действующей системы.

Общие правовые основы инновационной деятельности обеспечиваются наличием основных конституционных прав и свобод. К их числу относятся:
1) право каждого распоряжаться своими способностями к труду (ст. 37 Конституции Российской Федерации);
2) свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания (ч. 1 ст. 44 Конституции Российской Федерации);
3) право на образование (ст. 43 Конституции Российской Федерации).

В Российской Федерации созданы нормативно-правовые основы развития инноваций в экономике, образовании, социальной сфере. Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» устанавливает, что государство оказывает поддержку инновационной деятельности в целях модернизации российской экономики, обеспечения конкурентоспособности отечественных товаров, работ и услуг на российском и мировом рынках, улучшения качества жизни населения (п. 1 ст. 16.1).

Государственная поддержка инновационной деятельности определяется в Законе как совокупность мер, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях создания необходимых правовых, экономических и организационных условий, а также стимулов для юридических и физических лиц, осуществляющих инновационную деятельность.

Также устанавливаются принципы государственной поддержки инновационной деятельности:
– программный подход и измеримость целей при планировании и реализации мер государственной поддержки;
– доступность государственной поддержки на всех стадиях инновационной деятельности, в том числе для субъектов малого и среднего предпринимательства;
– опережающее развитие инновационной инфраструктуры;
– публичность оказания государственной поддержки инновационной деятельности посредством размещения информации об оказываемых мерах государственной поддержки инновационной деятельности в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
– приоритетность дальнейшего развития результатов инновационной деятельности;
– защита частных интересов и поощрение частной инициативы;
– приоритетное использование рыночных инструментов и инструментов государственно-частного партнерства для стимулирования инновационной деятельности;
– обеспечение эффективности государственной поддержки инновационной деятельности для целей социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
– целевой характер использования бюджетных средств на государственную поддержку инновационной деятельности.

П. 3 ст. 16.2 указанного закона устанавливает формы государственной поддержки инновационной деятельности. К ним относятся:
– предоставления льгот по уплате налогов, сборов, таможенных платежей;
– предоставления образовательных услуг;
– предоставления информационной поддержки;
– предоставления консультационной поддержки, содействия в формировании проектной документации;
– формирования спроса на инновационную продукцию;
– финансового обеспечения (в том числе субсидии, гранты, кредиты, займы, гарантии, взносы в уставный капитал);
– реализации целевых программ, подпрограмм и проведения мероприятий в рамках государственных программ Российской Федерации;
– поддержки экспорта;
– обеспечения инфраструктуры.

Возможны и иные формы, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (действует в ред. от 06.12.2011) определяет, что оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства органами государственной власти и органами местного самоуправления может осуществляться в виде:
1) создания организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и оказывающих поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе технопарков, центров коммерциализации технологий, технико-внедренческих и научно-производственных зон, и обеспечения деятельности таких организаций;
2) содействия патентованию изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и селекционных достижений, а также государственной регистрации иных результатов интеллектуальной деятельности, созданных субъектами малого и среднего предпринимательства;
3) создания условий для привлечения субъектов малого и среднего предпринимательства к заключению договоров субподряда в области инноваций и промышленного производства;
4) создания акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов.

Государственным органом, определяющим государственную политику в сфере инноваций, является «Правительственная комиссия по высоким технологиям и инновациям», созданная в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. № 667. Распоряжение Правительства РФ от 10 марта 2006 г. № 328-р утвердило Комплексную программу «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» (действует в ред. от 27.12.2010).

Правила создания инновационной структуры в сфере образования определяются Приказом Минобрнауки РФ от 23.06.2009 г. № 218 «Об утверждении Порядка создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования».
В нем говорится, что инновационную инфраструктуру составляют федеральные и региональные инновационные площадки.

Основными направлениями деятельности инновационных площадок являются:
1) Разработка, апробация и (или) внедрение:
– новых элементов содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий, учебно-методических и учебно-лабораторных комплексов, форм, методов и средств обучения в образовательных организациях;
– примерных основных образовательных программ, инновационных образовательных программ;
– новых профилей (специализаций) подготовки в сфере профессионального образования, обеспечивающих формирование кадрового и научного потенциала в соответствии с основными направлениями социально-экономического развития Российской Федерации;
– методик подготовки, переподготовки и (или) повышения квалификации кадров, в том числе педагогических, научных и научно-педагогических работников и руководящих работников сферы образования, на основе применения современных образовательных технологий;
– моделей образовательных организаций;
– новых механизмов, форм и методов управления образованием на разных уровнях, в том числе с использованием современных технологий;
– новых институтов общественного участия в управлении образованием;
– новых механизмов саморегулирования деятельности объединений образовательных организаций и работников сферы образования, а также сетевого взаимодействия образовательных организаций.
2) Иная инновационная деятельность в сфере образования, направленная на совершенствование учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования в Российской Федерации.

В целях формирования инновационной среды, развития взаимодействия между образовательными учреждениями и промышленными предприятиями, поддержки создания хозяйственных обществ в системе образования осуществляется государственная поддержка развития инновационной инфраструктуры, включая поддержку малого инновационного предпринимательства, в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования. Порядок осуществления государственной поддержки инноваций в образовании определяется «Положением о государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры, включая поддержку малого инновационного предпринимательства, в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 09.04.2010 г. № 219 (в ред. от 03.06.2011) «О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования».

Анализ существующей нормативной базы инновационного развития показывает, что такое развитие невозможно без активного участия государства. Это ни в коей мере не противоречит конституционному принципу многообразия форм собственности. Как справедливо отмечает Авакьян С.А., было бы ошибкой инновационную «стратегию ориентировать на какую-то одну форму – государственный или частный сектор экономики. В принципе государству должно быть все равно, где рождается инновационный продукт, главное – чтобы он появился и чтобы при этом помимо интересов создателя, соответствующей организации не были забыты и интересы государства».

Роль государства в инновационном развитии определяется следующими факторами:
1) необходимостью стимулировать развитие экономики страны как обязательного базового условия для инноваций, так как только развитие экономики формирует устойчивый спрос на инновации;
2) возможностью аккумулировать и направлять на развитие инноваций значительнее материальные ресурсы;
3) необходимостью опережающего развития образования как неотъемлемого условия инновационной деятельности;
4) необходимостью формирования целостной инновационной политики, основанной на принципах планирования и прогнозирования инновационной деятельности;
5) необходимостью объединения и координирования в масштабах страны всей инновационной, научной и научно-технической деятельности.

Опыт зарубежных стран показывает, что роль государства в развитии инноваций может проявляться в следующих формах:
1) государство может создавать сети центров распространения нововведений и консультационных центров, оказывающих деловые услуги инноваторам;
2) государство способствует формированию рынка инноваций, и само выступает его агентом;
3) государственные органы призваны осуществлять мониторинг и прогнозирование инновационных процессов в стране и за рубежом, а часто и поиск наиболее эффективных передовых технологий для широкого внедрения;
4) государство осуществляет экспертизу инновационных проектов, поскольку отдельным организациям, осуществляющим нововведения, трудно оценить все их возможные эффекты в общеэкономическом масштабе;
5) государство осуществляет прямое финансирование организаций для поощрения инноваций в области новейших технологий;
6) государство устанавливает льготное налогообложение для предприятий, занимающихся инновационной деятельностью;
7) государство создает условия для сотрудничества университетской науки и предприятий, производящих наукоемкую продукцию.

Не последнее место занимает задача по формированию правовых основ жизни общества, способствующих появлению и внедрению инноваций. Речь идет о развитии законодательства, защищающего частную собственность, охраняющего интеллектуальную собственность, регулирующего создание и деятельность юридических лиц. В этом отношении необходим комплексный мониторинг всего действующего законодательства, в первую очередь гражданского, налогового, законодательства об образовании на предмет его соответствию потребностям в развитии инноваций.

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1) в Российской Федерации принят ряд нормативных актов, направленных на развитие инноваций в экономике страны; в то же время необходим мониторинг действующего законодательства с целью последующего усиления его инновационной направленности;
2) инновационная деятельность в современных условиях не может осуществляться без активного участия государства в различных формах с учетом мирового опыта;
3) обязательным условием для инноваций является опережающее развитие образования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: