Согласно теории государства и права, субъект права – лицо, которое может обладать субъективными правами и юридическими обязанностями.
Таким образом, мы можем говорить, что субъект муниципальных правоотношений - это определенное лицо, которое может обладать субъективными правами и юридическими обязанностями в области муниципальных правоотношений.
Действующее законодательство относит к таковым органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления.
К органам местного самоуправления относятся:
- выборные органы, образуемые в соответствии с Федеральным законом «О местном самоуправлении», законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований;
- другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований.
Мы обозначили две группы органов местного самоуправления, отличающиеся друг от друга по способу своего образования. Одна из них формируется на основе выборов, другая - невыборным путем, то есть путем назначения, делегирования, кооптирования и т.д.
Под местным самоуправлением понимается система создаваемых гражданами органов, самостоятельно и с привлечением населения решающих вопросы местного значения. Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, а также вопросов владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью[3].
Никто, никакой орган не вправе вмешиваться в решение этих вопросов, утверждать, отменять или приостанавливать решения органов местного самоуправления. Местное самоуправление – это форма осуществления регионального управления, наиболее соответствующая рыночной экономике и политическому состоянию. Конституционные положения о местном самоуправлении содержат следующие нормы:
- местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно;
- органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти;
- местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления;
- структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно;
- изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий[4].
Таким образом, местное самоуправление Конституция РФ рассматривает в контексте взаимоотношений с личностью, что дает нам основание говорить о населении как участнике муниципальных правоотношений.
Часть 1 статьи 130 Конституции РФ говорит, что местное самоуправление осуществляется населением, но прямо в действующем законодательстве субъект муниципальных правоотношений не определен.
Между тем, законодательная регламентация данного вопроса крайне важна, так как от нее напрямую зависят территориальные пределы местного самоуправления, его уровни. К тому же и содержание, и формы местного самоуправления, а также методы и средства его осуществления производны от условий и уровня развития субъекта, социальных, демографических, национальных и иных характеристик населения.
Население, проживающее на соответствующей территории, объединяется общими интересами, потребностями, проблемами. Поэтому законодательство России о местном самоуправлении наряду с термином «население» для обозначения субъекта муниципальных правоотношений использует понятие «местное сообщество».
При этом субъектом местного самоуправления признаются местные сообщества, проживающие как в административно-территориальных единицах (районах, городах, поселках), так и в сельских поселениях (населенных пунктах), не являющихся таковыми.
Основными формами осуществления власти в муниципальном праве являются представительная и непосредственная демократия. Представительная демократия означает, что власть в местном самоуправлении устанавливается при помощи выборов. Непосредственная демократия характеризуется тем, что каждый гражданин сам лично осуществляет власть, но ее осуществление происходит посредством участия в выборах и референдуме. Референдум – это всенародное голосование по наиболее важным вопросам политической и общественной жизни муниципального образования.
Для непосредственного осуществления местным сообществом управленческих функций используются институты местного референдума, собраний (сходов) граждан, конференций жителей, народной инициативы и прочее.
Членом местного сообщества является гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий на территории, в границах которой осуществляется местное самоуправление. Таким способом гражданин принимает непосредственное участие осуществлении народовластие, которое базируется на народном суверенитете. Народный суверенитет означает полновластие народа, участие народа в общественной и государственной жизни страны.
В становлении и развитии местного самоуправления, формировании муниципального права большую роль играют органы государственной власти субъектов РФ. Их взаимодействие с органами местного самоуправления и его должностными лицами, с одной стороны, в значительной степени определяет эффективность осуществления региональной политики, решения социально-экономических, политических проблем развития округа, области, края, республики. С другой стороны, такое взаимодействие обеспечивает результативность муниципальной политики, способствуя через решение вопросов местного значения реализации государственных задач: укрепление основ народовластия, создание условий для обеспечения жизненных интересов населения, проведение мероприятий по социальной защите населения, стабилизации политической системы.
С учетом изложенного можно выделить следующие допустимые варианты организации местного самоуправления:
1) представительный орган состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах; глава муниципального образования избирается на муниципальных выборах и возглавляет местную администрацию (во всех типах муниципальных образований);
2) представительный орган состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах; глава муниципального образования избирается представительным органом из своего состава и является его председателем; местную администрацию возглавляет руководитель, нанятый по контракту (во всех типах муниципальных образований);
3) представительный орган формируется из глав внутрирайонных муниципальных образований и лиц, делегированных представительными органами внутрирайонных муниципальных образований из своего состава; глава муниципального образования избирается на муниципальных выборах и возглавляет местную администрацию (только в муниципальных районах);
4) представительный орган формируется из глав внутрирайонных муниципальных образований и лиц, делегированных представительными органами внутрирайонных муниципальных образований из своего состава; глава муниципального образования избирается представительным органом из своего состава и является его председателем; местную администрацию возглавляет руководитель, нанятый по контракту (только в муниципальных районах);
5) представительный орган состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах; глава муниципального образования избирается на муниципальных выборах, возглавляет местную администрацию и является председателем представительного органа (только в муниципальных образованиях с численностью жителей менее 1000 человек);
6) представительный орган состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах; глава муниципального образования избирается представительным органом из своего состава, является его председателем и возглавляет местную администрацию (только в муниципальных образованиях с численностью жителей менее 1000 человек);
7) полномочия представительного органа осуществляет сход жителей муниципального образования; глава муниципального образования избирается на сходе, председательствует на нем и возглавляет местную администрацию (только в муниципальных образованиях с численностью жителей менее 100 человек)[5].
Таким образом, можно говорить, что субъектами муниципальных правоотношений являются:
- человек, непосредственно принимающий участие в местном самоуправлении, либо население (местное сообщество) в целом.
- представительные (выборные) органы местного самоуправления – мэр, губернатор и т.п.
- исполнительно - распорядительные и контрольные органы местного самоуправления.
Во второй главе настоящей курсовой работы мы рассмотрим правовой статус главы муниципального образования как представителя исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления Российской Федерации.