Лишение судна права на флаг

Согласно действующему международному праву государство обязано контролировать суда, плавающие под его флагом, поддерживая с ними постоянную связь по политическим, экономическим, техническим и социальным вопросам. Каждое государство организует расследование каждой морской аварии или навигационного инцидента в открытом море с участием плавающего под его флагом судна, приведшего к гибели граждан другого государства или к нанесению им серьезных увечий, к серьезному ущербу судам или установкам другого государства, или морской среде, достаточно квалифицированным лицом или лицами. Государство флага и иностранное государство сотрудничают в любом проводимом расследовании любой такой морской аварии или навигационного инцидента. Государство, предоставившее судну право плавать под его флагом, несет ряд обязанностей в отношении такого судна.

В частности, каждое государство в отношении судов, плавающих под его флагом, принимает необходимые меры для обеспечения безопасности в море, в частности в том, что касается:

а) конструкции, оборудования и годности к плаванию судов;

б) комплектования, условий труда и обучения экипажей судов с учетом применимых международных актов;

в) пользования сигналами, поддержания связи и предупреждения столкновения.

Итак, обеспечение безопасности международного судоходства — одна из важнейших обязанностей государств. Государства возлагают выполнение этой обязанности на судне на капитанов судов. Капитан должен быть полностью ознакомлен с применимыми международными правилами по вопросам охраны человеческой жизни на море, предупреждения столкновения, предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды, поддержания связи по радио и обязан соблюдать такие правила. Если капитан, действуя в состоянии крайней необходимости, оставляет судно вместе с экипажем, то тем самым прерывается связь между государством и судном, плавающим под его флагом. В связи с этим возникает проблема утраты судном, оставленным экипажем, права на флаг.

Судно приобретает право на флаг после несения его в Государственный судовой реестр морского порта и выдачи ему Свидетельства на право плавания под флагом конкретного государства (статья 15 , статьи 33—51 КТМ РФ). Одним из оснований лишения судна права на флаг, если оно оставлено экипажем, является пропажа судна без вести, для чего согласно статье 48 КТМ 1999 г. о нем не должно быть ничего известно от 1 до 3 месяцев в мирное время (в зависимости от длительности рейса) или не менее 6 месяцев в военное время.

Официальное признание судна пропавшим без вести лишает его права на флаг. При этом указанный срок для признания судна пропавшим без вести исчисляется не с момента, когда оно должно было прийти в порт назначения, а со дня его оставления экипажем судна. В связи с этим капитан должен представить доказательства не только причин оставления судна, но и места и времени его оставления.

На основе рассмотрения различных случаев оставления судна можно сделать вывод о том, что капитан судна, действуя в состоянии крайней необходимости, обладает чрезвычайными полномочиями как в отношении судна (и груза), так и людей. При этом речь идет об особой форме крайней необходимости, главная характерная черта которой заключается в том, что капитан как лицо, действующее в состоянии крайней необходимости, сам подвергается такой же и той же опасности, что и другие люди на судне, не говоря уже о самом судне, грузе и окружающей среде. Эта особая форма крайней необходимости вызывает различные виды действий:

– распоряжение капитана об оставлении аварийного судна в условиях очень серьезной опасности для людей и невозможности устранить эту опасность в условиях судна, поскольку само судно находится в опасности неминуемой гибели. При этом пассажиры и экипаж, высаживаясь на плоты и в шлюпки, продолжают находиться в опасности, хотя и в несколько меньшей степени;

В оставление судна в условиях реальной угрозы уничтожения или захвата судна врагами, пиратами или террористами, когда оставление судна является способом уменьшения угрозы для жизней пассажиров и членов экипажа. Такое оставление может сопровождаться или не сопровождаться (в зависимости от срочности оставления судна или предъявленного врагами или пиратами условия) намеренным потоплением судна по распоряжению капитана. При этом пассажиры и экипаж, покинувшие судно, продолжают находиться в опасности как от воздействия стихии, так и от возможных действий врагов, пиратов и террористов;

вынужденное согласие капитана на оставление судна или захват его врагами либо пиратами в обмен на возможность для пассажиров и экипажа покинуть судно в относительно безопасном месте. Вынужденность действий капитана в этом случае объясняется тем, что оставление судна, например в условиях сильного шторма, равнозначно гибели всех или большинства пассажиров и членов экипажа.

В заключение можно было бы сказать, что правовой статус капитана морского судна сформировался в результате многовековой истории освоения Мирового океана и под влиянием научно-технического прогресса в сфере судостроения, навигации, морской практики и борьбы за выживание на море. Вместе с тем правовой статус капитана будет развиваться и дополняться новыми элементами и в будущем, пока существует Мировой океан и мореплавание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: