Практические задания. 1.Раскройте особенности и взаимосвязь понятий «психика», «сознание», «душа», «духовность»

1. Раскройте особенности и взаимосвязь понятий «психика», «сознание», «душа», «духовность».

2. Как известно, активность сознания выражается как в форме внутреннего напряжения сознания (сила мысли, чувств, воли), так и в форме внешнего её проявления (деятельности). Приведите примеры, подтверждающие вышеназванные формы активности сознания.

3. Возникновение и развитие сознания обуславливается биологическими, психическими, психофизиологическими и социальными факторами. Однако и в современном развитом обществе появляются «Маугли». Каковы, по Вашему мнению, основные причины их появления?

4. Сознание – это субъективный образ объективного мира. Покажите единство и различие объективного и субъективного в сознании.

5. И Кант утверждал, что люди «обладают некоторыми априорными знаниями, и даже обыденный рассудок никогда не обходится без них». Эти априорные знания характеризуются необходимостью и всеобщностью. (См. Хрестоматия по философии. С. 236 – 238). Согласны ли Вы с тем, что человеческое знание действительно содержит в себе необходимые и всеобщие априорные суждения? Обоснуйте свой ответ.

6. Творчество человека, по мнению Н.А.Бердяева, предполагает «три элемента – элемент свободы, благодаря которой только и возможно творчество нового и небывшего, элемент дара и связанного с ним назначения и элемент сотворённого уже мира, в котором и совершается творческий акт и в котором он берёт себе материалы». (См. Хрестоматию по философии, С. 268). А что, по Вашему мнению, представляет собой творчество человека? Согласны ли Вы с существующим утверждением о том, что все люди являются творческими существами? Обоснуйте свой ответ.

7. Объясните смысл понятия «виртуальная реальность». Приведите аргументы, доказывающие существование такой реальности.

8. Прокомментируйте высказывание Э.Фромма: «Разум, счастливый дар человека, - и его проклятие: он заставляет его вечно трудиться над разрешением неразрешимой дихотомии. (См. Хрестоматия по истории философии. – Ч.2. – С. 381). Приведите примеры, подтверждающие положительную и отрицательную роль разума в жизни человека и общества.

9. Используя принцип вытеснения, раскройте взаимосвязь сознательного и бессознательного. Какую роль играет бессознательное в жизнедеятельности человека? Назовите мыслителей, научные открытия которых обязаны внезапному проявлению бессознательного.

10. С помощью кругов Эйлера соотнесите понятия: «мышление», «психика», «сознание», «самосознание», «отражение».

11. По мнению К.Фогта, «мысли находятся в таком же отношении к мозгу, в каком желчь находится к печени или моча к почкам». (См. Мир философии // Книга для чтения. – Ч.1. – С. 452). Определите философскую позицию автора. Согласны ли Вы с данным суждением? Каково Ваше понимание мыслительной деятельности человека?

12. Объясните, почему человек становится личностью и начинает осознавать себя как личность прежде всего в процессе самосознания. Выделите факторы формирования самосознания человека. Обоснуйте наличие разных степеней самосознания у различных людей и у одного и того же человека. Назовите мыслителей, которые выделяли самосознание как особую сферу субъективного мира.

13. Раскройте смысл высказывания Ф.Тютчева: «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся…» Согласны ли Вы с мыслителями, которые считают, что для разумного человека слово обладает такой же силой, как и материальные действия? Соизмеряете ли Вы силу своих слов с возможными последствиями?

14. Прокомментируйте высказывание М.Хайдеггера: «Не мы говорим языком, а язык говорит нами». Можно ли считать, что люди, говорящие друг с другом на одном языке, всё-таки разговаривают на разных языках?

15. Прокомментируйте и сопоставьте следующие высказывания:

1. «Всему, что есть хорошего во мне, я обязан книгам» (М.Горький);

2. «Чтение есть суррогат чужого мышления» (А.Шопенгауэр).

Кто, по Вашему мнению, прав – Горький или Шопенгауэр?

Обоснуйте свою точку зрения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: