Практические задания. 1.Охарактеризуйте противоречие между объективно-идеалистической системой и диалектическим методом в философии Гегеля

1. Охарактеризуйте противоречие между объективно-идеалистической системой и диалектическим методом в философии Гегеля. Назовите мыслителя, указавшего на это противоречие.

2. Прокомментируйте высказывание Гегеля: «Процесс меры, который одновременно то оказывается только изменением количества, то переходом количества в качество можно сделать наглядным, представляя его себе в образе узловой линии». Приведите примеры проявления меры в различных областях действительности и сферах жизнедеятельности человека.

3. Приведите примеры, соответствующие предложенной схеме разделения скачков по следующим основаниям:

а) формам движения материи;

б) времени их протекания (скачки-взрывы и постепенные скачки);

количеству систем или подсистем, включённых в скачок (одинарные и комплексные скачки);

в) отношению к главной стороне сущности предметов (коренные и некоренные скачки);

г) роли скачков в развитии (прогрессивные и регрессивные скачки).

4. Объясните, почему закон отрицания отрицания не действует в

условиях регресса.

5. Покажите на примерах проявление законов диалектики в различных сферах деятельности человека.

6. Как вы думаете, в связи с чем в современной диалектике происходит переосмысление марксистской трактовки закона единства и борьбы противоположностей?

7. В чём, по Вашему мнению, заключается значение принципа дополнительности, сформулированного современной диалектикой? Развитие какой науки обусловило появление этого принципа?

8. Прокомментируйте высказывание Гегеля: «… точно так же, как нет движения без материи, так не существует материи без движения». Приведите примеры, подтверждающие или опровергающие данное высказывание.

9. Как Вы думаете, какие положения диалектики Гегеля и марксизма были использованы В.И. Лениным в качестве метода разрешения практических проблем, революционной борьбы и строительства нового общества?

10. Сравните диалектический и метафизический методы познания с позиций анализа различных сторон развития.

11. Почему, согласно диалектике, в природе не существует абсолютного тождества и отрицания? Приведите примеры.

12. Раскройте соотношение категорий «единичное». «общее», «особенное». С помощью конкретных примеров объясните, почему недооценка общего ведёт к поверхностному мышлению, а игнорирование единичного – к догматизму и потере правильной ориентации в тенденциях развития предметов?

13. Проанализируйте динамику взаимодействия содержания и формы. как вы думаете, в каких сферах человеческой деятельности существует возможность более полного отвлечения формы от содержания?

14. Верно ли, что установление причинно-следственных связей делает мышление доказательным? Почему необоснованное установление причинно-следственных связей по принципу «после этого – значит, по причине этого» лежит в основе многих суеверий и предрассудков, надуманных объяснений? Как Вы думаете, с помощью каких категорий можно избежать таких ошибок?

15. Объясните, каков смысл формулы «Наука – враг случайности».

16. Приведите примеры, подтверждающие следующие моменты диалектики взаимосвязи необходимости и случайности:

а) необходимость и случайность не существуют друг без друга;

б) случайность является формой проявления необходимости;

в) случайность – дополнение необходимости;

г) превращение необходимости и случайности друг в друга в ходе развития материальных систем.

17. Объясните, почему, по мнению Н.А.Бердяева, связь свободы с природной и социальной необходимостью лишает её всякого смысла. Что, по мнению Бердяева, представляет собой подлинная, действительная свобода человека?

18. Как Вы думаете, можно ли с помощью примеров раскрыть взаимосвязь понятий «необходимость», «свобода», «творчество», «ответственность»?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: