1. Известно, что цвет, который большинство людей воспринимает как красный, дальтоники воспринимают как зелёный. Как Вы думаете, какие выводы из этого факта могли бы сделать агностики и сторонники диалектического материализма? Познаваем ли, по Вашему мнению, цвет, который разные люди воспринимают по-разному? Обоснуйте свой ответ.
2. Какой мыслитель является автором классической концепции истины? Раскройте сущность этой концепции. Охарактеризуйте концепции истины, которые можно выделить в современной философии. Как вы думаете, являются ли описанные Вами концепции истины исключающими друг друга?
3. Приведите примеры тех истин, которые, на Ваш взгляд, являются относительными. Смогут ли такие истины когда-либо стать абсолютными?
4. Возможно ли существование вечной истины? Подтвердите свой ответ примерами.
5. Соотнесите понятия «истина» и «правда». В чём заключаются сходство и различия правды и истины?
6. Выделите основные источники познания человеком объективного мира. Какой из них, по Вашему мнению, даёт возможность получения знаний, наиболее полно соответствующих действительности?
|
|
7. Любое живое существо на Земле, кроме человека, принимает мир таким, каков он есть. Объясните, почему тяга к знаниям – чисто человеческая потребность, более того – почему она является одной из фундаментальных потребностей человека.
8. Соотнесите понятия «знание», «информация», «познание».
9. Библейский Соломон говорил: «От многой мудрости многие скорби, и умножающий знания умножает скорбь». Согласны ли Вы с этим утверждением? Является ли оно актуальным в наши дни? Обоснуйте свой ответ.
10. Объясните, почему сомнение всегда сопутствует человеческому познанию. Как Вы думаете, способствует ли сомнение познанию окружающего мира и самого себя человеком? Аргументируйте свой ответ.
11. Известно, что именно практику часто называют лучшим учителем. Согласны ли Вы с данным утверждением? Можно ли утверждать, что оно всегда соответствует действительности? Подтвердите свой ответ примерами. Почему практика является одновременно абсолютным и относительным критерием истины?
12. Прокомментируйте широко известное высказывание Сократа «Я знаю то, что я ничего не знаю». Что имел в виду афинский мудрец? Сопоставьте это высказывание с не менее известным высказыванием Мишеля Монтеня: «надо много учиться, чтобы осознать, что знаешь мало».
13. Рассказывают, что к древнегреческому философу Анаксимену обратился его ученик с вопросом, почему учителя, умудрённого опытом и учившегося у великих мудрецов, всё же одолевают сомнения. В ответ Анаксимен начертил на песке два круга – маленький и большой, обозначив этими кругами знания своего ученика и свои собственные. Он сказал, что всё, что осталось вне кругов – это неизвестность. Малый круг меньше соприкасается с неизвестностью, чем большой. А чем шире круг знаний, тем больше он соприкасается с неизвестностью. Значит, чем больше нового человек узнаёт, тем больше будет возникать у него неясных вопросов.
|
|
Прокомментируйте слова Анаксимена. Как Вы думаете, является Анаксимен агностиком или оптимистом в объяснении процесса познания?
14. Объясните, в чём заключаются отличия представлений от восприятий. Приведите примеры, раскрывающие влияние фантазии, знаний, опыта человека на его представления.
15. Как Вы думаете, могут ли моральные принципы выступать в качестве критериев истины и правды? Обоснуйте свой ответ и приведите конкретные примеры.
16. Известно, что интеллектуальными чувствами являются сомнение и вера. Как Вы думаете, на каких этапах деятельности человека они наиболее ярко проявляются? Существуют ли границы сомнения? Обоснуйте свои ответы.
17. В чём заключается отличие опытной деятельности человека и повседневного познавательного процесса?
18. Объясните смысл высказывания: «Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна». Можно ли утверждать, что любая истина должна быть не только объективной, но и конкретной?
19. Объясните, почему человек стремится к обретению абсолютной истины, но никогда не сможет её достигнуть? Можно ли утверждать, что в каждой истине присутствует (или отсутствует) элемент абсолютного знания?
20. Как известно, важнейшим механизмом творчества является интуиция. Как Вы думаете, в каких видах творческой деятельности достаточно часто проявляется интуиция? Назовите учёных, которые совершили свои открытия посредством интуиции.
21. Согласны ли Вы с тем, что в реальном процессе познания нет истины в чистом виде? какую роль в познавательном процессе выполняют «ложь», «дезинформация», «заблуждение», «правда»?
22. Объясните, почему только в науке познавательный процесс существует в «чистом виде».
23. Приведите аргументы, доказывающие, что познавательному процессу присущ диалектический характер.
24. В чём суть агностицизма? Какова его определяющая черта? Объясните правомерность существования агностицизма в философии.
25. Сопоставьте представления Д.Юма и И.Канта о возможностях познания (две разновидности агностицизма). Почему агностицизм Д.Юма получил название «скептицизм»?
26. Выявите философский смысл стихотворения А.С.Пушкина:
«Движенья нет, сказал мудрец брадатый.
Другой смолчал и стал пред ним ходить.
Сильнее бы не мог он возразить
Хвалили все ответ замысловатый.
Но, господа, забавный случай сей
Другой пример на память мне приводит:
Ведь каждый день пред ними солнце ходит,
Однако ж прав упрямый Галилей».
Опровергают ли приведенные в нём факты учение о практике как основе познания?