Практические задания. 1. Известно, что цвет, который большинство людей воспринимает как красный, дальтоники воспринимают как зелёный

1. Известно, что цвет, который большинство людей воспринимает как красный, дальтоники воспринимают как зелёный. Как Вы думаете, какие выводы из этого факта могли бы сделать агностики и сторонники диалектического материализма? Познаваем ли, по Вашему мнению, цвет, который разные люди воспринимают по-разному? Обоснуйте свой ответ.

2. Какой мыслитель является автором классической концепции истины? Раскройте сущность этой концепции. Охарактеризуйте концепции истины, которые можно выделить в современной философии. Как вы думаете, являются ли описанные Вами концепции истины исключающими друг друга?

3. Приведите примеры тех истин, которые, на Ваш взгляд, являются относительными. Смогут ли такие истины когда-либо стать абсолютными?

4. Возможно ли существование вечной истины? Подтвердите свой ответ примерами.

5. Соотнесите понятия «истина» и «правда». В чём заключаются сходство и различия правды и истины?

6. Выделите основные источники познания человеком объективного мира. Какой из них, по Вашему мнению, даёт возможность получения знаний, наиболее полно соответствующих действительности?

7. Любое живое существо на Земле, кроме человека, принимает мир таким, каков он есть. Объясните, почему тяга к знаниям – чисто человеческая потребность, более того – почему она является одной из фундаментальных потребностей человека.

8. Соотнесите понятия «знание», «информация», «познание».

9. Библейский Соломон говорил: «От многой мудрости многие скорби, и умножающий знания умножает скорбь». Согласны ли Вы с этим утверждением? Является ли оно актуальным в наши дни? Обоснуйте свой ответ.

10. Объясните, почему сомнение всегда сопутствует человеческому познанию. Как Вы думаете, способствует ли сомнение познанию окружающего мира и самого себя человеком? Аргументируйте свой ответ.

11. Известно, что именно практику часто называют лучшим учителем. Согласны ли Вы с данным утверждением? Можно ли утверждать, что оно всегда соответствует действительности? Подтвердите свой ответ примерами. Почему практика является одновременно абсолютным и относительным критерием истины?

12. Прокомментируйте широко известное высказывание Сократа «Я знаю то, что я ничего не знаю». Что имел в виду афинский мудрец? Сопоставьте это высказывание с не менее известным высказыванием Мишеля Монтеня: «надо много учиться, чтобы осознать, что знаешь мало».

13. Рассказывают, что к древнегреческому философу Анаксимену обратился его ученик с вопросом, почему учителя, умудрённого опытом и учившегося у великих мудрецов, всё же одолевают сомнения. В ответ Анаксимен начертил на песке два круга – маленький и большой, обозначив этими кругами знания своего ученика и свои собственные. Он сказал, что всё, что осталось вне кругов – это неизвестность. Малый круг меньше соприкасается с неизвестностью, чем большой. А чем шире круг знаний, тем больше он соприкасается с неизвестностью. Значит, чем больше нового человек узнаёт, тем больше будет возникать у него неясных вопросов.

Прокомментируйте слова Анаксимена. Как Вы думаете, является Анаксимен агностиком или оптимистом в объяснении процесса познания?

14. Объясните, в чём заключаются отличия представлений от восприятий. Приведите примеры, раскрывающие влияние фантазии, знаний, опыта человека на его представления.

15. Как Вы думаете, могут ли моральные принципы выступать в качестве критериев истины и правды? Обоснуйте свой ответ и приведите конкретные примеры.

16. Известно, что интеллектуальными чувствами являются сомнение и вера. Как Вы думаете, на каких этапах деятельности человека они наиболее ярко проявляются? Существуют ли границы сомнения? Обоснуйте свои ответы.

17. В чём заключается отличие опытной деятельности человека и повседневного познавательного процесса?

18. Объясните смысл высказывания: «Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна». Можно ли утверждать, что любая истина должна быть не только объективной, но и конкретной?

19. Объясните, почему человек стремится к обретению абсолютной истины, но никогда не сможет её достигнуть? Можно ли утверждать, что в каждой истине присутствует (или отсутствует) элемент абсолютного знания?

20. Как известно, важнейшим механизмом творчества является интуиция. Как Вы думаете, в каких видах творческой деятельности достаточно часто проявляется интуиция? Назовите учёных, которые совершили свои открытия посредством интуиции.

21. Согласны ли Вы с тем, что в реальном процессе познания нет истины в чистом виде? какую роль в познавательном процессе выполняют «ложь», «дезинформация», «заблуждение», «правда»?

22. Объясните, почему только в науке познавательный процесс существует в «чистом виде».

23. Приведите аргументы, доказывающие, что познавательному процессу присущ диалектический характер.

24. В чём суть агностицизма? Какова его определяющая черта? Объясните правомерность существования агностицизма в философии.

25. Сопоставьте представления Д.Юма и И.Канта о возможностях познания (две разновидности агностицизма). Почему агностицизм Д.Юма получил название «скептицизм»?

26. Выявите философский смысл стихотворения А.С.Пушкина:

«Движенья нет, сказал мудрец брадатый.

Другой смолчал и стал пред ним ходить.

Сильнее бы не мог он возразить

Хвалили все ответ замысловатый.

Но, господа, забавный случай сей

Другой пример на память мне приводит:

Ведь каждый день пред ними солнце ходит,

Однако ж прав упрямый Галилей».

Опровергают ли приведенные в нём факты учение о практике как основе познания?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: