1. Объясните, почему неолитическую революцию рассматривают как завершающий этап антропосоциогенеза?
2. Соотнесите понятия «человек», «индивидуальность», «личность», «гражданин».
3. Много лет в исторической науке, антропологии, философии господствовала точка зрения, согласно которой человека человеком сделал труд. Согласны ли Вы с существующим мнением, что данная точка зрения не является верной? Обоснуйте свой ответ.
4. как Вы думаете, что имеет в виду человек, обращаясь к другому с призывом: «Будь же человеком!»? Что значит быть человеком? в каких случаях так говорят?
5. По мнению Ф.Ницше, человек ещё не возник и в своей массе он ещё остаётся супершимпанзе. Объясните, почему для Ницше единственными представителями истинной человечности являются лишь философы, художники, святые? Какой смысл вкладывал Ницше в понятия «философ», «художник», «святой»?
6. Как вы думаете, почему ни Н.Бердяев, ни М.Хайдеггер, ни Ф.Ницше категорически не согласились бы с тезисом М.Горького: «Человек – это звучит гордо»? Что собой представляет человек с точки зрения этих философов? А в чём, по Вашему мнению, заключается подлинная сущность человека?
|
|
7. Можно ли сказать, что человек живёт бессмысленно, если он никогда не задумывался о смысле своей жизни? А что, по Вашему мнению, может наполнить жизнь смыслом?
8. Прокомментируйте высказывание Н.Бердяева: «Человек есть загадка в мире, и величайшая, может быть, загадка. Человек есть загадка не как животное и не как существо социальное… а как личность… Весь мир ничто по сравнению с человеческой личностью, с единственным лицом человека, единственной его судьбой. … он двойственное и противоречивое существо, существо в высшей степени поляризованное, богоподобное и звероподобное, высокое и низкое, свободное и рабье, способное к подъёму и падению, к великой любви и жертве и к великой жестокости и беспредельному эгоизму». (Бердяев, Н. А. О рабстве и свободе человека // Царство Духа и царство Кесаря. – М., 1995 – С. 11-14, 18). Действительно ли человек является величайшей загадкой в мире? Приведите примеры, подтверждающие двойственную и противоречивую сущность человека.
9. Прокомментируйте высказывание В.И.Ленина: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». Согласны ли Вы с существующим мнением о том, что в обществе реально существует только относительная свобода? В чём, по Вашему мнению, заключается мера свободы личности? Проиллюстрируйте свой ответ на конкретных примерах.
10. Назовите и раскройте сущность понятий, органически связанных с понятием «свобода».
11. Как вы думаете, почему человек, с одной стороны, обречён на свободу, а с другой стороны, довольно часто не хочет быть свободным? Что заставляет человека «бежать» от свободы?
|
|
12. Раскройте смысл высказывания Э.Финка «Ни животное, ни Бог играть не могут. Объясните, почему, по мнению Э.Финка, игра является специфическим человеческим феноменом? А каково Ваше мнение?
13. Согласны ли Вы с теми мыслителями, которые утверждают, что человек – это тупик жизни, ошибка биологической эволюции? Обоснуйте свой ответ. Или у человека есть причины, чтобы считать себя высшей ступенью развития природы?
14. В философии существует мнение о том, что гораздо важнее любить самому, а любят тебя или нет – это не так уж важно. Соответствует ли это Вашим представлениям о любви?
15. Как известно, Н.Бердяев наделял творческим содержанием лишь философию, искусство и религию и отрицал принадлежность науки к области творчества и свободы. Объясните, почему Бердяев не видел в науке творческого начала? Согласны ли Вы с позицией Бердяева? обоснуйте свой ответ.
16. Прокомментируйте основные положения концепции смысла жизни С.Л.Франка:
1) Смысл или есть в жизни как таковой, или его нет.
2) Попытки найти смысл жизни лишь во внешней, частной, единичной жизни обречены на провал.
3) Иллюзорны и обманчивы также и все попытки найти смысл жизни в служении некой высшей, внежизненной идее, обращённой в метафизическое будущее.
4) Единственно реальный путь поиска и обретения смысла жизни лежит в претворении высшей идеи в непосредственный жизненный опыт каждого человека.
Могут ли эти принципы стать определяющими установками Вашей
собственной жизни?
17. Как известно, человека нельзя научит смыслу жизни. Но помощниками в самостоятельном поиске смысла жизни должны быть ценности, знания, идеалы и цели. А какие ценности, идеалы, знания помогают Вам обрести свой смысл жизни?
18. По мнению Б.Паскаля, любовь есть неотъемлемое качество человека и невозможно представить себе человеческое существо без любви. Согласны ли Вы с тем, что любовь всё-таки – не массовое явление, а редкий подарок и довольно парадоксальная вещь?
19. Раскройте смысл фундаментальных характеристик человека: «несводимость», «непредопределённость», «незаменимость», «неповторимость», «невыразимость».