Практические задания. 1.Объясните, почему неолитическую революцию рассматривают как завершающий этап антропосоциогенеза?

1. Объясните, почему неолитическую революцию рассматривают как завершающий этап антропосоциогенеза?

2. Соотнесите понятия «человек», «индивидуальность», «личность», «гражданин».

3. Много лет в исторической науке, антропологии, философии господствовала точка зрения, согласно которой человека человеком сделал труд. Согласны ли Вы с существующим мнением, что данная точка зрения не является верной? Обоснуйте свой ответ.

4. как Вы думаете, что имеет в виду человек, обращаясь к другому с призывом: «Будь же человеком!»? Что значит быть человеком? в каких случаях так говорят?

5. По мнению Ф.Ницше, человек ещё не возник и в своей массе он ещё остаётся супершимпанзе. Объясните, почему для Ницше единственными представителями истинной человечности являются лишь философы, художники, святые? Какой смысл вкладывал Ницше в понятия «философ», «художник», «святой»?

6. Как вы думаете, почему ни Н.Бердяев, ни М.Хайдеггер, ни Ф.Ницше категорически не согласились бы с тезисом М.Горького: «Человек – это звучит гордо»? Что собой представляет человек с точки зрения этих философов? А в чём, по Вашему мнению, заключается подлинная сущность человека?

7. Можно ли сказать, что человек живёт бессмысленно, если он никогда не задумывался о смысле своей жизни? А что, по Вашему мнению, может наполнить жизнь смыслом?

8. Прокомментируйте высказывание Н.Бердяева: «Человек есть загадка в мире, и величайшая, может быть, загадка. Человек есть загадка не как животное и не как существо социальное… а как личность… Весь мир ничто по сравнению с человеческой личностью, с единственным лицом человека, единственной его судьбой. … он двойственное и противоречивое существо, существо в высшей степени поляризованное, богоподобное и звероподобное, высокое и низкое, свободное и рабье, способное к подъёму и падению, к великой любви и жертве и к великой жестокости и беспредельному эгоизму». (Бердяев, Н. А. О рабстве и свободе человека // Царство Духа и царство Кесаря. – М., 1995 – С. 11-14, 18). Действительно ли человек является величайшей загадкой в мире? Приведите примеры, подтверждающие двойственную и противоречивую сущность человека.

9. Прокомментируйте высказывание В.И.Ленина: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». Согласны ли Вы с существующим мнением о том, что в обществе реально существует только относительная свобода? В чём, по Вашему мнению, заключается мера свободы личности? Проиллюстрируйте свой ответ на конкретных примерах.

10. Назовите и раскройте сущность понятий, органически связанных с понятием «свобода».

11. Как вы думаете, почему человек, с одной стороны, обречён на свободу, а с другой стороны, довольно часто не хочет быть свободным? Что заставляет человека «бежать» от свободы?

12. Раскройте смысл высказывания Э.Финка «Ни животное, ни Бог играть не могут. Объясните, почему, по мнению Э.Финка, игра является специфическим человеческим феноменом? А каково Ваше мнение?

13. Согласны ли Вы с теми мыслителями, которые утверждают, что человек – это тупик жизни, ошибка биологической эволюции? Обоснуйте свой ответ. Или у человека есть причины, чтобы считать себя высшей ступенью развития природы?

14. В философии существует мнение о том, что гораздо важнее любить самому, а любят тебя или нет – это не так уж важно. Соответствует ли это Вашим представлениям о любви?

15. Как известно, Н.Бердяев наделял творческим содержанием лишь философию, искусство и религию и отрицал принадлежность науки к области творчества и свободы. Объясните, почему Бердяев не видел в науке творческого начала? Согласны ли Вы с позицией Бердяева? обоснуйте свой ответ.

16. Прокомментируйте основные положения концепции смысла жизни С.Л.Франка:

1) Смысл или есть в жизни как таковой, или его нет.

2) Попытки найти смысл жизни лишь во внешней, частной, единичной жизни обречены на провал.

3) Иллюзорны и обманчивы также и все попытки найти смысл жизни в служении некой высшей, внежизненной идее, обращённой в метафизическое будущее.

4) Единственно реальный путь поиска и обретения смысла жизни лежит в претворении высшей идеи в непосредственный жизненный опыт каждого человека.

Могут ли эти принципы стать определяющими установками Вашей

собственной жизни?

17. Как известно, человека нельзя научит смыслу жизни. Но помощниками в самостоятельном поиске смысла жизни должны быть ценности, знания, идеалы и цели. А какие ценности, идеалы, знания помогают Вам обрести свой смысл жизни?

18. По мнению Б.Паскаля, любовь есть неотъемлемое качество человека и невозможно представить себе человеческое существо без любви. Согласны ли Вы с тем, что любовь всё-таки – не массовое явление, а редкий подарок и довольно парадоксальная вещь?

19. Раскройте смысл фундаментальных характеристик человека: «несводимость», «непредопределённость», «незаменимость», «неповторимость», «невыразимость».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: