Практические задания. 1.Как вы думаете, почему в современном обществе не может безоговорочно приниматься идея неограниченной свободы учёного?

1. Как вы думаете, почему в современном обществе не может безоговорочно приниматься идея неограниченной свободы учёного? Согласны ли Вы с тем, что знание не всегда ведёт к добродетели? Обоснуйте свой ответ.

2. Назовите мыслителей, которые указывали на невозможность абсолютизации научного знания. Почему в наше время наука не может выступать в качестве самодостаточного феномена?

3. Приведите конкретные примеры, раскрывающие противоречивую роль науки в современном обществе. Можно ли рассматривать повсеместную информатизацию и компьютеризацию общества только как благо?

4. В чём, по Вашему мнению, смысл понятия «утечка мозгов»? Каковы причины возникновения этого явления в современном обществе?

5. В какой исторический период наука превратилась в самостоятельную силу? назовите мыслителя, которого можно рассматривать как «крёстного отца современной науки. Каковы последствия приобретения наукой самостоятельного статуса?

6. Объясните смысл тезиса позитивизма «Наука – сама себе философия».

7. Прочитайте фрагмент из произведения Т. Куна «Структура научных революций» (Хрестоматия по истории философии. Ч.2. С. 419-428). Раскройте представление Т. Куна о сути и взаимосвязи таких понятий, как «нормальная наука», «парадигма», «кризис парадигмы нормальной науки», «научная революция».

8. Известно, что истина – это главная ценность учёного, но эта ценность для него не единственная. Как вы думаете, какие ещё ценности распространены в научном сообществе? Приведите конкретные примеры.

9. Более 200 лет назад известный немецкий философ И.Кант посвятил большую статью поговорке «Может быть, это и верно в теории, но не годится для практики». Проанализировав эту поговорку, он пришёл к следующему выводу: то, что по соображениям разума имеет значение в теории, имеет значение также и на практике, сама же практика без теории уже и не практика. Прокомментируйте вывод И.Канта. Согласны ли Вы с ним? Может ли, по Вашему мнению, существовать практика без теории и теория без практики?

10. В каких науках широко используются описательные методы? Какими именно причинами это обусловлено? Подтвердите свой ответ примерами.

11. Как вы думаете, почему в современном научном познании большую роль играют вероятностно-статистические методы? Чем обусловлено их применение: недостаточной развитостью познавательных средств науки или чем-то иным?

12. В современной науке происходят процессы и дифференциации, и интеграции. Приведите примеры междисциплинарных и общенаучных направлений в современной науке.

13. Известно, что познанием окружающего мира люди занимаются с первобытных времён. В наше время существуют два радикально различающихся мнения о том, когда в человеческом обществе появилась наука. Одни полагают, что наука появилась в доисторические времена с возникновением у людей первых знаний об окружающем мире. Другие считают, что наука начала создаваться лишь в XVII веке, когда впервые стали применяться подлинно научные – экспериментальные и математические – методы исследования природы. С каким из этих мнений согласны Вы? Аргументируйте свой ответ.

14. Каждая наука вырабатывает специальные методы, соответствующие объектам её исследования. Приведите примеры таких методов. Можно ли переносить методы из одних научных дисциплин в другие?

15. Прокомментируйте высказывание И.П.Павлова: «Метод – самая первая, самая основная вещь в науке. От метода, способа действия зависит вся серьёзность исследования. Всё дело в хорошем методе, метод держит в руках судьбу исследования». Почему, как Вы думаете, именно метод исследования считают самым главным историческим завоеванием науки?

16. Как известно, каждый великий период в истории естествознания приводил к созданию новой модели природы. Для классической науки такой моделью были часы, для XIX века – паровой двигатель. Рассуждая о том, что может стать символом для современной науки, И.Пригожин приходит к выводу, что её идеал наиболее полно выражает скульптура. Как вы думаете, какие особенности современной науки привели И.Пригожина к такому выводу?

17. Известный физик Г.Герц экспериментально обнаружил существование электромагнитных волн. На вопрос о том, могут ли эти волны быть применены для практических целей, он дал отрицательный ответ. А уже через несколько лет была осуществлена первая беспроволочная связь. Оказалось, что электромагнитные волны имеют огромное практическое применение. В чём вы видите причину ошибочного ответа Г.Герца?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: