1. Как вы думаете, почему в современном обществе не может безоговорочно приниматься идея неограниченной свободы учёного? Согласны ли Вы с тем, что знание не всегда ведёт к добродетели? Обоснуйте свой ответ.
2. Назовите мыслителей, которые указывали на невозможность абсолютизации научного знания. Почему в наше время наука не может выступать в качестве самодостаточного феномена?
3. Приведите конкретные примеры, раскрывающие противоречивую роль науки в современном обществе. Можно ли рассматривать повсеместную информатизацию и компьютеризацию общества только как благо?
4. В чём, по Вашему мнению, смысл понятия «утечка мозгов»? Каковы причины возникновения этого явления в современном обществе?
5. В какой исторический период наука превратилась в самостоятельную силу? назовите мыслителя, которого можно рассматривать как «крёстного отца современной науки. Каковы последствия приобретения наукой самостоятельного статуса?
6. Объясните смысл тезиса позитивизма «Наука – сама себе философия».
|
|
7. Прочитайте фрагмент из произведения Т. Куна «Структура научных революций» (Хрестоматия по истории философии. Ч.2. С. 419-428). Раскройте представление Т. Куна о сути и взаимосвязи таких понятий, как «нормальная наука», «парадигма», «кризис парадигмы нормальной науки», «научная революция».
8. Известно, что истина – это главная ценность учёного, но эта ценность для него не единственная. Как вы думаете, какие ещё ценности распространены в научном сообществе? Приведите конкретные примеры.
9. Более 200 лет назад известный немецкий философ И.Кант посвятил большую статью поговорке «Может быть, это и верно в теории, но не годится для практики». Проанализировав эту поговорку, он пришёл к следующему выводу: то, что по соображениям разума имеет значение в теории, имеет значение также и на практике, сама же практика без теории уже и не практика. Прокомментируйте вывод И.Канта. Согласны ли Вы с ним? Может ли, по Вашему мнению, существовать практика без теории и теория без практики?
10. В каких науках широко используются описательные методы? Какими именно причинами это обусловлено? Подтвердите свой ответ примерами.
11. Как вы думаете, почему в современном научном познании большую роль играют вероятностно-статистические методы? Чем обусловлено их применение: недостаточной развитостью познавательных средств науки или чем-то иным?
12. В современной науке происходят процессы и дифференциации, и интеграции. Приведите примеры междисциплинарных и общенаучных направлений в современной науке.
13. Известно, что познанием окружающего мира люди занимаются с первобытных времён. В наше время существуют два радикально различающихся мнения о том, когда в человеческом обществе появилась наука. Одни полагают, что наука появилась в доисторические времена с возникновением у людей первых знаний об окружающем мире. Другие считают, что наука начала создаваться лишь в XVII веке, когда впервые стали применяться подлинно научные – экспериментальные и математические – методы исследования природы. С каким из этих мнений согласны Вы? Аргументируйте свой ответ.
|
|
14. Каждая наука вырабатывает специальные методы, соответствующие объектам её исследования. Приведите примеры таких методов. Можно ли переносить методы из одних научных дисциплин в другие?
15. Прокомментируйте высказывание И.П.Павлова: «Метод – самая первая, самая основная вещь в науке. От метода, способа действия зависит вся серьёзность исследования. Всё дело в хорошем методе, метод держит в руках судьбу исследования». Почему, как Вы думаете, именно метод исследования считают самым главным историческим завоеванием науки?
16. Как известно, каждый великий период в истории естествознания приводил к созданию новой модели природы. Для классической науки такой моделью были часы, для XIX века – паровой двигатель. Рассуждая о том, что может стать символом для современной науки, И.Пригожин приходит к выводу, что её идеал наиболее полно выражает скульптура. Как вы думаете, какие особенности современной науки привели И.Пригожина к такому выводу?
17. Известный физик Г.Герц экспериментально обнаружил существование электромагнитных волн. На вопрос о том, могут ли эти волны быть применены для практических целей, он дал отрицательный ответ. А уже через несколько лет была осуществлена первая беспроволочная связь. Оказалось, что электромагнитные волны имеют огромное практическое применение. В чём вы видите причину ошибочного ответа Г.Герца?