МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (РГТЭУ)
ЮЖНО-САХАЛИНСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
Кафедра теории и истории государства и права и гуманитарных дисциплин
|
Рабочая программа
Наименование дисциплины «Применение правовых норм»
Рекомендуется для направления подготовки 030900 «Юриспруденция»
Квалификации (степени) выпускника бакалавр.
Очная и заочная форма обучения
Составитель – ассистент Абаева А.Н.
Согласовано с научно-методическим отделом ЮСИ (филиала) РГТЭУ «21» мая 2012 г. Зам. начальника НМО Полоникова С.Б. | Рекомендовано кафедрой ТГП и ГД Протокол № 5 «11» января 2012 г. Зав. кафедрой Кудрявцев И.Г. |
2012 г.
Содержание
Стр.
1. Цели и задачи дисциплины………………………………………....................3
|
|
2. Место дисциплины в структуре ООП………………………………………...4
3. Требования к результатам освоения дисциплины…………………………...4
4. Объем дисциплины и виды учебной работы…………………………………7
5. Содержание дисциплины…………………………………………………….. 7
5.1. Содержание разделов и тем дисциплины……………………….………….7
5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами……………………………………………......10
5.3. Разделы (модули) и темы дисциплин и виды занятий…………………………………………………………………………...11
6. Перечень семинарских, практических занятий и лабораторных работ..…11
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины…….15
а) федеральные конституционные и федеральные законы…………..……….22
б) основная литература………………………………………………………….23
в) дополнительная литература………………………………………………….24
г) базы данных, поисково-справочные и информационные системы………..25
8. Оценочные средства (ОС)…………………………………………………… 19
1. Цели и задачи дисциплины:
Целью учебной дисциплины «Применение правовых норм» является изучение общих закономерностей таких правовых явлений как «норма права» и «применение норм права» в целом, независимо от того, в какой конкретной области общественной жизни они имеют место. Формулирование исходных понятий о применении норм права является важным процессом для обеспечения профессиональной деятельности юриста. Изучение системы нормативно-правовых актов государства. Уяснение принципов построения и функционирования системы права и системы законодательства, форм реализации правовых норм и особенности правоприменительной деятельности компетентных органов государства. Изучение общих закономерностей процесса применения норм права, его виды и т.д.
|
|
Задачами дисциплины являются:
1. Формирование у студентов представления о сложном и многогранном характере таких общественных явлений как правовая норма, от общетеоретического осмысления которых зависит структура всего комплекса юридических наук. Основные понятия о реализации права, применении правовых норм рассматриваются в их историческом развитии, студентам преподается общая характеристика нормы права, процесса применения норм права, его стадий. Подготовка специалистов, обладающих широким кругом знаний по вопросам общей теории права и правовых отношений. Особое место в кругу задач дисциплины занимают вопросы теории государства, его сущности и соответствующего механизма государственно-правового регулирования. В целом, усвоение программы данной дисциплины необходимо каждому студенту, так как искусство применения правовых норм составляет самую суть юриспруденции и основу профессиональной подготовки юристов.
2. Развить навыки самостоятельного применения правовых норм, которые необходимы студенту в будущей профессиональной деятельности.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Применение правовых норм» относится к вариативной (профильной) части профессионального цикла ФГОС ВПО квалификации «бакалавр» и необходима для изучения следующих дисциплин: «Теория государства и права», «Толкование правовых норм», отраслей гражданского, уголовного права и иных отраслей права.
Приступая к изучению данной дисциплины, студент должен иметь следующие входные знания:
· научное представление о государственно-правовых явлениях и основных закономерностях возникновения государства и права из курса общеобразовательной школы;
· представление об основных принципах функционирования современного социального государства;
· применять правовые знания, полученные в общеобразовательной школе для оценки и объяснения событий и фактов реальной жизни, имеющих важное значение при выборе и принятии решения.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Общие компетенции:
ОК-1 - владеет культурой мышления, способен к обобщению анализу, восприятии информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
ОК-4 - способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем;
ОК-5 - умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;
ОК-9 - способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;
ОК-10 - способен критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков;
ОК-11 - осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;
Профессиональные компетенции:
ПК - 2 - способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов;
ПК - 4 способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных правовых задач;
ПК - 5 - способен выбрать инструментальные средства для обработки правовых данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты и обосновать полученные выводы;
ПК - 6 - способен на основе описания правовых процессов и явлений строить стандартные теоретические и правовые модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты;
|
|
ПК - 8 - способен анализировать и интерпретировать данные отечественного и зарубежного права о социально-правовых процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-правовых показателей;
ПК - 9 - способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет;
ПК - 12 - способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии.
Выпускник бакалавр должен:
- иметь системное представление о структурах и тенденциях развития российского права;
- понимать многообразие правовых процессов в современном мире, их связь с другими процессами, происходящими в обществе;
- обладать всеми навыками, знаниями и умениями, необходимыми в профессии.
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать: о понятии применения правовых норм, определить его стадии, значение.
Уметь: правильно применять нормы закона, обосновать концепцию о соотношении, очередности, правилах взаимодействия и системных связях различных стадий применения норм права; обосновать возможности и пределы применения правовых норм в сопоставлении со способами восполнения пробелов в законодательстве.
Владеть: анализом имеющейся процессуальной практики, связанной с разрешением правовых коллизий и конкретных споров.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Всего часов / зачетных единиц | Семестры | |||
Аудиторные занятия (всего) | - | - | |||
В том числе: | - | - | - | - | - |
Лекции | - | - | |||
Практические занятия (ПЗ) | - | - | - | - | - |
Семинары (С) | - | - | |||
Лабораторные работы (ЛР) | - | - | - | - | - |
Самостоятельная работа (всего) | - | - | |||
В том числе: | - | - | - | - | - |
Курсовой проект (работа) | _ | _ | _ | _ | _ |
Расчетно-графические работы | _ | _ | _ | _ | _ |
Реферат | _ | _ | _ | _ | |
Другие виды самостоятельной работы | - | - | - | - | |
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) | - | зач | - | - | |
Общая трудоемкость часы зачетные единицы | - | - | - | ||
- | - |
|
|