Пропедевтический период обучения рисованию

Непосредственное обучение рисованию в пропедевтический период представляет трудную и довольно сложную методическую задачу. Это обусловлено тем, что у умственно отсталых школьни­ков наблюдается комплексное нарушение развития. Подготови­тельный этап предполагает многоплановую работу. Главная цель этого этапа — формирование и обогащение чувственного опыта (умения видеть, слышать, осязать), являющегося необходимой предпосылкой познавательной деятельности учащихся. Значение сенсорного воспитания в младшем школьном возра­сте трудно переоценить, тем более что многие умственно отста­лые дети до поступления в школу не посещают детский сад и, следовательно, пробелы в сенсорном развитии выступают особенно рельефно.

Так, например, отсутствие умения правильно и быстро воспринимать форму, величину, пространственные отно­шения предметов препятствует усвоению учебного материала по геометрии, черчению, географии, тормозит развитие умений и навъжов по рисованию, ручному и профессиональному труду, недостатки фонематического слуха затрудняют овладение родным языком и грамотой.

Правильно поставленное сенсорное воспита­ние способствует более полному отражению действительности в процессе игры, труда и повседневной жизни. Задача Сенсорного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у детей наиболее обобщенные знания и умения, обеспечивающие широкую ориен­тировку в воспринимаемом мире. Владеть обобщенными знаниями и умениями — это значит понимать и правильно использовать имеющиеся способы обсле­дования предметов. К ним прежде всего относятся сенсорные дей­ствия, т.е. действия рассматривания, выслушивания, ощупыва­ния, которые получают наибольшее развитие в процессе про­дуктивной деятельности. К этому виду деятельности относится и рисование. Более того, прежде чем приступить к рисованию даже самых простых по форме предме­тов, необходимо предварительно провести соответствующую ра­боту по формированию у детей внимания, а также зрительного, тактильного и двигательного восприятия. При этом чрезвычайно важно, чтобы деятельность и речь учащихся были тесно связаны между собой, так как слово при наглядном ознакомлении с пред­ метом имеет существенное значение. Занимательные упражнения игрового характера с использова­нием натуральных предметов или их изображений, отвечающих эстетическим требованиям, обеспечивают многократную упраж- няемость чувственного познания учащихся. Коррекционно-воспитательным целям служат разнообразные дидактические игрушки (сборно-разборные пирамидки, башенки, матрешки, шары, гриб­ ки и т.п.), строительные конструкторы с комплектом цветных деталей разной формы и величины, наборы печатных дидакти­ческих игр («Геометрическое лото», «Подбери по цвету» и др.), плоские и объемные геометрические формы, наиболее простые варианты цветных мозаик. Помимо специальных дидактических пособий, которые при работе с умственно отсталыми детьми тре­буют соответствующей адаптации (упрощения), целесообразно ис­пользовать обычные игрушки и предметы (флажки, кольца, ово­щи, фрукты, грибы, цветы, шишки, желуди, наборы цветных палочек, шариков, брусков и т.п.), а также картинки с их изоб­ражением.

Учителю коррекционной школы важно отобрать такие материалы, кото­рые соответствовали бы возможностям умственно отсталых детей. Необходимо также проявить творческий подход, чтобы, упростив некоторые упражнения и игры, приспособить их к работе в усло­виях специального обучения. Дидактические игры и упражнения, предваряющие рисование, позволяют школьникам развивать известную самостоятельность. Этому, во-первых, способствует форма организации занятий.

Обычно, чтобы внести в игру элементы соревнования, класс де­лят на команды (как правило, по рядам — I, II, III ряд). Предста­вители каждой команды по очереди получают индивидуальные задания, за выполнением которых следит весь класс. Допущенные ошибки фиксируются на классной доске. Во-вторых, развитию у учащихся самостоятельности содействует конструкция многих дидактических материалов. Она предусматривает не только поста­новку задачи (например, различать форму), но и определенным образом направляет деятельность ученика, помогает ему контро­лировать себя (в частности, во время игры «Почтовый ящик» надо сравнивать детали, подбирать фигурки в соответствии с формой прорези). Особый, коррекционный смысл игровых упражнений заклю­чается в том, что умственно отсталый ребенок имеет возможность действовать самостоятельно, а в наиболее трудные моменты по­ лучать рациональную помощь со стороны учителя. Разнообразные практические действия с использованием ди­дактических материалов перед началом рисования дают учащимся возможность возвращаться к повторному рассматриванию объек­тов, уточнять их характерные особенности. Дети сравнивают ре­альные свойства предметов с имеющимися мерками — эталонами (например', форму предметов сравнивают с геометрическими фор­мами), группируют их по общим признакам. В процессе развития сенсорного опыта учащихся вспомогатель­ ной школы решаются разнообразные задачи. Естественно, что на уроках рисования на первый план выступают те, от которых зави­сит формирование способности к изображению. Одна из важней­ших задач — формирование умения воспринимать и различать ве­ личину, форму, цвет, положение предметов в пространстве, а также умение владеть техникой рисования. Организуемые в пропедевтический период игры и упражне­ ния, в зависимости от дидактической задачи, можно разделить на следующие группы: 1) игры и упражнения на узнавание, различение и называние предметов по величине; 2) игры и упражнения на узнавание, различение и называние предметов по форме; 3) игры и упражнения на узнавание, различение и называние цвета; 4) игры и упражнения на формирование представлений о про­ странственных признаках и отношениях. Следует выделить еще одну, особую группу, без которой не­ возможна изобразительная деятельность, — это специальные гра­фические упражнения для формирования технических умений и навыков. Существенное значение имеют также гимнастические упражнения для развития движений руки. В качестве иллюстрации даем описание некоторых игр и уп­ражнений, которые рекомендуется проводить "с учащимися спе­циальной школы.

Графические навыки рисования относятся к сложным двига­тельным действиям. Поэтому они вырабатываются лишь подвлишем обучения и путем многократных специально организован­ных упражнений, требующих длительного времени. Вот некото­рые из них: • рисование от руки прямых вертикальных линий: «высокие столбы», «заборчик»; • рисование от руки прямых горизонтальных линий: «прово­да», «дорожки», «цветные веревочки»; • рисование от руки прямых вертикальных и горизонтальных линий: «лесенки», «окошки», «рамки», •«шахматная доска», «ка­чели»; • рисование отуки наклонных линий: «идет косой дождь», «ниточки к шарикам, чтобы те не улетали», «высокие горы». Эти и подобные им игровые графические упражнения имеют важное практическое значение для развития техники рисования. Однако еще раз подчеркнем, что умственно отсталому школьни­ ку, а тем более первокласснику для образования надлежащих на­ выков требуется большое количество повторений. Отмечая определенные достоинства метода подражания при обучении графическим движениям, следует отметить, что в ряде случаев этот метод не приносит должного результата — ни сло­весные указания, ни прямой показ способа выполнения того или иного действия не способствуют тому, чтобы ученик воспроизвел нужное движение. Принимая во внимание это обстоятельство, многие учителя вспомогательных школ используют в младших классах способ «ме­ ханического руководства», т.е. сами направляют руку ребенка. Нельзя отрицать важности использования этого опыта. Более того, в случаях тяжелой степени умственной отсталости он является ос­ новополагающим в развитии у детей соответствующих рисоваль­ ных движений. Начиная обучение, учитель движет рукой ребенка, который при этом, казалось бы, остается пассивен. Однако уже после нескольких совместных упражнений многие первоклассни­ки способны самостоятельно воспроизвести более или менее пра­ вильное движение. Разумеется, что применение способа пассивных движений должно быть индивидуализировано и соответствовать возможно­ стям умственно отсталого ребенка. В случае успешного выполне­ния задания следует сразу переходить к обучению на основе под­ражания, не забывая при этом о развитии самостоятельности учащихся. Учитывая определенные сложности в формировании представ­лений и двигательных навыков, в первоначальный период обучения целесообразно придерживаться следующей системы: • зрительное и двигательно-осязательное формирование об­ раза предмета; • составление контура этого предмета из палочек или спичек; • построение заданной формы с помощью шаблона (для уча­ щихся с грубыми нарушениями моторики); • передача формы предмета с помощью готового контура (тра­фарета); • рисование этой формы в воздухе; • рисование по уже готовым контурным линиям (светлый кон­ тур обводят более темным карандашом); • рисование предмета с использованием опорных (вспомога­ тельных) точек; • штриховка и раскраска контурных изображений; • рисование на бумаге в клетку; • рисование по непосредственному наблюдению на обычных листах бумаги. Так, например, учитель может предусмотреть серию уроков, где наряду с другими коррекционно-воспитательными упражне­ ниями будет проведена работа по совершенствованию у детей вос­ приятия предмета* квадратной формы и умения воспроизводить эту форму в рисунке. Сначала учащиеся рассматривают предмет и обводят его по контуру указательным пальцем. После этого они составляют квад­ рат из цветных палочек у себя на парте. Затем, получив готовый шаблон (в плотном листе картона вырезано отверстие в виде квад­ рата), дети накладывают его на лист бумаги, воспроизводят за­ данную форму и раскрашивают ее цветным карандашом; при этом они не должны выходить за пределы контура. На другом уроке ученики рисуют форму предмета, пользуясь трафаретом, т. е. квадратом, вырезанным из картона, плексигласа или другого материала. При этом надо учитывать, что в случае использования трафарета рука ребенка испытывает большую на­ грузку, чем тогда, когда употребляется шаблон. В зависимости от степени подготовленности школьников следует применять то или иное средство обучения. Работой с трафаретами необходимо руководить. Для этого учи­тель объясняет и показывает на доске последовательность обведения по контуру фигур больших размеров, а учащиеся повторяют необходимые действия в своих тетрадях. На последующих уроках образ предмета квадратной формы за­ крепляется. Школьники упражняются в воображаемом «рисова­ нии», для чего проделывают соответствующие движения в возду­ хе. Эти упражнения проводятся в медленном темпе, чтобы каж- щф ученик научился точно выполнять их и лучше запомнил.. После этого дети обводят простым карандашом контурное (обозначен­ ноесветлым цветом) или пунктирное изображение квадрата, за­ ранее выполненное учителем. Следующий этап выполнения задания — рисование предмета с использованием ориентиров, т. е. опорных точек, заблаговремен­но поставленных в рабочих тетрадях школьников. На заключительном этапе учащиеся рисуют также сначала на бумаге в клетку, а затем на совершенно чистых листах. Гимнастически е упражнени я дл я развити я движени й рук и При обучении детей, у которых моторика характеризуется зна­ чительным недоразвитием мелких, тонких, дифференцирован­ ных движений пальцев и кисти руки, рекомендуется системати­ чески перед начало"м рисования проводить гимнастические уп­ ражнения. Отдельные движения для правой руки (под счет): похлопать ладонью по парте (пальцы вместе, пальцы врозь); постучать согнутыми пальцами по парте; провести попеременно похлопывание ладонью и постукивание согнутыми пальцами по парте; погладить поверхность парты; сжать руку в кулак, разжать ее; согнуть пальцы одновременно и по очереди; поочередно противопоставить большому пальцу все осталь­ ные. Упражнения с предметами: составить из мозаики несложные орнаменты (по образцу); вынимать из коробки по одной цветной палочке и складывать их в «колодец» (работает только кисть руки, большой, указатель­ ный и средний пальцы); разобрать «колодец» по одной цветной палочке; сложить их обратно в коробку; сжимать маленький мячик (комочек ваты); раскатывать на доске указательным и средним пальцами одно­ временно и по очереди шарики из пластилина; прокатывать цветную палочку или карандаш между большим, указательным и средним пальцами, между большим и средним. В период пропедевтического обучения учащиеся постепенно ов­ ладевают умением целенаправленно наблюдать предназначенные для рисования натуральные предметы и образцы. Они начинают понимать и правильно соотносить величину, форму, цвет и дру­ гие свойства объектов с их изображением. Выполняя различные упражнения для рук, дети развивают моторику и вырабатывают навыки управления своими действиями. При работе с цветными карандашами у них совершенствуются движения, которые осуще­ ствляются с нужной амплитудой, в определенном направлении, темпе, ритме. Эти движения постепенно становятся более силь­ ными, ловкими, уверенными и координированными. Учащиеся привыкают выполнять указания и инструкции учителя, соблю­ дать правила поведения, адекватно пользоваться учебными при­ надлежностями. Их деятельность становится более организован­ ной. Это позволяет перейти к систематическим занятиям по деко­ ративному рисованию, а также к рисованию с натуры и на тем ы.

. Обучение восприятию произведений искусства осуществляется на протяжении всех лет обучения. Формируются умения рассматривать картину (репродукцию), иллюстрацию в книге, плакат, предметы народного декоративно- прикладного творчества. В 5—6 классах учащиеся уже могут рассказать содержание несложной картины, но иногда очень поверхностно, не охватывая полностью весь замысел художника. Учитель может помочь увидеть большее, если с помощью вопросов обратит их внимание на детали картины, на сходство с реальностью, свяжет с их жизненным опытом изображенную на картине ситуацию, предложит им высказать свое отношение к изображенному. В этих классах расширяются сведения о работе художника, скульптора, дети знакомятся с некоторыми произведениями архитектуры. Более углубленно дается материал о видах и жанрах изобразительного искусства. Учителю нужно стараться использовать в беседе опыт детей, как жизненный, так и практический, в изобразительной деятельности, что поможет живо провести занятие, вызвать у детей положительные эмоции и лучше усвоить программный материал. Подбираемый к занятиям материал для демонстрации должен быть доступен учащимся для понимания, отвечать их интересам. Поэтому рекомендуемые в программе произведения искусства для бесед можно заменять другими, более доступными по содержанию, если предложенный перечень произведений труден для восприятия. На уроках изобразительного искусства обязательно проводится работа над развитием речи учащихся, формируются навыки речевого общения. Предложенный в программе речевой материал в виде отдельных слов, словосочетаний и фраз закрепляется в условиях изобразительной деятельности и бесед по изобразительному искусству на протяжении всего обучения

КОЗ

Узор для стаканчика (1 класс)

Задач и урока. Учить детей располагать несложный узор в полосе, чередуя по форме и цвету декоративные элементы. Воспитывать у учащихся уважение к труду народных мастеров, вызы­вать эмоциональное отношение к произведениям декоративно- прикладного искусства и собственным рисункам.

Содержание урока. Учитель демонстрирует узоры, выпол­ненные мастерами декоративно-прикладного искусства, рассказывает о характере и особенностях народной дымковской игруш­ки. Для узорной росписи может быть использован простой, но красочный ритмичный орнамент из кругов, полосок, ромбиков, точек, прямых и витых линий. Показывает на доске, как они выполняются. Учащиеся получают листы плотной бумаги (размер 10 х 21 см), кладут их горизонтально, проводят по линейке сверху и снизу широкие полоски, а затем рисуют в них фломастерами неслож­ные узоры, чередуя по форме и цвету декоративные элементы. Выполнив рисунок, дети сворачивают полоску в виде стакан­ чика и склеивают. По окончании работы учащиеся любуются узо­рами.

Рисование в полосе узора из изобразительных элементов (II класс)

Задач и урока. Тренировать учащихся в проведении прямых горизонтальных и вертикальных линий, в делении полосы на рав­ные части с помощью трафарета-мерки; закреплять навыки изображения несложных по форме предметов; совершенствовать уме­ния чередовать отдельные элементы узора по форме и цвету (пре­одолевать недостатки, обусловленные недоразвитием способности выполнять ритмичные построения); воспитывать чувство ритма, формировать представление о гармоничности цветовых отноше­ний между декоративными элементами.

Содержание урока. В начале урока каждый ученик полу­ чает вырезанный из картона квадрат. Учитель показывает узоры в полосе, составленные из неслож­ных изобразительных форм. Внимание учащихся обращается на чередование изображений по форме и цвету (например, зеленый листочек — красная вишенка, зеленая елочка — гриб с красной шляпкой, оранжевый цветок — красная ягода клубники и т.п.). Учитель объясняет и показывает на доске порядок выполнения рисунка, после чего дети приступают к работе. Они рисуют широ­кую полосу (соединяют прямыми линиями заранее поставленные в тетради точки), а затем делят ее на части с помощью мерки (квадрата, сторона которого равна ширине полосы). В первом квад­рате рисуют один декоративный элемент, во втором — другой. Затем порядок рисунков меняется. Перед тем как приступить к раскрашиванию узора, учитель об­ращает внимание детей на красоту цветовых сочетаний, на необ­ходимость соблюдать цветовой ритм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: