Семья и семейное воспитание

В семье удовлетворяется часть потребностей, в том числе материально – бытовых, и потребностей в эмоциональной поддержке, любви и симпатии. Если эти потребности не удовлетворяются в семье, это, естественно, порождает скрытую или явную семейную неудовлетворенность, нервно-психическое напряжение, тревогу. Подобные состояния могут способствовать понижению уровня безопасности индивида. Функция контроля, исполняемая семьей по отношению к ребенку, способствует формированию самоконтроля в последствии. Неспособность семьи выполнить функцию контроля ведет как к нарушениям поведения, так и к нарушениям в развитии личности.

Семьи различаются по своему структурному составу, и функциональным особенностям. По составу семьи различаются на полную (наличие отца и матери в семье подростка) и неполную (отсутствие одного из них). Семья, по составу, может быть расширенной (другие родственники по прямой или боковой линиям в составе семьи), искаженной, или деформированной (в семье отчим или мачеха).

Значительное влияние на личность оказывает стиль взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальным положением.

Воспитание - процесс, который помогает ребенку дифференцировать свои потребности, согласовывать их со своими возможностями и реализовывать их. Роль воспитания личности в семье огромна, и на развитие, на формирование личности влияют и психологический климат в семье, и социальный уровень семьи, и материальное благополучие. Например, по данным Э.К. Васильевой (1975), у родителей с высшим образованием доля детей с высокой успеваемостью втрое выше, чем в группе семей, с образованием родителей ниже семи классов.

Ухудшение отношений между родителями очень часто приводит к торможению интеллектуального развития ребенка. Ребенок, недостаточно общающийся в семье, демонстрирует нарушение навыков продуктивного поведения. Его контакты поверхностны, нервозны и поспешны. Он одновременно стремится к вниманию со стороны окружающих и отвергает его, переходя к агрессии или пассивному отчуждению. Нуждаясь в любви и внимании, он не умеет вести себя так, чтобы с ним общались в соответствии с этой потребностью. Накапливая опыт неудач, ребенок занимает по отношению к другим негативную позицию. На формирование личности влияют частые переезды (дети военных), которые становятся излишне недоверчивыми, у них возрастает отчужденность. Собственное «я» выступает для них главной точкой отсчета. Эти особенности выступают как реакция на непрерывно изменяющуюся среду.

Влияние на личность и ее развитие оказывает и наличие в семье других детей. Первенцы взрослеют быстрее. Например, из 23 американских космонавтов 20 – первенцы, из поступающих в колледжи – большинство первенцев. Родители ставят перед ними более высокие цели, налагают большие обязательства, что с одной стороны делает их более целеустремленными, а с другой (при наложении слишком больших обязанностей) провоцирует к отклонению в развитии личности или поведения.

Оказывает влияние на особенности поведения взаимодействия с окружающими состав семьи и характер взаимоотношений между ее членами. Неблагоприятные семейные условия, характерные для подавляющего большинства так называемых «трудных подростков», могут снижать адаптивные способности, стрессоустойчивость, повышать тревожность и неуверенность в себе и своих силах.

Семья является фундаментом, на основе которого строятся все взаимодействия с окружающими, она способствует выработке своего рода «психологического иммунитета» к неблагоприятным влияниям среды, более высокой резистентности к действию психических травм. В гармоничной семье ее члены связаны теплой эмоциональной привязанностью друг к другу, их роли в семье не конкурируют друг с другом, а дополняют друг друга, никто из членов семьи не узурпирует себе функции другого и не игнорирует свои обязанности. Внутри гармоничной семьи отсутствуют стойкие подгруппы (например, объединение матери с сыном или дочери с отцом против других членов семьи). Избирательные контакты одного члена семьи с другим не умаляют роли других членов. Но только одной внутрисемейной гармонии мало. Семья не может быть вполне гармоничной, если она сама находится в конфликте с ближайшим окружением, если она изолирует себя от общества и даже противопоставляет себя ему.

Гармоничное воспитание способствует удовлетворению всех актуальных на данный период потребностей ребенка, выявлению всех его возможностей и осуществлению их реализации. Для гармоничного воспитания характерны следующие моменты:

1. Забота о ребенке

2. Поощрение

3. Наказание, если оно неизбежно, должно быть конкретным, сразу следовать за поступком, не должно быть несколько наказаний за один поступок.

4. Запреты, которые должны учитывать возраст и возможность их освоить. Все запреты должны быть сделаны в такой форме, чтобы не вытеснить познавательного развития и не являться следствием эмоционального состояния взрослого (страха, гнева, раздражения).

5. Требования, предъявляемые ребенку, должны быть понятными, одинаковыми, соответствовать возможностям ребенка.

6. Обязательным условием гармоничного воспитания должно быть его безусловное эмоциональное принятие (когда ребенок любим со всеми его особенностями) и гармоничные супружеские отношения. Соответственно, дисгармоничное воспитание отличается блокированием какой-то потребности, в крайнем варианте сразу нескольких.

Негармоничная семья стоит на первом месте среди психогенных факторов, влияющих на формирование делинквентного поведения, снижения адаптивных способностей, формирующих различные невротические состояния. Негармоничные семьи отличаются нарушением внутренних функциональных отношений и разделяются на несколько видов:

Собственно негармоничная семья – характеризуется тем, что один из родителей занимает чрезмерно доминирующее, а другой – слишком зависимое положение («Семейный перекос»). Интересы одних членов удовлетворяются в ущерб другим, или один из членов семьи игнорирует свою роль и перекладывает свои обязанности на другого. Отсутствует истинное партнерство.

Деструктогенная семья – отличается отсутствием способности ее членов к взаимодополнению, солидарности в решении жизненных проблем, чрезмерной автономией отдельных членов, наносящей ущерб семье в целом, неравномерностью или отсутствием взаимности в эмоциональных привязанностях.

Распадающаяся семья – живет в условиях обострившейся конфликтной ситуации, уход из семьи одного из родителей назревает, или его риск постоянно высок, или фактически разрыв между родителями уже произошел, но юридически развод еще не оформлен и супруги еще продолжают жить вместе.

Распавшаяся семья – определяется ситуацией, когда один из родителей уже отделился от семьи, может иметь другую семью, но в какой-то мере продолжает сохранять контакты семьей прежней и несет еще часть функций ее члена.

Ригидная псевдосолидарная семья – существенно отличается от всех предыдущих типов безоговорочным доминированием одного из членов с зависимым пассивным положением других, отсутствием двухсторонней эмоциональной теплоты. Нередко у некоторых членов такой семьи существует свой маленький автономный мирок, оберегаемый от вторжения других, особенно властного семейного лидера.

Все эти типы представляют собой разные ступени перехода от гармонии к полному распаду. Все типы негармоничных семей являются главной причиной неправильного воспитания, которое способствует возникновению патохарактерологических реакций, неврозов, способствует формированию психопатического развития личности (А.Е.Личко, Э.Г.Эйдемиллер).

Родители не всегда практикуют один и тот же стиль воспитания: отцы, как правило, воспринимаются юношами и на самом деле бывают более жестокими и авторитарными, чем матери, так что общий семейный стиль в известной мере компенсаторный. Отец и мать могут взаимно дополнять, а могут и подрывать влияние друг друга. Наилучшие взаимоотношения подростков с родителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Крайние типы отношений, все равно, идут ли они в сторону авторитарности или либеральной всетерпимости, дают плохие результаты. Авторитарный стиль вызывает отчуждение от родителей, чувство своей незначительности и нежеланности в семье. Родительские требования кажутся необоснованными, вызывают либо агрессию и протест, либо апатию и пассивность. Перегиб в сторону всетерпимости вызывает ощущение, что родителям нет никакого дела до ребенка, что способствует формированию личности со слабым «я».

Виды неправильного воспитания.

Гипопротекция. В крайней форме проявляется безнадзорностью, чаще недостатком опеки и контроля, а главное истинного интереса к делам, волнениям и увлечениям ребенка. Крайней формой является запущенность и неудовлетворенность основных физиологических потребностей ребенка, который оказывается не накормленным, неодетым, живущим в тяжелых бытовых условиях, в духовной жизни он оказывается полностью предоставленным сами себе.

Скрытая гипопротекция наблюдается тогда, когда контроль за поведением и жизнью ребенка как будто осуществляется, но на деле отличается крайним формализмом. Ребенок чувствует, что старшим членам семьи нет до него никакого дела, что они несут в отношении его лишь тяжкие для них обязанности, что на деле они рады были бы от них освободиться. Скрытая гипопротекция сочетается со скрытым эмоциональным отвержением. В данном случае ребенок научается обходить формальный контроль и живет своей жизнью.

Потворствующая гипопротекция. Недостаток родительского контроля сочетается с некритичным отношением к нарушениям поведения у ребенка. Родители пренебрегают сигналами со стороны о его дурном поведении, негодуют по поводу общественных порицаний, стремятся оправдать его поступки, перевалить вину на других. Они выгораживают своего сына или дочь, любыми средствами стараются освободить от заслуженных наказаний. Для таких детей характерно обнаруживать склонность к истерическим реакциям (суицид и т.п.) при малейших трудностях и конфликтах.

Гиперпротекция. Гиперпротекция не позволяет с ранних лет учиться на собственном опыте, пользоваться свободой, не приучает к самостоятельности. Мало того, она подавляет чувство ответственности и долга, ребенок приходит к убеждению, что он сам может ни за что не отвечать.

Доминирующая гиперпротекция. Чрезмерная опека, мелочный контроль за каждым шагом, за каждой минутой, каждой мыслью вырастает в целую систему постоянных запретов и бдительного неусыпного наблюдения за ребенком, достигающего иногда слежки. Непрерывные запрещения, невозможность принять когда-либо собственное решение путают, создают впечатление, что «все нельзя», а другим «все можно».

Потворствующая гиперпротекция. Ребенок становится «кумиром семьи». Здесь дело не только в постоянном контроле, сколько в чрезмерном покровительстве, в стремлении освободить любимое чадо от малейших трудностей, от скучных и неприятных обязанностей. Это дополняется восхищением мнимыми талантами и преувеличением действительных способностей. Такие дети растут в атмосфере похвал, восторгов и обожания, ими любуются и восхищаются. Это культивирует эгоцентрическое желание всегда быть в центре внимания окружающих, ловить полные интереса к своей особе взгляды, слышать разговоры о себе, а все желаемое получать с легкостью, без особого труда. Потворствующая гиперпротекция мешает выработки навыков к систематическому труду, упорства в достижении цели, умения постоять за себя. Для ребенка создается кризисная ситуация: с одной стороны, желание быть на виду, лидировать среди сверстников, пользоваться их вниманием, вызывать у них восхищение, а с другой стороны – полное неумение осуществлять лидерские функции, подчинять себе, руководить другими.

Воспитание «в культе болезни». Болезнь ребенка становится центром, на котором фиксировано внимание всей семьи. Ребенок привыкает к мысли, что болезнь дает ему многие права, освобождая от обязанностей, из-за нее все должны идти навстречу всем его желаниям, ограждать от всех неприятностей, освобождать ото всех посильных обязанностей, прощать поступки и позволять то, что непозволительно другим. Такое воспитание культивирует не только эгоцентризм, но и завышенные притязания. При столкновении с трудностями в жизни наиболее универсальной становится истерическая реакция с уходом в болезнь.

Эмоциональное отвержение. При этом стиле воспитания ребенок постоянно ощущает, что им тяготятся, что он обуза, что без него было бы легче. Еще более ситуация усугубляется, когда рядом есть кто-то другой – брат или сестра, отчим или мачеха, кто гораздо дороже и любимее (Золушка).

Скрытое эмоциональное отвержение состоит в том, что родители, сами себе не признаваясь в этом, тяготятся сыном или дочерью, хотя гонят от себя подобную мысль, возмущаясь, если кто-либо им укажет на это. Силами разума и воли подавленное эмоциональное отвержение обычно гипертрофируется подчеркнутой заботой, утрированными знаками внимания. Однако ребенок чувствует искусственную вымученность такой заботы и внимания и ощущает недостаток искреннего эмоционального тепла.

Условия жестоких взаимоотношений. Обычно сочетаются с эмоциональным отвержением. Жестокое отношение может проявляться открыто – суровыми расправами за мелкие проступки и непослушание или тем, что на ребенке, как на существе слабом и беззащитном, «срывают зло» на других. Но жестокие отношения в семье могут быть скрыты от посторонних взоров. Душевное безразличие друг к другу, забота только о себе, полное пренебрежение интересами и нуждами других членов семьи, незримая стена между ними, семья, где каждый может рассчитывать только на себя, не ожидая ни помощи, ни участия, – все это может быть без громких скандалов, без драк и без избиений. И, тем не менее, такая атмосфера душевной жестокости не может не отразиться на развивающейся личности.

Условия повышенной моральной ответственности. В таких случаях родители питают большие надежды в отношении будущего своего ребенка, его успехов, его способностей и талантов. Они нередко лелеют мысль, что их потомок воплотит в жизнь их собственные несбывшиеся мечты. В другом случае условия повышенной моральной ответственности создаются, когда на старшего ребенка возлагаются недетские заботы о благополучии младших и беспомощных членов семьи (Сухарева Г.Е., 1959).

Противоречивое воспитание. В одной семье каждый из родителей, а тем более прародитель (бабушки и дедушки) могут придерживаться неодинаковых воспитательных стилей, сочетать несовместимые воспитательские подходы, осуществлять разные виды неправильного воспитания. При этом члены семьи конкурируют, а то и открыто конфликтуют друг с другом. Например, могут сочетаться доминирующая гиперпротекция со стороны отца и потворствующая со стороны матери, эмоциональное отвержение со стороны родителей и потворствующая гиперпротекция со стороны бабки. Подобные ситуации оказываются особенно пагубными, создавая большой риск для удара по слабым сторонам характера.

Воспитание вне семьи. Само по себе воспитание вне семьи, в условиях интерната не является отрицательным психогенным фактором. Наоборот, иногда бывает даже полезным расстаться с семьей на определенные отрезки времени и жить среди сверстников – это способствует развитию самостоятельности, умению устанавливать контакты, выработке навыков социальной адаптации. Временное отделение от семьи бывает особенно полезным, когда нарушения поведения связаны с тяжелой семейной ситуацией. Отрицательными психогенными факторами являются недостатки в работе интернатов и других воспитательных учреждений – сочетание строгого режима, граничащего с гиперпротекцией, с формализмом в его соблюдении, открывающим отдушину для скрытой безнадзорности, дурных влияний, жестоких взаимоотношений между воспитанниками, а также недостаток эмоционального тепла со стороны воспитателей. Устранить все эти дефекты в интернате гораздо труднее, чем в гармоничной семье.

Психологические причины отклонений в семейном воспитании различны. Из них наиболее частые:

1. Низкая педагогическая культура родителей.

2. Личностные особенности самих родителей.

Среди личностных особенностей родителей, влияющих на воспитание, определенные нарушения предопределяют акцентуации и психопатии. Неустойчивая акцентуация родителей приводит к воспитанию, характеризующимся гипопротекцией, пониженным удовлетворением потребностей ребенка, пониженным уровнем требований к нему. Эпилептоидная акцентуация обуславливает доминирование, жестокое обращение с ребенком. Cенситивная или конформная акцентуация также может обуславливать доминирование. Истероидная психопатия (акцентуация) обуславливает противоречивый тип воспитания: демонстративная забота и любовь на людях и эмоциональное отвержение наедине с ребенком (Э.Г. Эйдемиллер, А.Е. Личко).

Развитие системы «ребенок-взрослый» в значительной степени определяется стратегиями поведения близкого взрослого. В качестве базовых признаков определяющих направленность родительских стратегий выступают эмоциональное отношение (любовь, принятие-отвержение) и отношение к потребностям ребенка, степень свободы, предоставляемая ребенку (чрезмерная опека, излишняя требовательность – гипоопека). Результаты исследований показывают, что между определенными стратегиями родителей и поведенческими характеристиками детей прослеживается тесная взаимосвязь. В этих взаимосвязях наиболее негативным и опасным является агрессивное поведение детей и злоупотребление ими психоактивных веществ.

По данным О.В. Барсуковой 88% родительских стратегий относятся к деструктивным: излишняя дистанция, отвержение ребенка - 12%; излишняя концентрация на ребенке, гиперсоциализация – 40%; излишняя инфантилизация ребенка – 36%. Только 12% стратегий характеризуются оптимальным контактом родителей и ребенка.

В исследовании Н.С. Курек показана взаимосвязь жестокого обращения родителей с детьми и употребление последними психоактивных веществ в подростковом возрасте. Наиболее значимыми являются отношения с матерью, больше страдают от этого девушки. Меньшикова Е.С. исследовала отдаленные последствия жестокого обращения с детьми, и также отмечает взаимосвязь между проявлениями жестокости и злоупотреблением психоактивных веществ. Кроме этого, выявляется факт большей вероятности жестокого поведения у взрослых, которые в детстве подвергались насилию или были свидетелями жестокого поведения. Результаты исследования Л.М. Шипицыной, Е.С. Ивановой, Н.В. Стеценко показывают высокий суицидальный риск у детей, воспитывающихся в условиях семейной депривации.

По данным Н.Н Корытенковой. развитию агрессии детей способствует властное, подавляющее отношение родителей к ребенку в семье и индифферентное, пассивное отношение к ребенку, воспитываемому в школе-интернате.

По нашим данным (О.В. Шатровой, Е.Е. Алексеева) деструктивное влияние родителей, препятствующее социальной адаптации ребенка обусловлено использованием ими таких защитных механизмов как проекция и вымещение.

Таким образом, дети, лишенные гармоничных семейных взаимоотношений, могут прибегать к компенсаторной психологической защите. У них не сформированы социально адекватные способы поведения в различных экстремальных ситуациях, для детей с недостатками воспитания характерно искаженная адаптация: в одном случае адаптация происходит быстро, успешно и адекватно ситуации, в других случаях адаптивные способности могут, не проявляться вовсе, или будут носить однобокий, неадекватный ситуации характер.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: