Мотивационная сфера. Методика, позволяющая выявить доминирование игрового или познавательного мотивов, показала, что преобладание познавательного мотива отмечается у 69% ребят

Методика, позволяющая выявить доминирование игрового или познавательного мотивов, показала, что преобладание познавательного мотива отмечается у 69% ребят, а игрового — у 31%. Что касается "внутренней позиции школьника", то об этом психологическом новообразовании можно говорить лишь применительно к 41% будущих шестилетних первоклассников; у 59% испытуемых "внутренняя позиция школьника" не проявляется. Любопытно отметить, что лишь единицы прямо говорят о нежелании идти в школу. Основная масса детей хочет туда пойти, но вовсе не затем, чтобы учиться. Среди ответов на вопрос, почему они хотят учиться, встречаются, например, такие: "В детском саду надоело, в школе будет лучше", "Хочу пойти в школу, потому что тогда днем не будут заставлять спать"," В школе многодетен, у меня появятся друзья", "Раз я пойду в школу, значит, я уже большая и меня будут отпускать всюду одну" и т. д. Эти ответы показывают, что ребята стремятся в школу не для того, чтобы учиться, а чтобы изменить в своей жизни то, что их не устраивает. Результаты обследования таких детей, как правило, подтверждают отсутствие у них учебной мотивации.

Произвольность

При выполнении методики "Домик" только 36% шестилетних испытуемых справились с заданием, то есть без ошибок перерисовали образец в виде картинки "домика". А ведь обучение в первом классе в основном строится на копировании образцов. Плохие результаты по этой методике свидетельствуют не только о слабой учебной мотивации, что проявляется в отсутствии старательности при выполнении поставленной задачи, но и о слабом развитии сенсомоторной координации ребенка, связанной с созреванием мозговых структур. Таким образом, многие шестилетние дети даже на психофизиологическом уровне еще не готовы к обучению в школе.

Результаты по методике "Да и нет" на первый взгляд существенно лучше. Здесь только 38% испытуемых не справились с заданием, а 62% справились. Но если вспомнить, что собой представляет это задание, являющееся ничем иным, как обычной вербальной игрой с правилами (один из вариантов игры в фанты), да еще в облегченном варианте, то становится ясно, что 38% несправившихся — это не так уж и мало. Это, по-видимому, те дети, которые к 6 годам либо еще не сталкивались с играми по правилам, либо не научились в них играть.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: