Сравнение психологической готовности к школе шестилетних и семилетних детей

Исследование проводилось во время записи будущих первоклассников в школу на протяжении двух лет (весна 1990 г. и весна 1991 г.) по описанной в предыдущей главе диагностической программе определения готовности к школе, где в качестве критерия последней рассматривается существование у ребенка учебной мотивации. Всего было обследовано 411 ребят: 180 детей шестилетнего и 231 ребенок семилетнего возраста. На момент обследования шестилеткам было от пяти с половиной до шести с половиной лет, а семилеткам соответственно — от шести с половиной до семи с половиной. То, что дети шести с половиной лет могли проходить как с группой шестилеток, так и с группой семилеток, объясняется как желанием родителей отдать ребенка на четырехлетнее (с 6 лет) или трехлетнее (с 7 лет) обучение в начальной школе, так и датой рождения будущего первоклассника (начало или конец сентября), поскольку по существовавшему в то время положению на трехлетнее обучение в начальной школе принимались дети, которым к 1 сентября уже исполнилось 7 лет. Проводимое обследование позволило избежать формального распределения по классам шестилеток и семилеток по возрастному цензу, поскольку ребенок, которому в апреле — мае было шесть с половиной лет, направлялся на четырехлетнее или трехлетнее обучение в начальной школе в зависимости от уровня его психического развития.

В первой главе книги уже было сказано, что психологическая готовность к школьному обучению подразумевает некоторый исходный уровень психического развития, без которого начало обучения в школе, как правило, приводит к неуспеваемости. Ниже будут приведены результаты обследования на предмет готовности к школе, полученные на репрезентативной выборке в г. Москве (исследовались дети из самых разных социальных слоев общества: начиная от "группы риска" и кончая высокоинтеллектуальными семьями). Полученные данные позволяют "нарисовать" обобщенные психологические портреты московских шестилетних и семилетних ребят начала 90-х годов.

Шестилетки

Среди обследованных детей шестилетнего возраста к школе оказались готовы только 6%, соответственно 94% детей, которым предстояло начать учиться с 6 лет, к школе не были готовы. Рассмотрим уровень развития этих ребят отдельно по каждому изучавшемуся параметру психического развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: