Образец бланка Шкалы тревожности (с двумя пунктами)

  нет немного достаточно значительно очень
Отвечать у доски          
Пойти в дом к незнакомым людям          

Методика включает ситуации трех типов:

· ситуации, связанные со школой, общением с учителями;

· ситуации, актуализирующие представление о себе;

· ситуации общения.

Наряду с общим показателем тревожности описываемый опросник дает возможность оценить разные ее виды – школьную, самооценочную и межличностную.

При обработке результатов количество получаемых испытуемым баллов по каждому виду тревожности определяется той оценкой, которую он дал ситуации. Так, за пункт, где ситуация получила оценку 2, начисляется два балла, за оценку 4 – четыре балла и т.д.

Стандартизация опросника была проведена на городских школьниках. Получены критерии для выделения пяти уровней тревожности (аналогичных тем, что были рассмотрены выше для Шкалы явной тревожности).

Диагностика тревожности часто проводится на практике ради преодоления этого состояния. Преодоление, как правило, осуществляется двумя путями – овладением тревожностью, снятием ее отрицательных последствий и устранением причин, вызывающих это состояние.

Первый способ чаще всего заключается в обучении приемам овладения своим волнением, навыкам саморегуляции. Такой вид психологической помощи оказывается спортсменам, работникам некоторых профессий, учащимся. Существенное место занимает развитие правильных приемов самоанализа, самонаблюдения, снятия нервно-психического напряжения (расслабления), релаксации.

Второй способ преодоления тревожности состоит в развитии трудовых и спортивных навыков, учебных приемов, повышающих возможности успешного выполнения соответствующих видов деятельности. В работе с невротическими личностями немаловажное значение имеет перестройка самооценки и мотивации индивида.

Помимо рассмотренных методик актуальные психические состояния можно оценить с помощью некоторых многофакторных личностных опросников и проективных методик. Так, Методика многостороннего исследования личности (MMPI) позволяет выявлять состояния, характеризующиеся фрустрационной напряженностью, высоким уровнем тревоги, так как профиль на шкалах невротической триады и выраженность его подъема на седьмой шкале отражают характер невротических реакций. Многофакторные личностные опросники Р. Кеттелла дают информацию о тревожности и эмоциональной возбудимости. Есть попытки оценки психических состояний по Цветовой методике М. Люшера.

Вопросы

1. С какими целями проводят диагностику психических состояний?

2. Как многоуровневость психических состояний отражается на их диагностике?

3. Перечислите основные виды диагностических методов, направленных на измерение психических состояний.

4. Чем отличается тревожность-состояние от тревожности-черты?

5. Перечислите и кратко охарактеризуйте методики диагностики тревожности детей.

6. Каковы основные методы коррекции тревожности?

Рекомендуемая литература

Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб., 2001. – С. 418–420.

Введение в эргономику / Под ред. В.П. Зинченко. – М., 1974.

Доскин В.А., Лаврентьева Я.А, Мирошников М.Н. и др. Тест дифференцированной самооценки функционального состояния // Вопросы психологии, 1973. – № 6.

Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. – М., 1964.

Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. – М, 1984.

Мохнач А.В. Оценка психического состояния по тесту М. Люшера // Методики анализа и контроля трудовой деятельности и функциональных состояний. – М., 1992. – С. 237–240.

Методики диагностики психических состояний и анализа деятельности человека / Под ред. Л.Г. Дикой. – М., 1994.

Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М., 2000.

Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология. – М., 2001. – С. 225–244.


Часть VI. ДИАГНОСТИКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА РАННИХ ЭТАПАХ ОНТОГЕНЕЗА

Глава 18. Диагностика младенцев и детей раннего возраста

Психологическую диагностику индивидуальных особенностей следует начинать уже с младенческого возраста. Младенческий и ранний детский возраст – это период интенсивного развития не только сенсомоторной, познавательной, речевой сфер, но и важнейших доставляющих личностных особенностей – самооценки, некоторых черт характера, эмоций и т.п. Диагностирование с этого возраста вызвано необходимостью контроля за протеканием психического развития и своевременного выявления отклонений от нормы (если таковые возникнут).

В этой главе будут рассмотрены основные подходы, а также типичные методики, используемые в диагностике младенцев и детей раннего возраста. В отечественной психологии принято первые 12 месяцев жизни называть периодом младенчества, а возраст от 1 года до 3 лет ранним. На Западе к младенческому периоду относят первые 18 месяцев жизни, а возраст от 18 до 60 месяцев называют дошкольным.

По сути методы диагностики младенцев и детей раннего возраста представляют собой оценочные шкалы развития, предусматривающие проведение аналитических стандартизированных наблюдений за ребенком и последующее сопоставление полученных данных с возрастными нормами развития.

Применение этих шкал требует специального опыта и должно выполняться специалистами-психологами. Обследование проводится индивидуально. Главный принцип, которого придерживаются разработчики рассматриваемого класса методик, – принцип естественности ситуации диагностирования. Поэтому оно проводится в привычной обстановке, чаще всего в присутствии матери или другого близкого человека. Еще один принцип диагностирования детей младенческого и раннего возраста – принцип естественности поведения ребенка, что предусматривает минимальное вмешательство экспериментатора в привычные, повседневные формы поведения детей. Младенец при проведении диагностики чаще всего должен либо лежать, либо находиться на коленях у взрослого, либо удерживаться взрослым в каком-то ином положении. Речь как средство объяснений используется мало.

До начала оценивания необходимо налаживание контакта с малышом, чтобы он не испытывал отрицательных эмоций в присутствии незнакомого человека. Как правило, психологи признают необходимость оценивания широкого спектра поведения (социального, познавательного, моторного, эмоционального).

§1. Оценочные шкалы развития в западной психодиагностике

Одним из первых методов диагностики младенцев являются Таблицы развития Гезелла (Gesell Developmental Scheldule), разработанные в 1947 г. А. Гезеллом совместно с коллегами по Йельскому университету. Эти таблицы охватывают четыре основные сферы поведения детей в возрасте oт 4 недель до 6 лет, такие как:

· моторика;

· язык;

· адаптивное поведение;

· личностно-социальное поведение.

В таблицах подробно описаны, а также представлены в виде рисунков типичные для детей разного возраста проявления этих сфер психики.

Использование методики А. Гезелла представляет собой стандартизированную процедуру наблюдения и оценки хода развития поведения ребенка в обыденной жизни. Хотя некоторые из разделов этих таблиц можно рассматривать в качестве строгих методик, все же большинство из них основаны на чистом наблюдении. Данные, полученные посредством прямого наблюдения за реагированием детей на обычные игрушки и другие стимульные объекты, дополняются информацией, сообщаемой матерью ребенка. Полученные сведения сопоставляются с табличными, что позволяет оценить уровень психического развития ребенка.

Таблицы Гезелла, так же как и другие методики диагностики детей этого возраста, недостаточно стандартизированы, но есть основания полагать, что при соответствующей опытности экспериментатор может добиться высокой надежности показателей – выше 0,95.

Эти таблицы рекомендуется использовать в качестве способов усовершенствования и уточнения качественных наблюдений, обычно осуществляемых педиатрами и другими детскими специалистами, они полезны в качестве дополнения к медицинским обследованиям при выявлении неврологических заболеваний и первопричин ненормальности поведения в раннем периоде жизни.

Еще одну Шкалу развития предложил Д. Лешли (Leshli Scales of Infant Development), практический психолог из Англии. Он разработал схему наблюдения. Наблюдая за ребенком по заданной схеме можно составить представление о развитии ребенка на момент наблюдения, а проделывая это в течение всего раннего возраста, можно судить об особенностях процесса развития в этот период.

В карточках Д. Лешли отражены следующие области психики:

· физическое развитие может ли переворачиваться со спины на живот поднимать головку, сидеть без поддержки, тянет ли в рот погремушку и т.д.);

· общение и развитие речи (понимает ли обращенную к нему речь, затихает, прислушивается и т.д.);

· социальное развитие и игра (включается ли в общение со взрослыми, гулит, отдает игрушку взрослому и т.д.);

· самостоятельность и независимость (сколько времени в период бодрствования может занимать себя сам);

· поведение (непоседливость, быстрота концентрации внимания, попытки преодолеть трудности, легкость включения в игру и пр.).

Методическая особенность процесса наблюдения по Д. Лешли, названная им методом повременных проб, состоит в регулярности наблюдения по заранее отмеченным временным отрезкам. Так, один из возможных подходов состоит в наблюдении за ребенком в течение полных 30 мин с записью впечатлений через 30-секундные интервалы.

Информация, полученная о ребенке и отраженная в карточках развития, оценивается двумя способами:

1) сравнением показателей ребенка со средними показателями детей данного возраста;

2) сравнением информации о ребенке с результатами, полученными им в более раннем возрасте.

Помимо карточек для оценки нормальных детей Д. Лешли создал карточки для детей с дефектами развития.

Наиболее разработанной методикой для младенцев и детей раннего возраста являются Шкалы развития младенцев Бейли (Bayley Scales of Infant Development) – результат многолетних научных изысканий Н. Бейли и ее коллег по университету в Беркли. Некоторые из заданий этих шкал были заимствованы из таблиц Гезелла и других методик для детей этого возраста (от 2 до 30 месяцев).

Шкалы Н. Бейли предусматривают три вспомогательных средства оценки степени развития ребенка:

· шкалу умственного развития;

· шкалу моторного развития;

· записи поведения младенца.

Шкала умственного развития выявляет такие функции, как:

· восприятие;

· память;

· обучаемость;

· решение проблем;

· вокализацию (гуканье, гуление, протяжные звуки, вскрики и другие);

· зачатки словесного общения;

· простейшее абстрактное мышление.

Шкала моторного развития измеряет макромоторные навыки и умения – умение сидеть, стоять, ходить и подниматься по ступенькам, а также умение двигать руками и пальцами. В младенческом возрасте развитие двигательных функций, таких как манипулирование с предметами, играет важную роль во взаимосвязи ребенка с окружающей средой и, следовательно, в развитии его умственных процессов.

Записи поведения младенца представляют собой оценочную шкалу, заполняемую экспериментатором после проведения двух других частей теста. Она предназначена для оценки различных аспектов развития личности ребенка, таких как эмоциональное и социальное поведение, внимание, настойчивость и целеустремленность.

По психометрическим характеристикам шкалы Н. Бейли, несомненно, можно считать выдающимся измерительным инструментом дли изучения младенцев. Статистическая норма определялась на выборке, репрезентативной популяции США. Ее численность – свыше 1200 детей. Коэффициенты надежности для шкалы умственного развития варьируют в интервале 0,81–0,93, для шкалы моторного развития – 0,68–0,92.

В настоящее время используется вторая редакция шкал Н. Бейли (1993). Они предназначены для оценки уровня развития ребенка в возрасте от 1 месяца до 3,5 года. Нормы устанавливались на выборке объемом 1700 детей, разделенных на 17 возрастных групп от 1 до 42 месяцев. Возрастные нормы составлялись с интервалом в 1 месяц до возраста 36 месяцев и с 3-месячным интервалом для более старших возрастов. Для Умственной и Моторной шкал получены нормы для каждого возраста, выраженные в стандартных показателях со средним, равным 100, и s=15. Для шкалы записи о поведении приведены процентильные показатели, распределяемые потрем категориям: «неоптимальный», «сомнительный и «нормальный».

Н. Бейли отмечала, что ее шкалы, а также другие шкалы для младенцев пригодны для оценки уровня текущего развития, а не для прогноза будущего развития.

Шкала интеллекта ребенка (Cattell Scales of Infant Intelligense), разработанная P. Кеттеллом для тестирования младенцев от 2 до 30 месяцев, строилась как метод диагностирования познавательной сферы. С помощью этой шкалы можно определить некоторые особенности речевого, сенсомоторного развития и первых навыков общения.

Большой вклад в развитие психологической диагностики ребенка внесли методики, построенные на основе теоретической системы и методических подходов Ж. Пиаже. Стержневым пунктом его теории является представление о последовательном, поэтапном характере интеллектуального развития ребенка, представляющего собой закономерную смену периодов и стадий от рождения до взрослости.

Каждая стадия, отличаясь своей специфической структурой мышления, подготавливает следующую, перестраиваясь на более высоком уровне. Порядок следования стадий неизменен, а продолжительность и скорость развертывания каждой стадии варьируются в зависимости от условий окружающей среды. Последнее определяет необходимость создания диагностических методов, которые позволили бы определять, на какой стадии развития находится индивид.

Экспериментальные методики для оценки свойств детского мышления (от младенчества до старшего подросткового возраста) были разработаны Ж. Пиаже для решения собственных исследовательских задач. Они являются шкалами порядка, в которых достижение какого-либо уровня невозможно без успешного прохождения более ранних этапов развития. Методики построены так, чтобы выявлять важнейшие аспекты каждого этапа, Основной методический прием состоит в том, чтобы получить объяснение, которое дает ребенок наблюдаемому событию, и найти причины, лежащие в основе этого объяснения. Шкалы развития Ж. Пиаже являются ориентированными на содержание, поскольку обеспечивают качественное описание того, что может делать ребенок. При обработке результатов учитывается качество ответов на относительно небольшое число предъявляемых ему проблемных ситуаций, а не число успешно выполненных заданий. Основное внимание сосредоточено на процессе решения проблемы, а не на его результате.

Так, например, рассматривая, как формируются представления о сохранении количества вещества, Ж. Пиаже использовал следующую экспериментальную схему: перед ребенком на столе ставили два одинаковых сосуда, до одной и той же высоты наполненные окрашенной жидкостью; после этого из одного большого сосуда жидкость переливали в два маленьких (уровень жидкости в них выше, чем в исходном сосуде) и ребенка спрашивали, будет ли в двух маленьких сосудах жидкости столько же, сколько в большом сосуде. Опыт по выявлению представления о сохранении веса проводился с шариком из пластилина, превращаемым в колбаску.

Не являясь стандартизированными, шкалы развития Ж. Пиаже нашли свое основное применение в клинике и в возрастной психологии. Некоторые методики Ж. Пиаже послужили основой для создания стандартизированных шкал. Одна из них подготовлена И. Узгирисом и Дж. Хаитом и предназначена для детей в возрасте от 2 недель до 2 лет. Этот возраст приблизительно соответствует периоду, который Ж. Пиаже характеризует как сенсомоторный и внутри которого он различает шесть стадий. Чтобы повысить чувствительность своей методики, И. Узгирис и Дж. Хант распределили все ответы по более чем шести уровням (от 7 до 14).

Шкала состоит из шести тестов. Первый тест на постоянство объекта стимулировал слежение ребенка глазами за объектом и отыскивание после того, как его постепенно закрывают или прячут. Второй тест испытывал использование средств для достижения отдаленных, вызывающих интерес предметов (собственных рук, веревки, палки и т.д.). Третий тест диагностировал подражание, в том числе имитацию жестов и голоса. В четвертом тесте оценивали операциональную причинность на основе опознания объективных причинных связей и приспособления к ним – от зрительного наблюдения за собственными руками до вызывания желаемого действия от человека или приведения в движение механической игрушки. В пятом тесте определялась координация структур зрения и слуха при локализации объектов в пространстве. Шестым тестом испытывалось развитие схем действия с объектами от реакции на объекты взглядом, ощупыванием до умения водить игрушечный автомобиль, нанизывать бусинки, называть объекты.

Шкала была проверена на 84 детях. Согласованность результатов тестов с данными наблюдения (валидность) и надежность методом повторного тестирования через 48 часов имеют удовлетворительные показатели. Индекс порядка колебался от 0,8 до 0,99. И. Узгирис и Дж. Хант допускают использование подготовленной ими шкалы с исследовательскими целями; в частности, для измерения влияния специфических окружающих условий на степень и ход развития младенцев. Изучение младенцев, находящихся в разных условиях, и младенцев, воспитание которых осуществлялось по особой программе, показало, что от условий воспитания в значительной степени зависит тот средний возраст, в котором ребенок достигает разных ступеней, определяемых по шкалам развития.

На основе теории Ж. Пиаже наряду с описанной были разработаны и другие методики, однако они предназначены для более старших возрастных групп. Несмотря на то что к проблемам данной главы эти методики не имеют прямого отношения, все же кратко опишем их.

М. Лорендо и А. Пинар, проведя эксперименты Ж. Пиаже в стандартизированных условиях на большой репрезентативной выборке в разных культурных средах, создали шкалы умственного развития, которые могут применяться и другими исследователями. Они предъявляли батарею из 57 тестов 700 детям в возрасте от 2 до 12 лет. Все задания подбирались таким образом, чтобы оценить выделенные Ж. Пиаже характеристики развития. Тесты для детей моложе 4 лет либо создавались заново, либо представляли из себя модификации заданий Ж. Пиаже. Для детей старше 4 лет были подготовлены по образцу заданий Ж. Пиаже 25 тестов. В пяти из них диагностировалась причинность, то есть умение ребенка объяснить природу и причины разных явлений, включая сновидения, наступление темноты, движение облаков и др. Все вопросы, задаваемые устно, стандартизированы; в зависимости от первых ответов экспериментатор выбирает тот или иной способ изучения мыслительных процессов ребенка.

Еще пять тестов измеряли понимание пространства. Среди них были задания на узнавание предметов на ощупь и последующее их опознание среди изображений; задания на указания правой и левой сторон своего тела и тела экспериментатора в разных положениях и относительно находящихся на столе предметов; задачи на перспективу и др.

Результаты, полученные на репрезентативной выборке, были подвергнуты статистической обработке. Взаимокорреляции показателей в тестах на причинность колебались от 0,59 до 0,78, а в пространственных тестах от – 0,37 до 0,67.

В отличие от вышеописанных шкал развития Ж. Пиаже Комплект для оценки понятия «сохранение» (Concept Assessment Kit-Conservation) представляет собой готовый стандартизированный тест, который может быть использован в практических целях. Он предназначен для детей от 4 до 7 лет и измеряет сформированность одного из наиболее известных понятий, используемых в системе Ж. Пиаже, – понятия «сохранение», являющегося показателем перехода ребенка от стадии дооперационного мышления к стадии конкретных операций. Данное понятие указывает на осознание ребенком того факта, что вес, объем и количество объектов остаются неизменными, если объекты меняют некоторые свои конкретные признаки, такие как форма, расположение и другие.

Процедура проведения теста состоит в том, что ребенку показывают два идентичных объекта, после чего экспериментатор изменяет один из них и спрашивает ребенка, одинаковы ли объекты или различны. Ребенка просят пояснить свой ответ. Например, предъявляют два гуттаперчевых мяча, затем один из них расплющивают и спрашивают, равны ли по тяжести круглый и сплющенный мячи.

Имеются три формы теста. Формы А и В параллельны и содержат по шесть заданий, называемых «Двухмерное пространство», «Число, вещество», «Континуальное количество», «Вес» и «Дискретное количество». Форма С состоит из двух разных заданий: «Площадь» и «Длина». Результаты, полученные по форме С, коррелируют на уровне 0,76 и 0,74 о результатами по формам А и В соответственно.

Нормы были установлены на выборке стандартизации из 560 детей в возрасте от 4 до 8 лет. Для каждого возрастного уровня получены про центильные нормы. Средние результаты по каждой группе с возрастом постепенно улучшаются, особенно резкий подъем отмечается в возрасте от 6 до 8 лет.

Получены удовлетворительные показатели надежности ретестовым и другими способами, а также доказательства порядковости. Сравнительные исследования, проведенные в семи странах, показали, что тест пригоден для применения в разных культурах и выявляет одни и те же тенденции развития, хотя стадии развития по-разному связаны с возрастом.

Имеются данные о конструктной валидности теста. Прогностическая валидность, установленная коррелированием тестовых результатов с уровнем достижений первоклассников, имеет значимые коэффициенты от 0,3 до 0,52.

Шкалы развития Ж. Пиаже используются также для определения готовности ребенка к школе. Дж. Хант и Г. Кирк подготовили серии тестов, диагностирующих овладение такими понятиями, как цвет, положение, форма и число. Степень овладения ими определяется через восприятие, способность слушать и понимать сказанное.

На принципах Ж. Пиаже построены также тесты, имеющие название «Давайте посмотрим на ребенка» (Letrs Look at Children), разработанные в США в середине 60-х гг. Они используются как вспомогательное средство для педагогов, наблюдающих, оценивающих и стимулирующих интеллектуальное развитие детей. Эти методики позволяют получить данные о формировании некоторых навыков и представлений у учащихся I–III классов. Кроме того, они несут в себе функции обучения, развития.

Как отмечают исследователи, шкалы для младенцев и детей раннего возраста, как правило, стандартизированы на выборках, меньших по величине и репрезентативности, чем нормативные выборки других возрастных групп. Они также менее надежны, чем тесты для старших возрастов. Определение валидности этих шкал затруднено из-за недостатка пригодных критериев. В основном она устанавливалась по двум критериям: возрастным различиям и предсказанию последующего достижения уровня интеллектуального развития. По первому критерию шкалы для младенцев в целом показывают неплохую валидность. Однако их предсказательная валидность очень низка, при корреляции с тестами умственного развития для более старшего возраста она практически равна 0.

Это объясняется главным образом тем, что особенности психического развития, которые измеряются шкалами младенцев (моторика, сенсорика, подражание двигательному и вербальному поведению окружающих и др.), специфичны и отличаются от характеристик, оцениваемых интеллектуальными тестами.

Вместе с тем было отмечено, что прогностическая валидность шкал младенцев с отклонениями в развитии выше по сравнению с популяцией нормальных младенцев (корреляции достигают 0,6–0,7). Поэтому диагносты пришли к выводу о том, что шкалы развития для младенцев и детей раннего возраста наиболее пригодны для раннего выявления дефектов развития.

В связи с этим на современном этапе психологи стараются усилить их различительные возможности в отношении нормальных и клинических групп, вводя в них специальные задания. Так, Г. Айлворд, модифицировав шкалу Бейли-2, подготовил Скрининг-тест Бейли психоневрологического развития младенцев (Bayley Infant Neurodevelopmental Screener – BINS), предназначенный для выявления психоневрологических симптомов у детей в возрасте от 3 до 24 месяцев. При отсутствии органической патологии развитие ребенка во многом зависит от воспитывающего его окружения. Последующее психическое развитие лучше предсказывают уровень образования родителей и другие особенности домашней обстановки, особенно если при этом учитывается социоэкономический уровень семьи.

Другой особенностью современных работ в области диагностики младенцев является направленность на повышение прогностических возможностей методик. Для достижения этой цели психологи используют два подхода.

В рамках первого подхода специалисты стремятся выделить и оценить наиболее существенные аспекты психического развития, которые можно рассматривать как стержневые на протяжении длительных периодов жизни человека. Таким путем пошел Дж. Фэган, разработавший в 1992 г. Тест интеллекта младенца (Fagan Test of Infant Intelligence), который направлен на оценку избирательности восприятия новых раздражителей. В качестве последних используются изображения человеческих лиц, а показателем по тесту служит время, уделяемое младенцем новым изображениям в сопоставлении с временем рассматривания знакомых. Тест предназначен для обследования детей в возрасте от 3 до 12 месяцев. Корреляции показателей теста Дж. Фэгана с IQ детей в трехлетнем возрасте находятся в пределах от 0,45 до 0,6. Этот тест хорошо дифференцирует нормальных детей и детей с задержкой умственного развития.

Второй подход к повышению прогностичности рассматриваемой группы методик опирается на представления о том, что измерение одной из нескольких сторон развития без анализа их значимости является недостаточной для предсказаний последующих его уровней. Необходимы комплексные и интегрированные оценки развития. Ряд психологов-клиницистов доказали, что прогностичность шкал младенцев повышается при условии, что их оценки дополняются сопутствующими клиническими наблюдениями. В связи с этим на современном этапе диагносты предпочитают для получения индивидуализированных оценок детей раннего возраста использовать систему методов и разнообразные источники информации, чтобы охватить многие сферы психического развития (моторику, сенсорику, социальные навыки, язык, эмоциональные реакции, обучаемость и др.), а также разные факторы, влияющие на них. Примером такого комплексного метода является Система оценки возрастного развития младенцев и детей раннего возраста (Infant-Todder Developmental Asses sment – IDA), разработанная группой специалистов по раннему детству, среди которых С. Провинс, Дж. Эриксон, С. Уотер и др.

Этот метод предназначен для обследования детей от рождения до 3 лет, основная цель его использований – выявление детей с риском задержки развития. Наряду с наблюдением за поведением оценкой физического здоровья используется беседы с родителями и другими лицами, ухаживающими за ребенком. Основная часть этого методе называется «профилем развития от рождения до трех лет» Провине и представляет собой оценивание в баллах восьми психических сфер ребенка. Полученные оценки сопоставляются не со статистическими критериями (нормами и процентилями), а с критериями возрастного развития, полученными в психологических исследованиях.

Эффективность системного метода IDA пока еще не до конца проверена, но создатели отмечают зависимость его результатов от профессиональной подготовки и опыта тех, кто его использует.

§2. Оценочные шкалы развития в отечественной психодиагностике

Адаптации и рестандартизации рассмотренных выше шкал развития младенцев и детей раннего возраста к русскоязычной выборке не проводилось. В отечественной психологической диагностике на сегодняшний день предлагаются оценочные шкалы для младенцев и детей раннего возраста, разработанные Е. О. Смирновой, Л.Н. Галигузовой, Т.В. Ермоловой, С.Ю. Мещеряковой в лаборатории психического развития дошкольников Психологического института РАО.

Отличительной особенностью этих шкал является диагностика не отдельных составляющих, таких как моторная, сенсорная, познавательная сферы, а комплексный подход к диагностированию психического развития. Развитие отдельных функций может маскировать отставание ребенка в не менее существенных областях его психической жизни (мотивационной сфере, взаимоотношениях с окружающими людьми, самосознании и т.д.), поэтому оценочные шкалы, разработанные отечественными авторами, направлены на диагностику целостных форм психической активности.

В основе разработку оценочных шкал младенцев и детей раннего возраста лежит представление о том, что основными формами развития в данном возрасте выступают общение со взрослым и ведущая деятельность. Многочисленные исследования М.И. Лисиной, Д.Б. Эльконина и других отечественных детских психологов показал и, что в процессе общения и деятельности закладываются основные личностные образования – отношение ребенка к социальному и предметному миру, к себе самому, формируются способы взаимодействия с окружающей действительностью, происходит развитие познавательной сферы. На каждом возрастном этапе общение и ведущая деятельность имеют качественно своеобразное содержание. В рамках данного подхода и разработаны методы психологической диагностики детей раннего возраста.

В общении для каждого возрастного периода выделяются следующие составляющие:

· уровень инициативности как показатель стремления ребенка к общению;

· уровень чувствительности к воздействиям партнера как готовность воспринять инициативу другого человека, ответить на нее и перестроить свое поведение в соответствии с воздействиями взрослого;

· уровень владения средствами общения – конкретными действиями, с помощью которых ребенок осуществляет общение.

Эти параметры являются специфическими в каждом возрастном периоде психического развития для детей от 0 до 6 и с 6 до 12 месяцев, с 1 до 2 и с 2 до 3 лет.

В качестве ведущей деятельности в возрасте от 6 месяцев до 3 лет выступает предметная деятельность, именно в ней заключаются главные интересы ребенка и благодаря ей происходит интенсивное развитие всех сторон психики и личности малыша.

В предметной деятельности выделяются:

· операциональная сторона, характеризующаяся действиями с предметами: манипулятивными (неспецифическими и специфическими) и собственно предметными (культурно-фиксированными) действиями;

· потребностно-мотивационная сторона, проявляющаяся в познавательной активности, характеризующейся интересом ребенка к предметам, стремлением к обследованию и действиям с ними, настойчивостью, эмоциональной вовлеченностью в деятельность. Наличие таких инициативных, самостоятельных действий, охватывающих и познавательную, и аффективно-волевую сферу ребенка, в большей степени говорят о действительном освоении деятельности, а не о приобретении одних лишь моторных или сенсорных навыков;

· включенность предметных действий в общение со взрослым.

Отличительной особенностью всех рассматриваемых ниже методик, выявляющих уровень развития младенца и ребенка раннего возраста, является его включенность в общение со взрослым. Степень принятия помощи и поддержки взрослого, возможность влияния взрослого на самостоятельные действия ребенка являются важнейшими показателями потенциальных возможностей самого ребенка.

Разработанный комплекс методик включает:

· диагностику формы общения ребенка со взрослым (сюда же относится и диагностика речевого развития, поскольку речь в раннем возрасте возникает и развивается как средство общения);

· диагностику развития предметной (или предметно-манипулятивной) деятельности, в которой выявляются характер действий ребенка, уровень его познавательной активности и включенность в общение со взрослым.

Методики представляют собой оценочные шкалы, на основе которых осуществляют наблюдение и фиксация действий, совершаемых взрослым с ребенком в естественных ситуациях.

Шкала развития ребенка от 0 до 6 месяцев включает в себя оценку ведущих составляющих психического развития этого возрастного этапа – ситуативно-личностного общения и познавательной активности по отношению к предметному окружению.

Во втором полугодии жизни психическое развитие малыша определяется ситуативно-деловым общением и предметно-манипулятивной деятельностью. Поэтому диагностика психического развития ребенка на этом этапе направлена на оценку этих сторон.

На втором году жизни сфера жизнедеятельности ребенка обогащается новыми видами активности. Кроме преобладающего ситуативно-делового общения могут зарождаться элементы внеситуативно-познавательного общения. Предметная деятельность по-прежнему имеет решающее значение для развития. Именно эти линии психического развития детей в возрасте от 1 до 2 лет являются предметом диагностики. Оценка речевого развития не проводится отдельно, так как речь ребенка в этом возрасте включена в общение и является его средством.

На третьем году жизни продолжается дифференциация предметно-познавательной и игровой деятельностей. Если предметно-познавательная деятельность осуществляется как познание и усвоение определенных, культурно-нормированных действий со знакомыми и малознакомыми предметами, то игровая предполагает элементы творчества и становление игровых замещений. Поэтому диагностика познавательной и игровой деятельностей проводится отдельно. Поскольку главной формой общения в этом возрасте остается ситуативно-деловая, диагностическая ситуаций, в которой выявляется уровень развития общения ребенка третьего года жизни, во многом похожа на ситуацию, разработанную для детей второго года жизни.

Наблюдаемые параметры развития оцениваются в баллах от 0 до 3. Нормативные данные, с которыми сопоставляются показатели детей, приведены для каждой возрастной группы с интервалом в 1 месяц.

Приведем пример того, как составлены описываемые шкалы (для младенцев в возрасте от 0 до 6 месяцев оценки 2 компонентов комплекса оживления) (см. табл. 18).

Несмотря на то что показатели надежности и валидности по данным методикам не определялись, следует отметить их теоретическую обоснованность, проверенную при изучении особенностей психического развития детей численностью свыше 1000 в возрасте от рождения до 3 лет; воспитывающихся в разных условиях (в семьях, яслях, домах ребенка).

Разработанные шкалы используются в качестве контроля за психическим развитием ребенка, с целью индивидуализации педагогического процесса в детских учреждениях, индивидуального консультирования родителей, педагогов и специалистов родственных профессий (психиатров, невропатологов, психоневрологов и др.). Данные методики помогут своевременно выявить задержки и отклонения в психическом развитии ребенка, определить их природу, возможные причины и своевременно предпринять коррекционно-развивающие меры. Эффективно также проведение психологической диагностики при поступлении ребенка в детское учреждение с целью оказания адекватной помощи малышу в период адаптации.

Главное достоинство отечественных оценочных шкал, рассмотренных выше, состоит в том, что они диагностируют индивидуальные особенности личности ребенка комплексно, с учетом возрастной периодизации психического развития, а не отдельные ее сферы, на что главным образом были направлены ранее описанные западные методы.

Таблица 18


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: