Проективные методы исследования личности

Количество имеющихся проективных методик достаточно велико и продолжает расти. Литература по проективным методи­кам обширна, по отдельным тестам число работ перевалило за 4000. Их главная особенность может быть обозначена как относи­тельно неструктурированная задача, т.е. задача, допускающая;

почти неограниченное разнообразие возможных ответов. Для того чтобы фантазия индивида могла свободно разыграться, даются только краткие, общие инструкции. По этой причине тестовые стимулы обычно расплывчаты или неоднозначны. Гипотеза, на которой строятся подобные задания, состоит в том, что способ восприятия и интерпретации индивидом тестового материала или "структур" ситуации должен отражать фундаментальные аспек­ты функционирования его психики. Другими словами, предпола­гается, что тестовый материал должен сработать как некоторого рода экран, на котором отвечающий "проецирует" характерные для него мыслительные процессы, потребности, тревожность и

конфликты.

Обычно прективные методики являются методиками замас­кированного тестирования, поскольку обследуемый редко подо­зревает о типе психологической интерпретации, которая будет дана его ответам.

Проективные методики характеризуются также глобаль­ным подходом к оценке личности. Внимание фокусируется на общей картине личности как таковой, а не на измерении от­дельных ее свойств. Наконец, проективные методики рассмат-

риваются их сторонниками как наиболее эффективные процеду­ры для обнаружения скрытых, завуалированных или неосознава­емых сторон личности. Более того, утверждается, что чем менее структурирован тест, тем более он чувствителен к подобному за­вуалированному материалу. Это следует из предположения, что тем менее вероятно, что он вызовет у воспринимающего защит­ную реакцию.

Проективные методы возникли в клинических условиях и остаются, в основном, инструментом клинициста. Некоторые из них развились из терапевтических методов (например, лечение с помощью произведений искусства), применявшихся к психичес­ким больным. На теоретических построениях проективных мето­дик сказывается влияние психоаналитических концепций. Суще­ствуют также разрозненные попытки положить в основу проек­тивных методик теорию восприятия и перцептивные теории лич­ности. Следует, конечно, отметить, что нет необходимости оце­нивать конкретные методики с точки зрения их теоретической направленности или истории происхождения. Методика может оказаться практически полезной или эмпирически ценной по дру­гим причинам, нежели те, которые выдвигались для оправдания ее введения для использования специалистами.

В связи со свойственным проективным методикам глобаль­ным подходом затрагиваются не только эмоциональные, мотивационные и межличностные характеристики личности, но также и некоторые интеллектуальные аспекты поведения. К последним можно отнести общий интеллектуальный уровень, оригинальность и стиль решения проблемных ситуаций. Можно добавить, что любой психологический тест, независимо от предназначения, может выполнить роль проективной методики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: