Основные категории анализа (признаки и показатели)

Категория "Уходы"

"Уходом" называется поведение испытуемого, направленное на уклонение от требуемых ответов. При "уходе" испытуемый как бы заменяет истинные ответы путем подстановки других отве­тов. "Уходы" бывают умышленными и неосознанными. Различа­ют 4 основных варианта "ухода".

1. Описательный вариант. В этом случае из всей 5-частной схемы рассказа (момент, изображенный на картине, истоки, ис­ход, мысли, эмоции) испытуемым используется только один мо­мент, т.е. дается лишь описание изображенного. Оно может быть либо излишне детализированным, с упоминанием каждой подроб­ности, либо очень кратким. В последнем случае рассказ прини­мает примерно следующий вид: "Здесь сидит мальчик. Вот скрип­ка. Мальчик сидит и... смотрит на скрипку... Я больше ничего не знаю".

2. Вариант формального построения сюжета (без на­полнения его конкретным содержанием). В этом случае ис­пытуемый создает только как бы каркас сюжета, не дополняя его ни зримыми образами, ни суждениями, ни характеристи­ками.

Например: "Здесь изображено, что мальчик сидит и смотрит на скрипку. Он играет на скрипке. Что привело к этому моменту? То, что он учится играть. Дальше он будет играть лучше, если будет продолжать учиться. Он думает о том, что играет на скрип­ке. Он чувствует, что надо учиться, чтобы играть хорошо...

3. Подменяющий вариант. Испытуемый вместо создания собственного сюжета подбирает схематически сходный с изобра­женным готовый материал — литературное произведение, сцена­рий кинофильма, исторический эпизод, радиопередачу или теле­визионную трансляцию и т.д.

Например: "Это похоже на кадр из кинофильма "Концерт Бетховена". Там тоже герой фильма — мальчик-музыкант. Когда ему сказали, что он будет участвовать в конкурсе и если займет первое место, то поедет в Москву, то он..." и т.д. В дальнейшем следует изложение содержания вышеупомянутого фильма.

4. Разветвленный вариант. В этом случае сюжет испы­туемым создается, однако он старается при каждом его поворо-

те дать максимальное количество самых разнообразных вариан­тов.

Например: "Это мальчик лет 12 или 13... А может быть стар­ше... Или так выглядит... Может, ему только лет 7-8... Перед ним скрипка. Это ему кто-то подарил. Или скрипка не его. Может, его отца. А может брата. Или вообще он не дома. Это чья-то чужая. Он собирается играть на скрипке. Или не хочет играть, ему надо­ело. Или волнуется перед экзаменом в музыкальной школе. А может, поломал ее и боится, что ему попадет..." и т.д.

"Уход" от правильных ответов может иметь место по отно­шению ко всем картинам или избирательно к некоторым.

"Уход" на все картины — признак:

а) боязни испытания, "боязнь теста", признак установки на сокрытие своих интересов, целей, мотивов;

б) затрудненности общения, неконтактности;

в) интеллектуальной ограниченности (бедность интеллекту­альных ресурсов);

г) сниженной способности к интеграции.

"Уход" как реакция на отдельные картины может означать как неприятие ситуации вследствие полного незнания ее (чуждая среда и сфера), так и неприятие ситуации вследствие ее значимо­сти. В этом случае указанная реакция свидетельствует о том, что ситуация неприятна и является отражением уже происшедшего "вытеснения".

Категория "Позиция персонажей "

Та или иная жизненная позиция (действенная, страдатель­ная, созерцательная, агрессивная) — это принятие места того или иного персонажа на картинке в личных или общественных отношениях, "отождествление" себя с изображенным лицом. По­зиция является отправной точкой для решения жизненных задач и конфликтов. Так, направленность на изменение ситуации, на активный выход из нее, на развитие или предупреждение разви­тия наблюдается при действенной позиции и, наоборот, пассив­ность и бездействие, предоставление действовать другим — при страдательной позиции. "Смотрение со стороны" в качестве "третьего лица", не участвующего в ситуации, но наблюдающе­го и принимающего в равной степени все исходы — характерно для созерцательной позиции. Направленность на уничтожение, разрушение, вхождение в конфликт — выражение агрессивной позиции.

Все виды позиций являются прямыми показателями соот­ветствующих тенденций личности. Все они дают материал к решению вопросов о способах действия личности. Общими признаками, свидетельствующими о том, что человеком при­нята какая-то позиция, является рассуждение испытуемого со стороны только одного лица (в картинках с несколькими дей­ствующими лицами), а также высокая степень эмоционально­сти высказываний.

Признаками действенной позиции являются: подборка гла­голов преимущественно настоящего времени, отражающих стрем­ление к изменению существующего положения путем опериро­вания собственными возможностями без нарушения зоны дей­ствий и интересов другого человека. Характерна также акцентированность на предвиденье (хороший прогноз).

Признаками страдательной позиции являются высказывания по поводу влияний и воздействий. Рассуждение ведется обычно от имени лица, на которое воздействуют.

Внимание фиксируется на факте преследования, на неспра­ведливости гонения, преследования. Воздействие осуждается. Много внимания обращено на причины, на истоки данной ситуа­ции, на то, что привело к ней (хорошее знание истоков).

Признаками агрессивной позиции (помимо содержательной стороны) является преобладающее количество императивных кон­струкций. Акцентируется воздействие на другую личность. В от­личие от действенной позиции — отсутствие последовательнос­ти в намерениях, системы и планов в действиях.

Признаки созерцательной позиции — рассуждения, включа­ющие моменты эмоционально окрашенного резонерства.

Категория "Солидаризация "

Солидаризация рассматривается как "понимание" какого-либо лица, разделение его взглядов, сочувствие этому лицу и соучастие в его переживаниях. Испытуемый может не прини­мать позицию лица (т.е. не отождествлять себя с ним), но тем не менее качества и свойства его будут импонировать испыту­емому. Обычно эти качества испытуемый прямо называет. "Со­лидаризация" означает, что с человеком, подобным изображен­ному, у испытуемого могут быть точки соприкосновения. Та­ким образом, по особенностям солидаризации мы судим о ха­рактере интерперсональных связей, о круге лиц, составляющих среду, в которой действует человек, и (косвенно) об особенно­стях этой среды.

Категория "Отступление от сюжетной линии"

Признаком данной категории является внезапная смена на­правления рассказа, отвлекаемость по случайной ассоциации (вы­ходящей из зоны привычных ассоциаций).

Различаются отступления справочные и мемориальные. Справочные отступления — показатели склонности к резонерству.

Мемориальные — показатели эгоцентричности. Частые отступ­ления расцениваются как "скачка" идей.

Категория "Ошибки восприятия "

Ошибкой восприятия считается называние, но не выдумы­вание, и добавление предметов не того типа и вида, что изобра­жены на картинке.

Ошибки восприятия — признак доминирования прочных установок, признак нарушенного баланса между внешними и внут­ренними моментами, определяющими особенности воспринима­емого образа (сдвиг в сторону внутренних тенденций).

Категория "Количество деталей"

Значительное количество деталей, взятых из картины оце­нивается как склонность к "полевому поведению". И наоборот, малое количество деталей картины, используемых для построе­ния рассказа, характеризует самостоятельность лица, его незави­симость, и в то же время сниженное внимание к окружающему.

Категория "Общее время рассказа"

Продолжительные "без пауз" рассказы по всем картинам характеризуют богатую представлениями и ассоциациями сфе­ру сознания, склонность к фантазии. Избирательно длитель­ный рассказ (на одну картину) говорит о том, что ситуация и сюжет, которые увидел испытуемый, захватили его. Паузы бо­лее 30 мин (в середине рассказа) — показатели аффективных реакций.

В целом все временные характеристики, их баланс и соот­ношение представляют сведения о динамической стороне лич­ности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: