double arrow

Метод исследования уровня субъективного контроля (УСК)

Данная экспериментально-психологическая методика позво­ляет сравнительно быстро и эффективно оценить сформирован­ный у испытуемого уровень субъективного контроля над разно­образными жизненными ситуациями и пригодна для применения в клинической психодиагностике, при профотборе, семейной кон­сультации и т.д. Разработана в НИИ им. Бехтерева.

Впервые подобные методы были апробированы в 60-х годах в США, наиболее известный — шкала локус контроля Д. Ротте-ра, основанная на двух принципиальных положениях.

1. Люди различаются между собой по тому, как и где они локализуют контроль над значительными для себя событиями. Возможны два полярных типа такой локализации: экстернальный и интернальный. В первом случае человек полагает, что происхо­дящие с ним события являются результатом действия внешних сил — случая, других людей и т.д. Во втором случае человек ин­терпретирует значимые события как результат своей собственной деятельности. Любому человеку свойственна определенная по­зиция на континууме, простирающемся от экстернальному к интернальному типу.

2.-Локус контроля, характерный для индивида, универсален по отношению к любым типам событий и ситуаций, с которыми ему приходится сталкиваться.

Один и тот же тип контроля характеризует поведение дан­ной личности и в случае неудач, и в сфере достижений, причем это в разной степени касается различных областей социальной жизни.

Экспериментальные работы установили связь разнообразных форм поведения и параметров личности с экстернальностью-ин-тернальностью. Конформное и уступчивое поведение в большей

степени присуще людям с экстернальным локусом. Интерналы же менее склонны подчиняться давлению других, сопротивлять­ся, когда чувствуют, что ими манипулируют, они реагируют силь­нее, чем экстерналы, на утрату личной свободы. Люди с интернальными локусами контроля лучше работают в одиночестве, чем под наблюдением или при видеозаписи. Для экстерналов харак­терно обратное.

Интерналы и экстерналы различаются по способам интер­претации разных социальных ситуаций, по способам получения информации и по механизмам их объяснения. Интерналы более активно ищут информацию и обычно лучше осведомлены о ситу­ации, чем экстерналы. В одинаковой ситуации интерналы атри­бутируют большую ответственность индивидам, участвующим в этой ситуации. Интерналы чаще избегают ситуационных объяс­нений поведения, чем экстерналы.

Исследования, связывающие интернальность-экстернальность с межличностными отношениями, показали, что интерна­лы более популярны, более благожелательны, более уверены в себе, проявляют большую терпимость. Существует связь высо­кой интернальности с положительной самооценкой, с большей согласованностью образов реального и идеального "Я". У интер­налов обнаружена более активная, чем у экстерналов, позиция по отношению к своему здоровью: они лучше информированы о сво­ем состоянии, больше заботятся о своем здоровье и чаще обраща­ются за профилактической помощью.

Экстернальность коррелирует с тревожностью, с депресси­ей, с психическими заболеваниями.

Интерналы предпочитают недирективные методы психокор­рекции; экстерналы субъективно более удовлетворены поведен­ческими методами.

Все это дает основания полагать, что выделение личност­ной характеристики, описывающей, в какой степени человек ощущает себя активным субъектом собственной деятельнос­ти, и в какой — пассивным объектом действия других людей и

внешних обстоятельств, обоснованно существующими эмпири­ческими исследованиями и может способствовать дальнейшему изучению проблем прикладной психологии личности.

Описание личности с помощью обобщенных трансситуатив­ных характеристик является недостаточным. Большинству людей свойственна более или менее широкая вариабельность особенно­стей поведения в зависимости от конкретных социальных ситуа­ций. Особенности субъективного контроля, в частности, могут из­меняться у человека в зависимости от того, представляется ему ситуация сложной или простой, приятной или неприятной и т.д. Поэтому измерение локуса контроля перспективнее строить не как одномерную характеристику, а как многомерный профиль, ком­поненты которого привязаны к типам социальных ситуаций раз­ной степени обобщенности.

Опросник УСК состоит из 44 пунктов. В отличие от школы Д. Рогтора, в него включены пункты, измеряющие экстернальность-интернальность в межличностных и семейных отношени­ях; в него также включены пункты, измеряющие УСК в отноше­нии болезни и здоровья.

Для увеличения спектра возможных применений опросника он сконструирован в двух вариантах различающихся форматом ответов испытуемых. Вариант А, предназначенный для исследо­вательских целей, требует ответа по 6-балльной шкале (-3, -2, -1, +1, +2, +3), в которой ответ "+3" означает "полностью согласен", "- 3" — "совершенно не согласен с данным пунктом". Вариант Б, предназначенный для психодиагностики, требует ответов по би­нарной шкале "согласен — не согласен".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: