Гибкость -комплекс психологических, морфологических и физиологических компонентов организма, обеспечивающих способность выполнять движения с максимальной амплитудой.
Различают виды гибкости:
-активная - способность достигать максимальных усилий движений за счет работы мышц, проходящих через сустав.
-пассивная - за счет действия посторонних сил.
Дети с нарушением в развитии отстают по уровню гибкости от своих здоровых сверстников: УО на 10-20%, глухие на 15-20%, слепые и слабослышащие на 25%. Для развития гибкости в зависимости от режима работы мышц используются следующие виды упражнений:
-динамические активные и пассивные
-статические активные и пассивные
-комбинированные
Динамические упражнения включают маховые, пружинистые и т.п.
Динамические пассивные - упражнения с дополнительной опорой, с помощью партнера.
Статические активные - удержание растянутых мышц, осуществляющих движение.
Статические пассивные - те же, но с помощью внешних сил- отягощения, партнера.
Комбинированные основаны на предварительном пассивном растяжение мышц с последующим активным напряжением, расслаблением и растягиванием.
В практике АФК почти все упражнения предваряют массажем или самомассажем. Также подвижность суставов достигается средствами ЛФК.
В качестве методов применяемых в АФК для развития гибкости относят:
-локальный- специальные упражнения в в оптимальном режиме нагрузки на конкретный сустав ОДА.
-интегральный - специальные упражнения подобранные на основе необходимой амплитуды и других характеристик движения.
Выносливость – комплекс психических, морфологических и физиологических компонентов организма, обеспечивающий его устойчивость к утомлению в условиях мышечной деятельности.
Выделяют:
-общая - способность длительное время выполнять работу умеренной интенсивности.
-специальная - способность выполнять работу заданной интенсивности, преодолевать утомление в конкретном виде деятельности.
Специальная выносливость представляет сложную физическую способность, которая определяется спецификой вида спорта. Специальная выносливость подразделяется на:
-тотальную - в работе участвуют свыше 2/3всех мышц
- региональную - функционируют от 1/3до2/3мышечных групп
-локальную - занято менее 1/3мышечных групп
Базовый уровень развития общей выносливости предусматривается в обязательных программах по ФВ во всех коррекционных учреждениях. Средствами являются упражнения ритмики и ритмической гимнастики, л/а, плавания, спортивных и подвижных игр. Наиболее эффективным методом развития общей выносливости для детей с УО является игровой. Подвижные игры включают самые разнообразные виды перемещений, ускорения, прыжки, эстафеты и т.д. при систематических воздействиях повышают уровень скоростных способностей и работоспособности, Также необходимы прогулки на свежем воздухе, походы, игры с мячом. Для инвалидов с поражением ОДА рекомендуются упражнения выполняемые с разной интенсивностью.