- Высокая степень личной ответственности (глубокая рефлексия, способности и умения самоанализа).
- «Безоценочное» отношение к людям.
- Умение и желание общаться с людьми (выраженные коммуникативные склонности и навыки).
- Склонность к сопереживанию, к эмпатии.
- Тактичность, деликатность.
- Воспитанность, культурность.
- Интуиция.
- Умение прогнозировать события.
- Эрудированность.
- Умение слушать.
- Вербальные способности: умение говорить четко, ясно, отсутствие нарушений функций речи, хорошая дикция, желателен «доверительный» (горловой, грудной) тембр голоса.
- Творческое начало (креативность).
- Высокий уровень развития внимания, памяти, логического и образного мышления.
- Эмоциональная устойчивость.
- Стрессоустойчивость.
- Высокая степень самоконтроля.
- Умение хранить тайну.
- Стремление к самопознанию, саморазвитию.
Основное содержание профессиональной деятельности психолога-консультанта, работающего на ТД, заключается в следующем:
- Выслушивание клиента.
- Консультирование клиента в ходе профессионально построенной беседы (профессиональная психологическая помощь).
- Информирование клиента (выдача справок и нужных клиенту сведений по интересующей его проблеме).
- Применение профессиональных приёмов клиент-центрированной психотерапии и (при необходимости) индивидуалистической психотерапии.
- Ведение необходимой служебной документации.
- Обучение, саморазвитие, повышение профессиональной квалификации.
- Супервизия (работа в контакте с коллегами).
- Тренинги (развитие своих личностно-коммуникативных умений).
№ 8 типы клиентов и особенности взаимоотношения психолог-клиент
|
|
Н.Н. Обозов [1993] позволяет выделить 5 оснований для классификации клиентов и рекомендаций по взаимоотношениям с ними:
- по характеру запроса на психологическую помощь;
- по особенностям восприятия психических явлений;
- по способу работы со своими проблемами;
- в зависимости от пола клиента;
- в зависимости от особенностей телосложения клиента/
Рассмотрим теперь эти основания более подробно.