double arrow

Временные аспекты консультативной беседы


Терапевтический климат предполагает и надлежащее структурирование времени. Уже первая встреча с клиентом должна продолжаться столько времени, сколько и все последующие встречи. Иногда первая встреча затягивается из-за необходимости ближе познакомиться с клиентом и вселяет в него надежду на нереальную продолжительность консультирования. Поэтому лучше не вызывать ложных ожиданий.

Обычно консультативная беседа со взрослым человеком длится от 50 минут до одного часа. Такая продолжительность не случайна. Менее продолжительная беседа заставляет нервничать и консультанта, и клиента, создавая впечатление, что они не успеют достаточно глубоко обсудить вопросы, возникшие во время встречи. Более продолжительная беседа, хотя этого иногда желает как клиент, так и консультант, слишком утомит обоих участников консультирования.

Время для консультации следует выбирать такое, чтобы консультант и клиент могли поговорить спокойно, не спеша, на свежую голову. Продолжительность беседы может изменяться в зависимости от возраста клиента. Беседа с 5-7-летним ребенком не должна длиться более 20 минут, с 8-12-летним -- около 30 минут, а с детьми старше 12 лет и взрослыми людьми консультативная беседа может продолжаться до 1 часа.




№ 6 виды и основные направления в современной практике психологического консультирования

Поскольку в психологическом консультировании нуждаются разные люди и обращаются за помощью по различным проблемам, то психологическое консультирование можно разделить на виды в зависимости от индивидуальных особенностей клиентов и тех проблем, по поводу которых они обращаются за психологической помощью.

Выделяют следующие виды психологического консультирования:

Интимно-личностное консультирование;

Семейное консультирование;

Психолого-педагогическое, психолого-управленческое консультирование;

Деловое консультирование.

Интимно-личностное консультирование осуществляется по проблемам психологических или поведенческих недостатков, от которых хотел бы избавиться клиент; личностных взаимоотношений со значимыми людьми по поводу разнообразных страхов, неудач, глубокого недовольства клиента самим собой, интимными отношениями.

К семейному консультированию прибегают при выборе супруга, с целью предупреждения и разрешения конфликтов во внутрисемейных отношениях и в отношениях членов семьи с родственниками, по поводу решения текущих внутрисемейных проблем (распределение обязанностей, экономические вопросы семьи и т.д.), до и после развода.

Психолого-педагогическое консультирование предусматривает обсуждение консультантом и клиентом вопросов обучения и воспитания детей, повышения педагогической квалификации взрослых, совершенствования педагогического руководства, управления детскими и взрослыми группами.



Последний вид консультирования следует отличать от рекомендаций, предоставляемых учителям, ученикам, родителям, администрации и т.д., сущность которых сводится к тому, что психолог советует прибегать к конкретным действиям, изменениям поведения, отношений с целью влияния на других участников учебно-воспитательного процесса. На это указывают Г. С. Абрамова, М. П. Матвеева и др.

Деловым называется консультирование, связанное с преодолением людьми деловых проблем выбора профессии, совершенствования и развития способностей, организации труда, повышения работоспособности, проведения деловых переговоров.

Среди разнообразных направлений деятельности практического психолога можно выделить следующие: 1) психодиагностическая работа;

2) психологическое консультирование; 3) психотерапия; 4) коррекционно-развивающая деятельность; 5) психопрофилактическая работа.

Психологическая диагностика базируется на использовании психодиагностических инструментов и методов, обеспечивающих надежность и достоверность данных, позволяющих получать значимую информацию о конкретном человеке или группе людей. В психодиагностическом обследовании просматриваются три основных этапа: сбор данных, их обработка и интерпретация, вынесение решения (диагноз, прогноз или составление психологического портрета личности).



Психологическое консультирование является важным направлением деятельности практического психолога, включающим в себя индивидуальное консультирование, педагогическое консультирование, профконсультирование, управленческое консультирование, консультирование руководителей и др. Фактически в любой сфере деятельности, в которой используются психологические знания, в той либо иной форме применяется консультирование. Содержанием психологического консультирования является работа с конкретным запросом, идущим как от отдельного клиента, так и от группы или организации в целом.

Наиболее широкой сферой применения психологического консультирования является семейное консультирование , связанное с нормализацией детско-родительских отношений, решением добрачных и супружеских проблем, предразводных и послеразводных состояний. Возрастное консультирование направлено на решение проблем психического развития ребенка, в том числе в периоды возрастных кризисов. Значительное место занимает консультирование организаций , связанное с проблемами отбора персонала, управления персоналом, формирования команды, планирования карьеры отдельных работников, прогнозом развития организации в целом. Специфическим видом консультирования является «телефон доверия», позволяющий человеку обратиться за психологической поддержкой в наиболее трудные моменты жизни и предупредить нежелательные действия и поступки.

Психологическое консультирование можно определить как непосредственную работу с людьми, направленную на решение различного рода психологических проблем, связанных с преодолением трудностей в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа. Психологический смысл консультирования состоит в том, чтобы помочь человеку понять причины трудностей, проблем социальных взаимодействий в личных, семейных и профессиональных контактах. Основная задача психолога-консультанта заключается в том, чтобы дать клиенту возможность взглянуть на свои проблемы и житейские сложности со стороны, изменить психологические установки.

Под психотерапией традиционно понимают более глубокое в сравнении с консультированием психологическое воздействие на психику, а через нее и на весь организм человека либо группу с целью лечения или профилактики заболеваний и состояний дезадаптации, развития здоровья и т. д. Однако за последние годы интенсивное развитие психотерапии в нашей стране и за рубежом привело к успешному распространению ее влияния на значительно более широкий круг проблем и областей нашей жизни, психотерапевтические знания и даже некоторые техники стали представлять интерес не только для узких специалистов, но и для каждого человека. Сегодня уже можно говорить о формировании особого психотерапевтического мировоззрения, центром которого является целостная самоактуализирующаяся и развивающаяся личность.

Коррекционно-развивающая деятельность психолога наиболее востребована в работе с детьми, где она направлена на устранение отклонений в психическом и личностном развитии ребенка. Эта деятельность тесно связана с психологической диагностикой. Практический психолог не только ставит диагноз, но и разрабатывает на его основе коррекционную программу, а также самостоятельно осуществляет значительную часть коррекционной работы. Основными задачами коррекции психического развития ребенка являются устранение отклонений в психическом развитии на основе создания оптимальных возможностей и условий для развития личностного и интеллектуального потенциала ребенка и профилактика нежелательных негативных тенденций личностного и интеллектуального развития.

Психопрофилактическая деятельность связана с сообщением необходимых психологических знаний тем, кто в первую очередь в них нуждается, – родителям, учителям, учащимся, работникам социальных служб и др. – с целью предупреждения возможных нарушений условий развития, повышения психологической компетенции.

Это быть может также работа по созданию условий, максимально благоприятных для развития продуктивных межличностных взаимодействий в педагогических коллективахлибо в организационных структурах на предприятиях. Психопрофилактика касается также превентивных мер по предупреждению неблагополучия в психическом и личностном развитии, совершения противоправных действий, пагубных последствий наркоманических и алкогольных пристрастий. Психопрофилактика включает работу с неблагополучными семьями, родителями и детьми из этих семей, предупреждая случаи возможных социальных осложнений.

Таким образом, основное содержание и цель практической психологии – это психологическая помощь и психологическая поддержка человека, оказавшегося в сложной жизненной ситуации, обеспечение психологического комфорта личности в отношении к самому себе, во взаимодействиях с другими людьми, в отношениях к миру в целом. В данном аспекте можно говорить о психологическом здоровье личности.

Психологическое здоровье находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа, делает личность самодостаточной, вооруженной средствами самопознания, самопринятия, самоуважения и саморазвития в контексте взаимодействий с окружающими людьми и в условиях культурных, социальных, экономических и экологических реальностей окружающего мира.

№ 7 особенности дистанционного психологического консультирования

Дистантное, дистанционное, т.е. осуществляемое на расстоянии, на дистанции психологическое консультирование представлено в различных формах: консультирование посредством обыкновенных традиционных писем, разных аудио и видео посланий, – осуществляемое по обычной почте, телефонное психологическое консультирование, интернет-консультирование (имеет, в свою очередь, несколько разновидностей) и пр.

Абсолютное большинство дистантных консультаций осуществляется по телефону или через Интернет, поэтому мы выделяем именно эти виды дистанционного психологического консультирования.

Телефон доверия (ТД) – это форма психопрофилактической работы, социально-терапевтической психологической помощи, адресованной лицам, находящимся в затруднительных и/или кризисных социальных и психологических (психических) состояниях (условиях, ситуациях).

Первоначально, телефонная психологическая помощь создавалась с целью предупреждения суицидов среди широких слоёв населения. В настоящее время, телефон доверия (ТД) выполняет более широкий спектр услуг и используется лицами, переживающими любой вид эмоционального кризиса: проблемы, связанные с семейной жизнью, с адаптацией к новым социальным условиям, проблемы, связанные с психическим здоровьем и психологическим состоянием, проблемы, связанные с взаимоотношениями с окружающими, проблемы, связанные с разнообразными конфликтами на учёбе, на работе и т.д.

На современном этапе развития психологической помощи в России, ТД является самой масштабной психологической службой дистанционного массового консультирования населения. Психологическое консультирование по ТД осуществляется, на сегодняшний день, в рамках практически всех основных подходов к оказанию психологической помощи.

Психологическая помощь по ТД имеет ряд преимуществ для клиентов:

  1. Доступность. Большинство ТД работают круглосуточно, поэтому у человека появляется возможность получить психологическую помощь, не встречаясь с консультантом, почти в любое время и почти из любого места.
  2. Консультации по ТД традиционно полностью бесплатны (!).
  3. Анонимность. Абоненту гарантируется анонимность и конфиденциальность общения.
  4. ТД даёт клиенту возможность выговориться, как минимум, не остаться «один на один» со своими чувствами и переживаниями.
  5. У клиента есть возможность прервать контакт в любой момент. Этот аспект является очень привлекательным для лиц, гиперчувствительных к своей психологической безопасности.
  6. «Эффект доверительности». Это известное свойство телефонной связи – звучащие в непосредственной «ушной» близости голоса клиента и психолога-консультанта слитно образуют собою «задушевное» общение, что весьма способствует быстрому формированию (развитию) доверительной беседы.
  7. «Неявность» психологического характера телефонной помощи, – клиент «как бы» просто эмоционально выговаривается и «всё», помощи он как будто бы не получает, поэтому морально никому и ничем не обязан.
  8. Комфортность. При всём том, что указано выше, клиент совершенно НЕ обеспокоен тем как он выглядит и тем, что он делает.






Сейчас читают про: