Консультационные особенности ТД

  1. Наличие ограничений по времени.
  2. Постоянная направленность на одну проблему.
  3. Активная «разговорная позиция» психолога-консультанта (иногда – вынужденно, когда клиент подолгу молчит).

К помощи специалистов, работающих на ТД, люди, как правило, прибегают в ситуациях, не терпящих отлагательств. От характера запроса клиента зависит тактика работы психолога-консультанта.

Если клиент находится в состоянии депрессии и существует опасность суицида, то психолог-консультант, обычно, занимает более активную, директивную позицию, зачастую применяет авторитетные высказывания.

Иную тактику психолог-консультант выбирает, как правило, при кризисных взаимоотношениях клиента в семье, на работе. В этом случае беседа ведется не директивно, консультант и клиент сообща обсуждают проблему, ведут её совместный анализ, ищут приемлемое решение. Однако, «телефонный» психолог не даёт, не должен давать (так же как и «очный» психолог) так называемых прямых советов «как жить».

А.Г. Амбрумова и А.М. Полев выделяют следующие этапы в психотерапевтическом контакте по ТД.

1 этап – установление психологического контакта психолога с клиентом. На данном этапе, на первый план выступает эмоциональное принятие психологом клиента, осуществляющееся, так же как и всё последующее, с помощью вербальных средств коммуникации.

2 этап – интеллектуальное овладение психологом проблемной ситуацией клиента. Этот этап складывается из структурирования психологом конкретной проблемной ситуации клиента. Психолог раскрывает (увязывает) разнообразные ситуативные взаимосвязи со всем, становящимся ему постепенно понятным, контекстом жизненных обстоятельств клиента, путем «снятия остроты», «ретуширования глубины», осуществления «терапии успехами и достижениями» и т.д.

3 этап – планирование действий, необходимых для преодоления критической ситуации клиента. Этап осуществляется психологом совместно с клиентом в ходе конкретного обсуждения.

4 этап – активная психологическая поддержка психологом клиента.

Наряду с указанными достоинствами и преимуществами ТД, можно отметить и некоторые чисто технические и профессиональные недостатки ТД:

  1. Помехи и шум, возникающие от неисправности телефонного аппарата или проблем на телефонной линии, могут нарушить и/или затруднить психотерапевтическое действие слов и психологических вербальных приёмов консультанта.
  2. Консультант лишен такой важной стороны информации, идущей от клиента, как невербальная информация (он буквально не видит клиента).
  3. Клиент может в любую минуту прервать разговор. Это усложняет работу консультанта. Кроме того, например, молчание, которое имеет своё терапевтическое значение при беседе «с глазу на глаз», может быть воспринято как незаинтересованность (и с той и с другой стороны) в беседе при телефонном разговоре и, тем самым, может стать причиной его окончания.
  4. «Заочность» психологической помощи, даже при том, что психолог слышит клиента, так же существенно затрудняет «вчуствование в клиента» и профессиональную эмпатию по отношению к клиенту.

Все прописанное выше предъявляет серьезные требования к технической оснащённости ТД и к профессиональной квалификации работников ТД.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: