Верхнего Приобья

В июле лен цвел красивыми сине-голубыми цветами и созре­вал раньше хлебных злаков. Его убирали перед уборочной стра­дой, примерно в середине-конце августа по старому стилю, после Спажинок1.Поскольку злаки дергали руками, прихватывая ко­рень, то для облегчения этой работы выбирали дождливый, не­настный день. Труднее было в сухое лето: приходилось прилагать значительные усилия, чтобы выдрать стебельки из земли, неред­ко вместе с жесткими сорняками. Обязательным условием была однодневность сбора льна. Из-за нежелательности переноса ра­бот на другой день, рвать его шли вместе с женщинами пожилые люди и дети. Сорванные растения связывали несколькими сте­бельками льна же, скручивая их в виде веревки. Снопы ставили наклонно под углом друг к другу в "суслоны" и сушили таким об­разом на поле в течение 2 - 3 недель. После этого их расстилали тонкими "рядочками" до снегов для "вылеживания" ("Все роса­ми лежал").

Кое-где в сибирских семьях (напр, у кержаков Бурлинской волости) с их обширными дворами лен предпочитали "вылежи­вать" дома, в тени, чтобы не иссушало солнце. Выявить вылежал­ся ли лен, т.е. стал ли мягким, было большим искусством. Обыч­но это выясняли опытные люди, старики: "Подойдут, помнут и, если волокно хорошее, дают команду собирать лен". Лен синел, хо­рошо "вылеживался" в прохладную погоду, когда обильно шли до­жди. Редко, но случалось, что без дождей и при раннем снежном покрове лен не успевал приобрести нужные свойства, тогда шел под снег до самой весны. Это считалось большим несчастьем для семьи.

После того, как лен в течение 2 - 3 недель вылежится, его свя­зывали в большие снопы, или, по-чалдонски, "вязанки", и, бла-гословясь, на досках оббивали вальком семенные головки. Дела­ли это женщины и неженатая молодежь, дети. У сибиряков ра­ботали дома, а российские переселенцы конца XIX - начала XX вв. делали это прямо на поле. Расстилали "палатки", чтобы семена не рассыпались по земле. Сшитые из четырех-пяти полос грубого холста, "палатки" бывали очень больших размеров (примерно 10x20 м). Часть собранных семян убирали на хранение, часть уво­зили на льнозаводы, где из них выжимали льняное масло. Неко­торые выходцы из России, а также старообрядцы Бурлинской волости, выполняли еще одну, дополнительную, операцию, зама­чивая лен в реке или озере, на т.н. "мочище". После двух недель вымачивания его вытаскивали и слегка просушивали на солнце. Хранили лен в сухом месте, обычно в сарае, чтобы ни дождь, ни снег не испортили будущее волокно. С наступлением холодов, но до "снегов", до Покрова, управившись с хлебом, картошкой, начинали топить баню и сушить ("сажать вязанки"). Снопы раз­вязывали и стебельки льна ставили на "полки" (сиб.) или "жер­ди" (рос.). Печь топили "до 3-х раз". Далее, как говорят пожилые женщины, начиналась главная канитель.

Мятье, т.е. изламывание древесной оболочки. Мятье в Юж­ном Приобье приходилось на вторую половину октября и плани­ровалось до наступления сильных морозов. Ф.В. Бузолин, опи­сывавший праздники Тюменского уезда, в середине XIX в. отме­чал, что мять лен повсюду начинали с 28 октября, т.е. со дня Параскевы Пятницы. Чтобы хорошо ломалась твердая оболочка-кострика, мяли еще горячие снопы ("вязанки"), для этого мялки ставили рядом с баней. Мяли "горстями", т.е. пучками, захваты­ваемыми в одну руку (рис. 1).

Тут без помощников было уже не обойтись. Действительно, почти каждая хозяйка договаривалась, приглашая родственниц или соседок на "помочь". Информаторы рассказывают, что так собирались и российские женщины, и сибирячки. Только кол­лективу было под силу выполнить такую тяжелую, монотонную работу в течение светового дня. Компанией ходили от одной хо­зяйки к другой. Матери активно привлекали 10 - 11-летних де­тей - девочек и мальчиков.

Мялки делали с опорами-"стояками", пучки льна давились между "зубьями" и "языком". Крестьянки нажимали на "язык" и кострика ("парга") падала на землю. Эту шелуху не выбрасыва­ли. Чалдонки внимательно следили, чтобы к парге не была про­явлена небрежность: считалось необходимым сжигать ее в печи или бросать в реку. Собственно, такими соображениями в отно­шении отбросов руководствовались и при последующих операци­ях по обработке льна. Российские переселенцы не придавали по­добного значения кострике, но тоже не выбрасывали, а сжигали или использовали в хозяйстве:

"Кострику вывозили на навоз. Этой соломой дворы для скота кры­ли - "пригоны"2.

Рис. 1 Мятье льна Барнаульский у., 1911-1913 гг Фото М.А. Круковского

Рис. 2. Трепало из д. Лебедеве Тогучинского района Новосибирской области.

Изготовлено в 1910-ые гг.

Трепание, т.е. отколачивание мелких грубых частиц волок­на. Лен трепали деревянными ножевидными трепалами, кото­рые могли быть покрыты трехгранновыемчатой резьбой (рис. 2). Изображенные с одной стороны трепала солярные знаки причис­ляются исследователями к северно-русской традиции3.

Процесс трепания был чрезвычайно тяжел: в воздухе висела взвесь мелких отходов и волокон. Не случайно поэтому при мятье, как и при трепании льна, собирались вместе по нескольку жен­щин. Нормой выделки являлись "десятки", т.е. десять горстей. Жесткое волокно, которое отходило после трепания, было при­нято называть "отребья". "Отребья" использовали для верчения веревок, тканья мешков, половиков - "дерюжек".

Чесание. В целях дальнейшей очистки от ненужных твер­дых частей лен чесали щетками ("шшэтью", "шэтыо", "чесалкой" - сиб.). У сибиряков вначале чесали большими деревянными "шэтьями", треть длины которых была унизана "гвоздями"-зубь-ями вверх. Работница садилась на гладкую часть - "бакулочку" (вариант "капылу") и чесала пряжу, протаскивая куделю сквозь зубья. Более жесткая пряжа, т.н. "изгреби", оставалась на гвоз­дях, помягче - в руках. "Изгреби" использовались для выработки грубого льна, который шел на мешки, портянки, мужские рабо­чие штаны - "чембары", верхнюю одежду - "шабуры", "палатки" и "полога", вожжи, веревки и т.д.4

Для получения мягкого льна высокого качества льняную ку­дель прочесывали волосяной "шшэтью" с более частыми мелки­ми гвоздями. Волосяную "шшэть" делали из свиной щетины, ко­торую связывали в пучок, наподобие большой кисти, и один ко­нец обмазывали растопленной еловой смолой. Вынув из смолы свободный конец "шшэти", щетинки расправляли, наподобие зон­тика, между ними тоже наливали смолу и давали ей застыть. Жен­щины клали пучок чесанного льна на колени и, придерживая его левой рукой за конец, правой чесали. Это называлось "пачесать пачеси". В результате такой обработки получалось мягкое волок­но, которое оставалось на щетке - "почеси", "пачеси". Последние считались хорошим льном и использовались на пряжу для руко-тертов и полотенец. В руках после прочесывания оставались длин­ные, лучшие сорта волокон - "лен". "Лен" шел на мужские и жен­ские рубахи.

"Шэтью чёпгашъ как девка волосы. Начёшишь, он аж блестит.

Это самый хороший лен"5.

Как единственное орудие чесания льна, щетка была извест­на в Новгородской и Псковской волостях и в пределах Новгород­ской колонизации на севере6.

Рис. 3. Гребень для "мыкания намычек" и бердо, д. Коурак

Тарсьминской волости Кузнецкого у., нач. XX в.

Фото А.М. Фаддеева.

В среде российских переселенцев ("томбашей", рязанских, пензенских, курских) подобной "шэтью" не пользовались, а чеса­ли льняную куделю ("ёмку", "куколку" - рос.) на деревянном греб­не с "донцем" (рис. 3).

Это называлось "мыкать намычки", или "чесать по-российс­ки". "Намычки" - это свернутая рулетиком, смятая и толченая льняная куделя (операции "мыкания" нередко предваряло тол­чение в ступе, как это бывало в некоторых местах Витебской гу­бернии, на Мозырщине).

"Разделяешь ёмку на 2 - 3 пряди, надеваешь на гребень и с кон­ца малой гребенкой зацепляешь. Обратно на гребень сажаешь и опять чёшишь. Всю расчёшшпь, тада поварачиваешь с другой стороны гре­бень и здесь маленько отчесываешь волокно"7.

"Когда прядочку измычишъ, она будет гладенькая, ишо и с дру­гой стороны хвостик намычншь. Так вота ее сымаешъ и как клубо­чек заматываешь, это и есть намычка"8.

В этом случае "изгреби" оставались после "намычек". Таким образом при чесании льняные хлопья отходили сразу, а когда делали "намыки", то эти хлопья отходили при прядении на греб­не. В семьях кудели делились поровну между всеми женщи­нами, независимо от количества детей. Окончание работ по че­санию и трепанию льна приходилось на "Митриевский день" (8 ноября). К Дмитриеву дню лен рекомендовалось уже "ого­лить".

Прядение, т.е. получение нитей из волокон. Прядением обычно занимались осенью и долгими зимними месяцами. Как уже отмечалось, начинали прясть не ранее ноября, когда закан­чивались сельскохозяйственные работы. Операция прядения являлась самой трудоемкой. Особенно много работ было у пере­селенок, украинок, белорусок, которые в силу традиций, а также недостатка на первых порах средств, носили, в основном, домот­каную одежду. Сибирячки испытывали меньшую потребность в холстах, так как использовали их только на нижнее белье, пов­седневные, рабочие костюмы, предпочитая праздничные шить из покупных тканей9. Женщины и девушки торопились уложить­ся в сроки, продиктованные обычаем, а именно, закончить прясть до Масленки.

"Жир горит. По месяцу пряли"10.

"Никто нас не подгонял, сами себя торопили, ночьми сидели...

По половине ночи лучину жгли"11.

Вечеровали "на полную луну". Ориентировались по звездам "Висожарам", которые кучковались на небе и, двигаясь слева направо, занимали определенную позицию в окне. Это положение означало, что уже полночь12. Сибирячки "примечали по Ки-чигам", созвездию, которое в полночь выстраивалось в одну ли­нию13. Судя по нашим сведениям, начало любой работы, в том числе и прядение, стремились приурочить к первой фазе луны, молодому месяцу. А чтобы вся работа "пошла во благо", с самого утра просили: "Господи, благослови на день грядущий". В этой связи можно упомянуть о весьма популярной в старообрядческой среде притче о пустыннике, заслужившим перед Богом неустан­ными молитвами меньше, чем многодетная вдова, которой мо­литься было некогда, но которая "без благословения ни шагу не ступала"14.

"Без благословения ни по воду сходить, ни корову доить, ни прясть, ни ткать, ни шить... Три поклона положил: "Мамонька, бла­гослови меня прясть". Нет ее дома - у кого-нибудь старших, у детен-ка своего благословения просишь. Вот сейчас садишься за прясницу: "Господи, благослови меня ради истинного Христа!" Это, когда я одна..."15.

Следует сказать об особом дне недели - пятнице, когда неко­торые пожилые женщины не пользовались веретеном и не пря­ли. В среде чалдонок особо почиталась ильинская пятница, пят­ница, ближайшая к Ильину дню16. Д.К. Зеленин связывал эти запреты с древними поверьями народов Восточной Европы в жен­ского демона - Пятницу, боязнью нанести ему вред острыми пред­метами17. По нашим материалам, относящимся к XIX - началу XX вв., запреты прясть по пятницам не имели под собой никаких других оснований, кроме "греха". Российские женщины не пря­ли и не ткали по постным дням, пятницам и средам, причиной чего было то, что "в среду Христа предали, а в пятницу его распи­нали". Однако греховной считалась работа, связанная лишь с об­работкой льна, которая считалась "пыльной". В том же, чтобы вя­зать шерстяные носки, варежки и пр. не видели ничего предосу­дительного. В среде рязанских "сибирячек" прядение исключалось только в вечернее время постных дней18. Обычай не прясть в указанные дни недели бытовал и в других районах Сибири и России19. Даже по субботам некоторые сибирячки за­канчивали прядение после захода солнца, будучи убежденными, что, если солнце "закатилось", то "грех прясть, пылить льном" (шерстью опять же можно).

Умение прясть тонкую ровную пряжу ценилось очень высо­ко. По количеству и качеству спряденной нити судили о характе­ре и достоинствах будущей невесты. Позором для девушки счи­талось прослыть "непряхой". Вот почему к веретену старались приучить рано, с 5 - 7 лет. Учителями выступали матери, бабушки, которые передавали свои навыки и познания. "Опеку" не ос­тавляли и по мере взросления. В деревнях Алтая в середине XIX в. сохранялась традиция, идущая с более древних времен, когда вышедшие замуж дочери имели общий лен со своими матеря­ми. Первые обычно обрабатывали лен и ткали, последние - пряли20.

Рис. 4. Расписанная узорами лопастка прялки, с. Большой Бащелак Чарышского района Алтайского края. Изготовлено в 1910-е гг.

Вначале детям доверяли только "сучить" (скручивать ладо­нями "отрепья"). В 12 лет уже пряли. Не очень ровная узловатая пряжа шла на рабочую или нижнюю одежду. Девочке потом вну­шали, что рубаха на ней соткана из пряжи ее выработки. Инфор­маторы вспоминают, что их не просто заставляли выполнять уто­мительную монотонную работу, но привлекали и заинтересовы­вали, в т.ч. экономическими стимулами.

"Прясть учились на гвоздик. Интересно научиться самим, ведь все прядут. И нанимались: пять пасменок (единица учета ниток - Е.Ф.) по тридцать чисминок спрядешь, дадут пять копеек. Отрепья пря­ли. Потому все были рукодельные, работящие"21.

Далее, по мере приобретения навыков, переходили к изгре-бям, пачесам. Первые, маленькие прялочки ("пресинки", "пряс-ницы", "пресилки" - чалд., вятск.) дочерям делали отцы или деды. В старину прялка являлась лучшим подарком со стороны жени­ха. Лопатообразной формы, они могли быть расписаны цветами и другими узорами "для красоты" (рис. 4).

Южнорусские женщины пряли свои намычки, как уже отме­чалось, с гребня (см. рис. 3). Намычки расправляли по зубьям гребня так, чтобы волокна располагались как можно реже. Дела­лось это для удобства вытягивания нити. Девушки и молодые женщины в начале XX в. работали на механизированных при­способлениях - самопряхах, которые на юге Западной Сибири назывались "прялками".

Прясть приходилось не только девочкам, но и мальчикам, особенно в семьях, где девочек было мало или не было совсем. Мальчики в своем "обучении" обычно доходили до изгребей, пря­ли толстые нити, которые шли на мешки, палатки. Естественно, подрастая, сыновья становились помощниками уже отцу, а не матери. В селах Николаевской волости Барнаульского уезда от­мечены случаи, когда для своей первой мужской одежды - шта­нов - сын должен был сделать пряжу сам. Правила нехитрые: пос­тарался, напрял, мать соткала, сшила штаны, а нет - бегай в од­ной рубахе пока ребята не засмеют. Даже самых малых детей не отпускали гулять, пока "не напрядут пасменку матери", т.е. не выполнят положенного "урока". Вспоминают, что, бывало, и гу­лять-то отправлялись "с куделькой".

Рис. 5. За прялкой Барнаульский у., 1911-1913 гг. Фото М.А. Круковского

"Мальчика сразу видно: он веретёшко на плечо закинет и летит по деревне. Девочка, та на груди, веретено держит"22.

"Училась прясть в шесть лет. В шесть лет, чтобы шлялась ходи­ла, Боже избавь!"23

Вечерами в тех семьях, где малых детей было много, а помощ­ников мало, и, следовательно, управиться своими силами было невозможно, приглашали девушек на "посиделки".

"Маме некогда было прясть. Нас уже трое было, я еще неболь­шая бегала. И решили они с отцом собрать посиделки. Девки напря­ли сколь маме надо было. Наверное за плату какую-нибудь дела­ли..."24.

Многие пожилые люди и сегодня вспоминают о тех вечерах как о виде веселого развлечения, когда можно было посидеть, попеть с подругами (рис. 5, 6).

Занятые домашними делами девушки обычно не имели вре­мени на это. Формой расчета могла быть сдача хозяевами одной из комнат избы для молодежной "вечерки". Одним вечером ра­бот, таким образом, зарабатывался один вечер развлечений ("игрышш" - по-чалдонски, "вечерок" - по-российски).

Российские девочки-подростки, чтобы веселей спорилась работа, собирались компанией на "посиделки" поочередно в до­мах друг у друга.

"Пряли с каптюшкой на посиделках... Веселее было вместе. Со­бирались в любой день зимой, кроме праздников. Ребят не пущали на посиделки. Пели, шутили, смеялись"25.

"На посиделки, вечорки собирались к тем, у кого побольше дом. Парни приходили, посидят, попоют"26.

При этом пели песни, рассказывали сказки, устраивали со­ревнования с другими пряхами. Если в окнах посиделок-сопер­ниц свет еще горел, говорили: "Калуга еще горит, давай их пере­прядем!" Не хотелось уступать другим в работе. Однако, бывало, кержачек и чалдонок строгие родители не отпускали на такие мероприятия, считая это лишней вольностью: "Чё девкам болтать­ся?"

Необходимость оказывать помощь матери, прясть, играла решающую роль в том, что девочек часто не отдавали учиться в школу.

"За прясницей сушились"27.

"Девочки в школу просились, а их не пускали, считали, что бо­лее важное для них занятие - прясть. Бывало сестра обнимет пряс-ницу, да ревет, в школу охота!"28

В старообрядческих семьях на вечерки собирались замуж­ние и пожилые женщины, как правило, родственницы. Устраивались т.н. "попрядушки": днем собирались замужние жен­щины, приходили знакомые и родные. Работали при дневном свете, а угощались вечером, с наступлением темноты. Гостеп­риимные хозяева готовили стол заранее. По признанию инфор­маторов, посещавших "попрядушки", прясть в такой атмосфе­ре было не так скучно. "Попрядушки являлись, следователь­но, организационной формой сочетания труда и досуга, скрашивая тяжелую работу прях. На следующий день тем же составом шли по другому адресу, пока не завершали обход до­мов всех участниц.

Рис. 6. Прядет жительница с Загора Маслянинского района Новосибирской области 1989 г. Фото автора.

Особых "законов" не оставлять пряжу на ночь не было. В це­лом не боялись, что домовой или еще "какая нечисть испортит ее", как это имело место, например, в украинских семьях. Росси­яне православного вероисповедания верили, что подобные кол­лизии возможны лишь с колдунами, у которых "все путалось". Но это будто бы не касалось верующих, "богомольных" людей, дела­ющих все "в чистоте", благословясь. Одна сибирячка из рязанс­ких вспоминала, что мама ее никогда не говорила как, случалось, другие после ночи: "Ой, у меня чё-то сделалось с пряжей!" Одна­ко и христиане не видели ничего предосудительного в том, что­бы посредством определенных магических действий с пряжей придать ей "целительные" свойства. Нить, спряденная не напра­во, как полагается, а налево, "наотмашь", могла исцелять от бо­лезней (ломота в суставах, растяжение связок, удаление борода­вок, ячменей и пр.). Готовили такую нить по мере необходимос­ти, заготавливали также, как считалось, с наиболее сильными свойствами, и в Чистый четверг. При прядении "целебной" нити читалась Иисусова молитва.

Подготовка ниток к тканью. Мотание. Спряденная пря­жа получалась слегка влажной из-за обычая прях слюнить паль­цы. По этой причине ее требовалось подсушивать. Вначале ни­тки перематывались с веретен в мотки, причем конец нитки од­ного веретена припрядывали к другому. Учет ниток велся "пасмёнками" (чалдоны) или "пасмами" (у кержаков, курганов, российских), которые представляли собой достаточно длинную нить, намотанную на специальное приспособление - "поламоток" (у бухтарминских, маслянинских старообрядцев - "мотовило")29. Десять "пасмёнок" составляли один "поламоток". "Пасменки, в свою очередь, делились на десять "чисминок", в каждой из кото­рых бывало по три нити. "Поламотком" назывался деревянный стержень, на одном конце которого был деревянный сук - "вил­ка", а на другом - палочка, прикрепленная перпендикулярно своей серединой. При сматывании ниток с веретена на "поламоток" отсчитывали и перевязывали "чисминки" цветной ниткой; узелков при этом не завязывали, а "петляли восьмерками". Каж­дая "пасма" также перевязывалась отдельно. "Поламотки" веша­ли или ставили около печи, чтобы пряжа быстрей высыхала.

"Пасменки были нужны, чтобы знать "во сколько стен" сно­вать основу для ткани. "Стена" являлась условной величиной для измерения холста. У каждой ткачихи длина "стены" различалась в зависимости от размера стены избы, на которой набивали ко­лышки для снования или размеров вертящейся "сновалки". "Пас­менки" фиксировались также для того, чтобы нитки не путались при отбеливании и крашении. Пряжу белили в закрытом чугун­ке с "зольной водой" и, помешивая, парили в печи в течение трех дней. После этого нитки полоскали в ледяной проруби и рассти­лали на снегу на неделю, другую. Снег и солнце делали свое дело - "съедали грязь"; пряжа отбеливалась до кремневой чистоты. После такой обработки считалось возможным ее красить, чтобы затем ткать узорнотканую ткань - "пестрядь". Крестьянки хоро­шо знали местную красящую флору: тальник, которым "дубили" (это название сохранилось с тех пор, когда в России красили ду­бовой корой); лопухом, серпухом, медунками, осокой (зеленый цвет); мареною (кирпично-красный); луковым пером (коричне­вый), стародубкой (желтый); марьиным корнем (коричневый); наростами с берез (синий) и пр.30

Для разматывания высохших и отбеленных ниток ("пасм") применяли особые приспособления - "вороба". Они представля­ли собой деревянную крестовину на вертикальной стойке. На кон­цах неподвижной крестовины вставляли палочки, на которые одевали мотки пряжи. По своим размерам "вороба" должны были соответствовать длине "поламотка". Во время процесса разматы­вания крестовина получала вращательное движение и моток раз­матывался. Перематывали нитки на деревянные цилиндрообраз-ные "тюрики", с которых уже сновали основу и сматывали нить на "цевки" для утка. Если мастерица планировала ткать пестря­динное полотно, нитки требуемых цветов навивались параллель­но, одна за другой. При необходимости упрочить нитки, их "су­чили", т.е. соединяли вместе на "скально". "Скальном" было де­ревянное, надетое на ось, колесо, прикрепленное двумя стояками к плоской опоре. "Скально" же использовали при перематывании нитки с "тюрика" на уток. Для этого надевали на ось деревянную длинную трубочку - "цевку".

Снование ниток имело целью подготовить для навивки на ткацкий стан "основу", т.е. длинные нити, расположенные парал­лельно друг другу и разделенные на две группы, которые при заправке на ткацкий стан были верхними и нижними нитями зева. Сновать, а затем ткать в сибирских селах начинали, как уже отмечалось, сразу после Масленки. Лишь кое-где такие работы зафиксированы до Великого поста. Сновали по колышкам ("клепьям" - чалдоны, "зубкам" - тамбовские, вятские переселен­цы) на стене или на вертящейся рамке - "сновалке". Первый, на­иболее архаичный способ снования, чаще встречался у российс­ких переселенцев, второй - более упоминался сибиряками. Если сновали в избе, то выбирали стену, разделяющую избу и горни­цу, на улице использовали стену горницы. Владельцы небольших изб (чаще это переселенцы), у которых размеры стен или теснота не позволяли сновать дома, ходили к соседям или родственни­кам. В богатых чалдонских семьях сновали в амбарах или сара­ях, где специально для этого делали одно окно для света.

Деревянные колышки - "клепья" вбивали в стену, немного отступив от углов с двух сторон, на расстоянии около 20 см друг от друга. Первый же ряд колышков отстоял от второго на 3 - 4 аршина (2 - 2,5 м), в зависимости от размеров стены. Это расстоя­ние служило единицей меры для длины основы и для будущей тканины и называлось "стеной". Между двумя нижними колыш­ками вставлялся дополнительный, чтобы разъединять будущий зев. Рассказывают, что здесь старались установить не колышек, а воткнуть нож или ножницы. Объяснить сегодня этот факт ни­кто не берется - "Так делали старухи". Для снования холста "в одну стену" надо было воткнуть три колышка, в две стены - четыре, "в три стены" - пять и т.д. Сновали на две (в этом случае, возможно тканье на двух "подножках"), четыре (возможно тканье на четы­рех "подножках") и более нитей одновременно. С "тюриков", над­етых на вертящуюся стойку "вьюху", нитки перекидывались че­рез два деревянных крюка, воткнутых в потолок. Затем каждая нить перекидывалась через "юрок", который представлял собой полый цилиндр из дерева или кости с двумя, тремя отверстиями сбоку. "Юрок" обеспечивал соединение нитей, но таким образом, чтобы они не перекрещивались.

Вертящаяся сновалка состояла из двух больших четыреху­гольных рам, перпендикулярно вставленных одна в другую и вра­щающихся на проходящей через них вертикальной оси высотой 2 - 3 м. Одним концом упиралась в брусок, положенный на пол, другим - в потолочную балку. Для образования зева в конце од­ной рамы делалась деревянная вилка. Таким образом, при сно­вании нити описывали восьмерку, разделяясь при этом на верх­ние и нижние нити зева. Нити ложились рядами, из которых каж­дый, как отмечалось, назывался "стеной".

В крестьянском сознании была твердо укоренена мысль о недопустимости снования более одного дня, невозможности ос­тавлять на ночь недооснованную пряжу. Эта особенность выделяла операцию снования на фоне прядения, тканья и пр. Почему бытовал такой обычай, мнения приводятся самые разные. Это и боязнь того, что нитки спутаются за ночь, и боязнь "греха":

"Если не успеешь насновать - ниче не получится, все спутается. На сновалке ниче нельзя оставлять. Сразу убирали"31.

"Главное было - не оставить на сновалке в ночь, так как всякое могло случиться"32.

"Сновали за день - не уложишься - перепутается все. Зачал, дак до конца должно сделатися. Спутается и перекос будет, ткать неудоб­но"33.

"Нельзя оставлять недооснованное на ночь. По четыре - пять стен сновали. Два часа бегаешь, сновалка быстро крутится. Как же оста­вить столько труда"34.

"Старались сновать за один день, чтобы к завтрему убрать все на место. Может быть сегодня я растянула, а назавтра я заболела"36.

Чтобы пресечь какие-либо случайности и уложиться в один день, работать начинали с утра ("как только управлялись со ско­тиной"). Пожилым женщинам по своей многолетней привычке приходилось считаться с "легкими" днями для снования, како­выми являлись вторник и среда. Разрешалось также работать по субботам. Некоторые пожилые чалдонки избегали сновать в по­недельник, считая, что в этот день может перепутаться пряжа. Интересно, что воскресный отдых, наряду с обычными христи­анскими объяснениями о праздновании "малой Пасхи" в этот день, трактовался и по-иному: "В воскресение не мотали, чтобы не замотаться". Как это следовало из более пространного объяс­нения, работой в воскресный день боялись навредить своим хо­зяйственным занятиям на всю следующую неделю. Подбирал­ся день и по погоде. В ненастье, во всяком случае пожилые, старались не сновать. Крестьянки Ординской волости Барна­ульского уезда верили в то, что нитки не послушны в сильный ветер - "нитка связывается больше", т.е. плохо отделяется одна от другой36.

Процесс снования был настолько ответственным, что рабо­тать предпочитали в одиночку. Разговоры мешали сосредоточить­ся, а случайный вошедший мог "сглазить", "испортить" все дело. Тогда получался "перемот" или "крестовина", что позднее обна­руживалось при тканье (в этом случае на исходящую нитку наве­шивали "цевку").

"Лучше, чтобы при сновании никто не заходил. Начнешь разго­варивать - обязательно наложишь крестовину. Дело гиблое! От сгла­за воткнешь две - три иголочки в щелку. Как оснуешь - уберешь. Начинаешь сновать, говоришь: "Господи, благослови, помоги"37.

"Чтобы не сглазили что-нибудь, свекр научил меня почаще го­ворить: "Соли на глаз,... на нос! Так уж наверняка!"38

Народная этика предписывала избегать хвалить чье-либо мастерство: "Пришел в дом, чё хвалить чью-либо работу?" Рассуж­дали примерно так: "Каждый делал сам для себя. Хорошо сделал - сам, плохо - сам". Существовало опасение, что после неуместной похвалы человек заболеет, "будет его ломать".

"Кто-то порадуется: "Ну, Софья, и не видать, а ты уж сделала!" И... переговорит. Мать тогда сплюнет: "Тьфу, чтоб тебя!" Но все рав­но дальше черта не скажет"89.

Практически повсеместно беременным женщинам, запре­щалось переступать основу. В среде селянок бытовало поверье, что после столь неосторожного поступка роды будут тяжелы­ми.

Основанное полагалось снимать двоим - привлекали кого-либо из домашних, к одиноким хозяйкам приходили соседи. Если основу снимал один человек, то в нитях создавалось неравномер­ное напряжение, что сказывалось потом при тканье. Снимать начинали с верхних "клепьев", а чтобы нити не перепутались, их сразу переплетали как "косу", "в плетень", т.е. из петли в петлю подобно тамбурному стежку. Чалдоны Ординской волости назы­вали такие плетени "куколками".

Тканье осуществлялось на ткацком стане, называемом пов­семестно восточнославянским термином "кросна". В изучаемое время во всех семьях стояли горизонтальные станы с бердом и "подножками" (дощечками-педалями), соединенные веревками с "нитченками" (петли для подъема нитей основы). В зависимос­ти от принадлежности к той или иной этнографической группе, конструкции станов различались некоторыми деталями, напри­мер, наличием или отсутствием протяжного деревянного вала -"навоя". Так, чалдонских ткачих, которые навивали основу на прутик - "бадажок", вставлявшийся в желоб "навоя", удивлял обы­чай "рязан просто пропускать основу без навивки". Такими же были различия в способах навивки вятских "шушканов" и морд­вы. Заметим, что упомянутые здесь станы без протяжного навоя зафиксированы в Рязанской, Воронежской и Белгородской об­ластях, у народов Поволжья40.

В сибирских селах бытовали различные техники тканья, но в данной работе автор не ставит задачи их детального рассмотрения. Наиболее популярным являлся способ, при кото­ром нити утка располагались перпендикулярно нитям основы (т.н. полотняное переплетение). Опытная ткачиха в день тка­ла без отрыва до 8 аршин (4 - 5 м) полотна шириной 3/4 аршина (около 50 см)41. Клетчатые ткани ткали из разноцветных ни­ток, например, красных и синих, в основе и таких же - в утке (рис. 7).

Рис. 7. Образец пестряди и деталь ткацкого стана. Фото А.М. Фаддеева.

Пестряди шли на "рукотерты", кофты, юбки, сарафаны (осо­бенно вятских, воронежских, курских переселенок и т.д.). Ши­роко применялись эти ткани для изготовления повседневной и праздничной одежды для мужчин различных этнографических групп. Из них, соединенных по нескольку полос в широкие про­стыни, делали покрывала на кровати.

Выбор техники и узора тканья зависел от назначения тка­ни и определялся традициями. Рассчитывать узоры помогало бердо, на котором для удобства размечались каждые десять до­щечек ("зубков"). В зависимости от количества отметок, разли­чали берда - "шестухи", "восьмухи", "десятни"42. К определен­ному берду приспосабливали и заранее подсчитанную "пасмёнку".

Мастерицы умели ткать на нескольких "нитченках" ("под­ножках"). На четырех "подножках" получалась узорная ткань "в елочку" (саржевое переплетение), которая шла на "кежь" для мужских штанов. Такое переплетение можно наблюдать в "понит-чине", где основа - лен, уток - шерсть. Полушерстяная ткань упот­реблялась для изготовления верхней одежды - "понитков", "ша-буров". Все остальные тканевые переплетения являлись произ­водными от полотняного и саржевого. На восемь "нитченок" ткали полотенца. Скатерти вытыкались сложными узорами в двенад­цать, шестнадцать, двадцать четыре "нитченки"43. Набор основы в "нитченках" для такого "узорного тканья был доступен лишь очень умелым ткачихам.

Браным тканьем с двумя утками украшали концы полотенец - "наконечников". Этим же способом изготавливали вожжи, поя­са, которыми подпоясывались мужчины поверх рубах, верхней одежды (рис. 8).

Рис. 8. Пояса Поломошновой Т.А., 1914 г.р., с. Большой Бащелак

Чарышского района Алтайского края.

Слева тканый пояс с узором "пятиягодка".

В ряде этнографических групп (у бухтарминских, болот-нинских и других старообрядцев) эта техника была настолько распространена, что термин "ткать" заменялся словом "брать". Южнорусские переселенки, украинки, белоруски привезли в Сибирь сложное тканье на четырех "подножках" при двух ос­новах с "бральницами" (дополнительными дощечками позади "нитченок"). Получалась двойная ткань: "портяная", т.е. льняная подкладка и "суконный" верх. Понев, как в России, здесь не носили, такими узорами украшали концы полотенец (рис. 9, 10).

Рис. 9. Концы полотенца Маслянинский краеведческий музей.

Рис. 10. Концы полотенца из с Таскаево Искитимского района Новосибирской области Изготовлены в начале XX в.

В изучаемое время, практически во всех старообрядческих группах, был известен закладной способ тканья, при котором каж­дая цветная нитка шла только на определенную часть узора. На закладные пояса подбирали пряжу ярких, чистых цветов: мали­нового, розового, фиолетового, светло-зеленого, салатного и пр. Ими подпоясывали женские и мужские праздничные костюмы. В Европейской России закладная техника широко бытовала у южнорусских, в западных областях Украины44.

К работе на "кроснах" сибирских девочек приучали с 12 -13 лет. Как известно, до этого момента подростки уже осваивали секреты трудолюбия, терпения, необходимые при работе со льном. Мастерству тканья обучались под приглядом матери или других родственниц.

"Мать ткать учила. Сама поткет и мне: "Иди, садись!" Спутаешь, она покажет"46.

О том, что каждая девушка дорожила славой хорошей ткачи­хи, свидетельствуют много фактов. Одна старообрядка из д. Коу-рак Тарсьминской волости Кузнецкого уезда, будучи еще девуш­кой, на "игрышшах" увидела, что у одного знакомого парня пол­отна, из которых сшита рубаха, вытканы шире, чем на ее сарафане. И даже "закричала" (здесь заплакала) от обиды за свою работу. Расстроенная, ушла домой48. Каждая девушка заранее беспокоилась о будущем замужестве, заготавливала приданое впрок. Мастерили "стеновые" полотенца, которыми украшали стены в день свадьбы, вытыкали скатерти для застилания ими свадебных столов. Специальное полотенце "поджаничник" гото­вили для старшего дружки (шафера). Несмотря на то, что старо­жилы не спали на кроватях (для этого имелись свойлоченные из овечьей шерсти "потники"), пышно убранные "на городской ма­нер" они стояли в каждой старожильческой семье. Будущей хо­зяйке, следовательно, надо было присовокупить к приданому и постельные принадлежности. При вступлении в новую семью молодуха должна была украсить дом, т.е. развесить полотенца, закрыть столы своими скатертями - "настольниками"47. Даже квашни первое время закрывали "наквашенниками" молоду-шечьей работы. Все это висело и лежало год, а, если приходила другая молодуха в дом, то она снимала старое и убирала дом уже своим рукоделием. Заботой любой женщины, молодой или пожи­лой, было наткать достаточное количество простого полотна, хра­нившегося в свернутом состоянии, в "трубах". За зиму опытная ткачиха могла изготовить до 70 - 100 м холста. Молодые женщины, таким образом, располагали запасами материала, так необ­ходимые в первые годы замужества при появлении детей. Вот по­чему хорошая, умелая ткачиха ценилась всеми, и ее всегда с же­ланием принимали в новой семье. Не случайно женихи дарили "кросна" своим невестам. Ткацкий станок, наряду с прялкой, счи­тался весьма ценным свадебным подарком.

При тканье соблюдалась та же система оберегов, что уже ука­зывалась при прочих женских рукоделиях. Когда кто-либо пос­торонний заходил в избу и видел, что хозяйка ткет, то произно­сил известную фразу: "Бог в помощь, зев в кросна"48. После тако­го пожелания ткачиха была уверена, что ей не "испортят" работу. Сама же она начинала ткать, как уже указывалось, благословив­шись, а заканчивала произнесением слов благодарности: "Слава тебе, Господи!" У старообрядцев-двоеданов увидевший работу ткачихи обычно говорил: "Господь тебя распростал, как ты упра­вилась". На что старообрядка отвечала: "Слава тебе, Господи, что помог мне!" Вообще же, по утверждению сторонников древнео-теческого обряда, у них не было в обычае бояться дурного глаза, "порчи".

"Человек заходит, чё, он портит чё ли? Я етова дела не знаю, глупости"49.

К апрелю, когда светило яркое, весеннее солнце, в приобс­ких селах начинали отбеливать холсты. Предварительно их "зо­лили" в большом котле или глиняной "корчаге" с золой, залитой горячей водой, и раскаленными камнями. Далее их полоскали в воде, расстилали по снегу. До десяти раз только смачивали в реке, колотя деревянными лопатками - "вальками". Ближе к лету рас­стилали тканину на траве. И тут самые маленькие из ребят ока­зывали неоценимую помощь - караулили новины, защищая их от гусей и других непрошеных пришельцев.

Часть холстов окрашивали красителями, указанными выше; такие ткани называли "крашенинами". Делали в селах и узор­ные набивные материи - "набойки". По сведениям С.И. Гуляева, "набойки представляют собой холсты с рисунками самого простого вида. Узоры набиваются масляными красками голубого и корич­невого цветов посредством деревянных досок с рельефно выре­занным рисунком. Этим делом занимаются особые мастерицы, разъезжающие по селениям"60. Из "крашенины" и "набойки" крестьянки шили рабочую, повседневную одежду, школьную форму для детей.

В большинстве своем женщины занимались льноделием для своих нужд, обеспечивая надобности своей семьи. Лишь в неко­торых районах, например, в Николаевской волости Барнаульского уезда и тех селах и деревнях, которые были ближе к городам, смятый лен или готовую ткань вывозили на рынки продавать. Промысловые занятия женщин не стимулировались низкими расценками. Так, в селах Кривощеково и Бугры Кривощековс-кой волости серый холст скупался по 5 копеек за аршин, в с. Тогу-чин Кайлинской волости Томского уезда за операцию крашения работнице платили 1 - 2 копейки с аршина, в зависимости от гус­тоты окраски51.

* * *

Если рассматривать женские рукодельные занятия со льном комплексно, то вырисовывается довольно сложная система обе­регов-запретов, соблюдавшихся: 1) в течение года - исключались по тем или иным причинам праздники, в т.ч. воскресения; 2) в течение недели - не пряли по средам и пятницам, не сновали по "чижолым" дням - понедельникам; 3) в течение дня - кое-кто избегал прясть в вечернее время постных дней, после захода со­лнца по субботам; 4) начало любой работы приурочивали к пер­вой фазе луны; 5) заканчивали работы (прядение) при опреде­ленном положении созвездий (Висожары, Кичиги). "Чистота во­локна (пряжи, тканины) обеспечивалась, следовательно, изоляцией от низших, "нечистых" духов, осуществлением работ "без греха", т.е. в неурочное время христианских и других праз­дников, в условиях рождения новой луны и приоритетности днев­ного света. Значение последнего требования отразилось в со­храняемых у крестьянок Приобья предметах по обработке льна - гребне, трепале, деталей кросен, на которых изображены со­лярные знаки - символы очищающего и рождающего Божест­ва (см. рис. 2, 3).

В широко бытующем до настоящего времени специфичном поведении беременных женщин при операциях прядения, сно­вания (воздержание от перешагивания нитей) мы, вероятно, на­шли любопытные отголоски древнеевропейских поверий о при­вязке младенца к жизни, выпряденной божественной ниткой62. Крестьянки, как кажется, верили в то, что беременная женщи­на, переступая пряжу, тем самым как бы перечила самому сущес­твованию еще неродившегося младенца, потому он и "рождался опутанный пуповиной". Будущая мать, следовательно, через зем­ную нить наносила вред нити небесной (судьбе). В связи с этим хотелось бы напомнить, что в родильно-крестильных обрядах ста­рожилов важнейшее место занимали не только крест, но и пояс, которым повязывался младенец и который человек должен был носить всю жизнь. Умершего повивали спряденной нитью - "жичкой", которая символизировала собой как бы отпущенный чело­веку земной путь. Нить, однажды привязанная к живым, - нить-судьба отдавалась хозяину и погребалась вместе с ним63. Сущес­твенно и то, как поясняют старожилы исцеление спряденной в обратную сторону пряжей: скручивая ее назад, можно вернуться к исходному, т.е. здоровому состоянию, иными словами, возвра­титься по судьбе назад.

Наши материалы иллюстрируют представленную около двух­сот лет назад историком и фольклористом А.Н. Афанасьевым мифологическую интерпретацию процесса образования нити и кудели, т.е. прядения: "прядение нити - синонима жизни, судь­бы, мысли, времени - является, безусловно, сакральным актом, по существу, аналогичным творению жизни как в славянской, так и в ведийской традиции"64. Представление о божестве Судьбы у славян существовало с глубокой древности. Наиболее полно оно сохранилось у южных славян (Среча, Серешта). Сербская Среча - красивая девушка, прядущая золотую нить; она была удачей, доброй судьбой человека. Ей противостояла Несреча - злая судьба66.

Помимо прядения, многие другие процессы по обработке льняного волокна у крестьян Приобья были отмечены повышен­ной сакральностью. В традиции лен должен быть "чистым", как и сделанные из него изделия, поскольку они одевались непос­редственно на тело человека, контактировали с ним (одежда, полотенца). Особое положение льняных рубах в предметной сре­де, их значимость для крестьянского мира проявлялась в актив­ном использовании этого вида одежды в обрядах вызывания до­ждя, обхода пашен, исцеления больных66. Как уже отмечалось, очень высокими были требования к погребальной одежде - отре­зу холста, из которого шили рубаху, покрывало - "саван" (у старо­обрядцев), нить - "жичку". Во имя этого ряд операций имел од­нодневный, "световой" характер: сев и уборка, снование, пере­мотка.

Особенно недопустимым считалось пренебрежение к запре­там при сновании - процессе, который требовал большой осторож­ности и присутствия различных оберегов в виде острых предме­тов - игл, ножей, ножниц. Последствием нарушений одноднев-ности работы могла быть болезнь или порча сделанного. Сибирячки выбирали для снования легкие (вторник, среда), без­ветренные дни. Основанную пряжу хранили заплетенной в "пле­тень", который, как известно, являлся сильным оберегом от "не­чистой " силы (не случайно сплетенными "наговоренными" поя­сами повязывались по талии от сглаза). Трудоемкое тканье по времени приурочивали к Великому посту, самым большим праздником во время которого, являлось Благовещение. При тканье работала система оберегов-заклинаний, применявшаяся и теми, кто ткал, и случайными свидетелями, нежелавшими "навредить" ткачихе.

Анализируя ритуальную практику сибирских крестьянок, связанную с возделыванием и обработкой льна, нельзя не видеть феноменальное сохранение элементов некогда присущего миро­воззрению славян целостного подхода к миру, символизирующе­го единство созидательного начала. Сев, сбор урожая, прядение, снование и прочие женские работы на земле -имели небесные прототипы. Земные пряхи должны были выступать хранительни­цами чистоты нитей и сотканной ткани подобно девам (или деве) Судьбы, которые создавали небесные нити жизни и работали с тканью мироздания67. Этот один из самых древних законов можно увидеть в доживших почти до нашего времени элемен­тах ритуальной практики сибирских крестьян, которым как будто была ведома эта связь. Ведь для мифопоэтического со­знания "...каждый элемент внешнего мира был звеном в длин­ной цепочке, ведущей от реального мира в мир мифа, в мир богов"68.

В заключение возникает вопрос: с кем из божеств древних восточных славян можно было бы идентифицировать деву Судь­бы? Очень вероятно, что этой богиней была Мокошь. На Евро­пейском Севере имя Мокоши было широко известно еще в нача­ле XX в., а связанные с ней верования имели отношение к женс­ким работам, к пряже59. В Череповецком уезда Новгородской губернии под именем Мокоши был известен "нечистый дух" в об­разе женщины с большой головой и длинными руками, которая любила прясть по ночам оставленную без молитвы куделю60. Б.А. Рыбаков рассматривал ее как богиню плодородия, воды, пок­ровительницу женских работ и девичьей судьбы61. В Западной Сибири людская память не сохранила этого имени, однако о ста­диально раннем существовании такой богини свидетельствуют многие, связанные с льноделием, обычаи и обряды.

Из-за пестроты этнографического, конфессионального насе­ления Приобья, где представители одной этнокультурной груп­пы разбросаны не только по разным селам, но и районам, про­ведение ареальных исследований весьма затруднено. Это не ис­ключает возможности изучения отдельных, разнокультурных групп восточнославянских народов региона. Загадочные "чалдо­ны", выходцы с мифического междуречья Чала и Дона, при всей их православности были хранителями многих дохристианских обычаев и обрядов, за что их нередко называли "чалдуны-колдуны". Именно в этой среде было много "знатких" людей, хотя тай­ные знания, передававшиеся из поколения в поколение, были доступны и прочим односельчанам. По-видимому, под их влия­нием на юге Западной Сибири долго держались поверья о разгу­ле "нечистой силы" в определенное время года (на Святках, Мас­ленку, Купалу); практиковали они с помощью чудодейственных слов (заговоров), что позволяло им управляться с домашними делами. Часть своих знаний они передавали российским пере­селенцам.

У россиян времен столыпинских переселений явственнее проглядывала ортодоксально-церковная основа, хотя для выход­цев с разных земель России это справедливо в различной степе­ни (для архангельских, вологодских - больше, для "хахлов" - мень­ше). Сочетание до- и христианского мировоззрений, при приори­тетности второго, было характерно и для старообрядцев, которые придерживались принципа избирательности (не признавали "дурного глаза", шуликований, могли работать в праздники, за исключением самых значительных).

Относительно технологической обработки льна, его прядения и тканья следует сказать, что эти процессы были в русле славян­ской, общерусской традиции. Это подтверждает и существовав­шая терминология (общеславянские термины - "кросна", "берды", "цевки"; восточнославянские - "навой", "набилки", "нитченки", "подножки"). Севернорусские черты хорошо прослеживаются у чалдонов и кержаков (чесание "шшэтью", прядение на "пресни-цах", "пресилках" и т.д.). Можно здесь увидеть и южнорусские элементы в виде обычаев закладного тканья62. Вообще же южно­русский вариант отчетлив у переселенцев из России - выходцев из соответствующих губерний. Это, в первую очередь, мыкание льна на гребне, использование ткацких станов без притяжного навоя, сложное тканье на двух подножках при двух основах и пр. Для изучаемого времени рано говорить о каком-то интенсивном влиянии северно-южнорусских традиций - оно только намеча­лось. Об этом свидетельствует тот факт, что пожилые информа­торы хорошо помнят о прежних различиях в той или иной куль­турной группе, слияние которых, возможно, имело бы место, если бы не интенсивное влияние городской нивелирующей моды и политических событий века.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: