В июле лен цвел красивыми сине-голубыми цветами и созревал раньше хлебных злаков. Его убирали перед уборочной страдой, примерно в середине-конце августа по старому стилю, после Спажинок1.Поскольку злаки дергали руками, прихватывая корень, то для облегчения этой работы выбирали дождливый, ненастный день. Труднее было в сухое лето: приходилось прилагать значительные усилия, чтобы выдрать стебельки из земли, нередко вместе с жесткими сорняками. Обязательным условием была однодневность сбора льна. Из-за нежелательности переноса работ на другой день, рвать его шли вместе с женщинами пожилые люди и дети. Сорванные растения связывали несколькими стебельками льна же, скручивая их в виде веревки. Снопы ставили наклонно под углом друг к другу в "суслоны" и сушили таким образом на поле в течение 2 - 3 недель. После этого их расстилали тонкими "рядочками" до снегов для "вылеживания" ("Все росами лежал").
Кое-где в сибирских семьях (напр, у кержаков Бурлинской волости) с их обширными дворами лен предпочитали "вылеживать" дома, в тени, чтобы не иссушало солнце. Выявить вылежался ли лен, т.е. стал ли мягким, было большим искусством. Обычно это выясняли опытные люди, старики: "Подойдут, помнут и, если волокно хорошее, дают команду собирать лен". Лен синел, хорошо "вылеживался" в прохладную погоду, когда обильно шли дожди. Редко, но случалось, что без дождей и при раннем снежном покрове лен не успевал приобрести нужные свойства, тогда шел под снег до самой весны. Это считалось большим несчастьем для семьи.
После того, как лен в течение 2 - 3 недель вылежится, его связывали в большие снопы, или, по-чалдонски, "вязанки", и, бла-гословясь, на досках оббивали вальком семенные головки. Делали это женщины и неженатая молодежь, дети. У сибиряков работали дома, а российские переселенцы конца XIX - начала XX вв. делали это прямо на поле. Расстилали "палатки", чтобы семена не рассыпались по земле. Сшитые из четырех-пяти полос грубого холста, "палатки" бывали очень больших размеров (примерно 10x20 м). Часть собранных семян убирали на хранение, часть увозили на льнозаводы, где из них выжимали льняное масло. Некоторые выходцы из России, а также старообрядцы Бурлинской волости, выполняли еще одну, дополнительную, операцию, замачивая лен в реке или озере, на т.н. "мочище". После двух недель вымачивания его вытаскивали и слегка просушивали на солнце. Хранили лен в сухом месте, обычно в сарае, чтобы ни дождь, ни снег не испортили будущее волокно. С наступлением холодов, но до "снегов", до Покрова, управившись с хлебом, картошкой, начинали топить баню и сушить ("сажать вязанки"). Снопы развязывали и стебельки льна ставили на "полки" (сиб.) или "жерди" (рос.). Печь топили "до 3-х раз". Далее, как говорят пожилые женщины, начиналась главная канитель.
Мятье, т.е. изламывание древесной оболочки. Мятье в Южном Приобье приходилось на вторую половину октября и планировалось до наступления сильных морозов. Ф.В. Бузолин, описывавший праздники Тюменского уезда, в середине XIX в. отмечал, что мять лен повсюду начинали с 28 октября, т.е. со дня Параскевы Пятницы. Чтобы хорошо ломалась твердая оболочка-кострика, мяли еще горячие снопы ("вязанки"), для этого мялки ставили рядом с баней. Мяли "горстями", т.е. пучками, захватываемыми в одну руку (рис. 1).
Тут без помощников было уже не обойтись. Действительно, почти каждая хозяйка договаривалась, приглашая родственниц или соседок на "помочь". Информаторы рассказывают, что так собирались и российские женщины, и сибирячки. Только коллективу было под силу выполнить такую тяжелую, монотонную работу в течение светового дня. Компанией ходили от одной хозяйки к другой. Матери активно привлекали 10 - 11-летних детей - девочек и мальчиков.
Мялки делали с опорами-"стояками", пучки льна давились между "зубьями" и "языком". Крестьянки нажимали на "язык" и кострика ("парга") падала на землю. Эту шелуху не выбрасывали. Чалдонки внимательно следили, чтобы к парге не была проявлена небрежность: считалось необходимым сжигать ее в печи или бросать в реку. Собственно, такими соображениями в отношении отбросов руководствовались и при последующих операциях по обработке льна. Российские переселенцы не придавали подобного значения кострике, но тоже не выбрасывали, а сжигали или использовали в хозяйстве:
"Кострику вывозили на навоз. Этой соломой дворы для скота крыли - "пригоны"2.
Рис. 1 Мятье льна Барнаульский у., 1911-1913 гг Фото М.А. Круковского
Рис. 2. Трепало из д. Лебедеве Тогучинского района Новосибирской области.
Изготовлено в 1910-ые гг.
Трепание, т.е. отколачивание мелких грубых частиц волокна. Лен трепали деревянными ножевидными трепалами, которые могли быть покрыты трехгранновыемчатой резьбой (рис. 2). Изображенные с одной стороны трепала солярные знаки причисляются исследователями к северно-русской традиции3.
Процесс трепания был чрезвычайно тяжел: в воздухе висела взвесь мелких отходов и волокон. Не случайно поэтому при мятье, как и при трепании льна, собирались вместе по нескольку женщин. Нормой выделки являлись "десятки", т.е. десять горстей. Жесткое волокно, которое отходило после трепания, было принято называть "отребья". "Отребья" использовали для верчения веревок, тканья мешков, половиков - "дерюжек".
Чесание. В целях дальнейшей очистки от ненужных твердых частей лен чесали щетками ("шшэтью", "шэтыо", "чесалкой" - сиб.). У сибиряков вначале чесали большими деревянными "шэтьями", треть длины которых была унизана "гвоздями"-зубь-ями вверх. Работница садилась на гладкую часть - "бакулочку" (вариант "капылу") и чесала пряжу, протаскивая куделю сквозь зубья. Более жесткая пряжа, т.н. "изгреби", оставалась на гвоздях, помягче - в руках. "Изгреби" использовались для выработки грубого льна, который шел на мешки, портянки, мужские рабочие штаны - "чембары", верхнюю одежду - "шабуры", "палатки" и "полога", вожжи, веревки и т.д.4
Для получения мягкого льна высокого качества льняную кудель прочесывали волосяной "шшэтью" с более частыми мелкими гвоздями. Волосяную "шшэть" делали из свиной щетины, которую связывали в пучок, наподобие большой кисти, и один конец обмазывали растопленной еловой смолой. Вынув из смолы свободный конец "шшэти", щетинки расправляли, наподобие зонтика, между ними тоже наливали смолу и давали ей застыть. Женщины клали пучок чесанного льна на колени и, придерживая его левой рукой за конец, правой чесали. Это называлось "пачесать пачеси". В результате такой обработки получалось мягкое волокно, которое оставалось на щетке - "почеси", "пачеси". Последние считались хорошим льном и использовались на пряжу для руко-тертов и полотенец. В руках после прочесывания оставались длинные, лучшие сорта волокон - "лен". "Лен" шел на мужские и женские рубахи.
"Шэтью чёпгашъ как девка волосы. Начёшишь, он аж блестит.
Это самый хороший лен"5.
Как единственное орудие чесания льна, щетка была известна в Новгородской и Псковской волостях и в пределах Новгородской колонизации на севере6.
Рис. 3. Гребень для "мыкания намычек" и бердо, д. Коурак
Тарсьминской волости Кузнецкого у., нач. XX в.
Фото А.М. Фаддеева.
В среде российских переселенцев ("томбашей", рязанских, пензенских, курских) подобной "шэтью" не пользовались, а чесали льняную куделю ("ёмку", "куколку" - рос.) на деревянном гребне с "донцем" (рис. 3).
Это называлось "мыкать намычки", или "чесать по-российски". "Намычки" - это свернутая рулетиком, смятая и толченая льняная куделя (операции "мыкания" нередко предваряло толчение в ступе, как это бывало в некоторых местах Витебской губернии, на Мозырщине).
"Разделяешь ёмку на 2 - 3 пряди, надеваешь на гребень и с конца малой гребенкой зацепляешь. Обратно на гребень сажаешь и опять чёшишь. Всю расчёшшпь, тада поварачиваешь с другой стороны гребень и здесь маленько отчесываешь волокно"7.
"Когда прядочку измычишъ, она будет гладенькая, ишо и с другой стороны хвостик намычншь. Так вота ее сымаешъ и как клубочек заматываешь, это и есть намычка"8.
В этом случае "изгреби" оставались после "намычек". Таким образом при чесании льняные хлопья отходили сразу, а когда делали "намыки", то эти хлопья отходили при прядении на гребне. В семьях кудели делились поровну между всеми женщинами, независимо от количества детей. Окончание работ по чесанию и трепанию льна приходилось на "Митриевский день" (8 ноября). К Дмитриеву дню лен рекомендовалось уже "оголить".
Прядение, т.е. получение нитей из волокон. Прядением обычно занимались осенью и долгими зимними месяцами. Как уже отмечалось, начинали прясть не ранее ноября, когда заканчивались сельскохозяйственные работы. Операция прядения являлась самой трудоемкой. Особенно много работ было у переселенок, украинок, белорусок, которые в силу традиций, а также недостатка на первых порах средств, носили, в основном, домотканую одежду. Сибирячки испытывали меньшую потребность в холстах, так как использовали их только на нижнее белье, повседневные, рабочие костюмы, предпочитая праздничные шить из покупных тканей9. Женщины и девушки торопились уложиться в сроки, продиктованные обычаем, а именно, закончить прясть до Масленки.
"Жир горит. По месяцу пряли"10.
"Никто нас не подгонял, сами себя торопили, ночьми сидели...
По половине ночи лучину жгли"11.
Вечеровали "на полную луну". Ориентировались по звездам "Висожарам", которые кучковались на небе и, двигаясь слева направо, занимали определенную позицию в окне. Это положение означало, что уже полночь12. Сибирячки "примечали по Ки-чигам", созвездию, которое в полночь выстраивалось в одну линию13. Судя по нашим сведениям, начало любой работы, в том числе и прядение, стремились приурочить к первой фазе луны, молодому месяцу. А чтобы вся работа "пошла во благо", с самого утра просили: "Господи, благослови на день грядущий". В этой связи можно упомянуть о весьма популярной в старообрядческой среде притче о пустыннике, заслужившим перед Богом неустанными молитвами меньше, чем многодетная вдова, которой молиться было некогда, но которая "без благословения ни шагу не ступала"14.
"Без благословения ни по воду сходить, ни корову доить, ни прясть, ни ткать, ни шить... Три поклона положил: "Мамонька, благослови меня прясть". Нет ее дома - у кого-нибудь старших, у детен-ка своего благословения просишь. Вот сейчас садишься за прясницу: "Господи, благослови меня ради истинного Христа!" Это, когда я одна..."15.
Следует сказать об особом дне недели - пятнице, когда некоторые пожилые женщины не пользовались веретеном и не пряли. В среде чалдонок особо почиталась ильинская пятница, пятница, ближайшая к Ильину дню16. Д.К. Зеленин связывал эти запреты с древними поверьями народов Восточной Европы в женского демона - Пятницу, боязнью нанести ему вред острыми предметами17. По нашим материалам, относящимся к XIX - началу XX вв., запреты прясть по пятницам не имели под собой никаких других оснований, кроме "греха". Российские женщины не пряли и не ткали по постным дням, пятницам и средам, причиной чего было то, что "в среду Христа предали, а в пятницу его распинали". Однако греховной считалась работа, связанная лишь с обработкой льна, которая считалась "пыльной". В том же, чтобы вязать шерстяные носки, варежки и пр. не видели ничего предосудительного. В среде рязанских "сибирячек" прядение исключалось только в вечернее время постных дней18. Обычай не прясть в указанные дни недели бытовал и в других районах Сибири и России19. Даже по субботам некоторые сибирячки заканчивали прядение после захода солнца, будучи убежденными, что, если солнце "закатилось", то "грех прясть, пылить льном" (шерстью опять же можно).
Умение прясть тонкую ровную пряжу ценилось очень высоко. По количеству и качеству спряденной нити судили о характере и достоинствах будущей невесты. Позором для девушки считалось прослыть "непряхой". Вот почему к веретену старались приучить рано, с 5 - 7 лет. Учителями выступали матери, бабушки, которые передавали свои навыки и познания. "Опеку" не оставляли и по мере взросления. В деревнях Алтая в середине XIX в. сохранялась традиция, идущая с более древних времен, когда вышедшие замуж дочери имели общий лен со своими матерями. Первые обычно обрабатывали лен и ткали, последние - пряли20.
Рис. 4. Расписанная узорами лопастка прялки, с. Большой Бащелак Чарышского района Алтайского края. Изготовлено в 1910-е гг.
Вначале детям доверяли только "сучить" (скручивать ладонями "отрепья"). В 12 лет уже пряли. Не очень ровная узловатая пряжа шла на рабочую или нижнюю одежду. Девочке потом внушали, что рубаха на ней соткана из пряжи ее выработки. Информаторы вспоминают, что их не просто заставляли выполнять утомительную монотонную работу, но привлекали и заинтересовывали, в т.ч. экономическими стимулами.
"Прясть учились на гвоздик. Интересно научиться самим, ведь все прядут. И нанимались: пять пасменок (единица учета ниток - Е.Ф.) по тридцать чисминок спрядешь, дадут пять копеек. Отрепья пряли. Потому все были рукодельные, работящие"21.
Далее, по мере приобретения навыков, переходили к изгре-бям, пачесам. Первые, маленькие прялочки ("пресинки", "пряс-ницы", "пресилки" - чалд., вятск.) дочерям делали отцы или деды. В старину прялка являлась лучшим подарком со стороны жениха. Лопатообразной формы, они могли быть расписаны цветами и другими узорами "для красоты" (рис. 4).
Южнорусские женщины пряли свои намычки, как уже отмечалось, с гребня (см. рис. 3). Намычки расправляли по зубьям гребня так, чтобы волокна располагались как можно реже. Делалось это для удобства вытягивания нити. Девушки и молодые женщины в начале XX в. работали на механизированных приспособлениях - самопряхах, которые на юге Западной Сибири назывались "прялками".
Прясть приходилось не только девочкам, но и мальчикам, особенно в семьях, где девочек было мало или не было совсем. Мальчики в своем "обучении" обычно доходили до изгребей, пряли толстые нити, которые шли на мешки, палатки. Естественно, подрастая, сыновья становились помощниками уже отцу, а не матери. В селах Николаевской волости Барнаульского уезда отмечены случаи, когда для своей первой мужской одежды - штанов - сын должен был сделать пряжу сам. Правила нехитрые: постарался, напрял, мать соткала, сшила штаны, а нет - бегай в одной рубахе пока ребята не засмеют. Даже самых малых детей не отпускали гулять, пока "не напрядут пасменку матери", т.е. не выполнят положенного "урока". Вспоминают, что, бывало, и гулять-то отправлялись "с куделькой".
Рис. 5. За прялкой Барнаульский у., 1911-1913 гг. Фото М.А. Круковского
"Мальчика сразу видно: он веретёшко на плечо закинет и летит по деревне. Девочка, та на груди, веретено держит"22.
"Училась прясть в шесть лет. В шесть лет, чтобы шлялась ходила, Боже избавь!"23
Вечерами в тех семьях, где малых детей было много, а помощников мало, и, следовательно, управиться своими силами было невозможно, приглашали девушек на "посиделки".
"Маме некогда было прясть. Нас уже трое было, я еще небольшая бегала. И решили они с отцом собрать посиделки. Девки напряли сколь маме надо было. Наверное за плату какую-нибудь делали..."24.
Многие пожилые люди и сегодня вспоминают о тех вечерах как о виде веселого развлечения, когда можно было посидеть, попеть с подругами (рис. 5, 6).
Занятые домашними делами девушки обычно не имели времени на это. Формой расчета могла быть сдача хозяевами одной из комнат избы для молодежной "вечерки". Одним вечером работ, таким образом, зарабатывался один вечер развлечений ("игрышш" - по-чалдонски, "вечерок" - по-российски).
Российские девочки-подростки, чтобы веселей спорилась работа, собирались компанией на "посиделки" поочередно в домах друг у друга.
"Пряли с каптюшкой на посиделках... Веселее было вместе. Собирались в любой день зимой, кроме праздников. Ребят не пущали на посиделки. Пели, шутили, смеялись"25.
"На посиделки, вечорки собирались к тем, у кого побольше дом. Парни приходили, посидят, попоют"26.
При этом пели песни, рассказывали сказки, устраивали соревнования с другими пряхами. Если в окнах посиделок-соперниц свет еще горел, говорили: "Калуга еще горит, давай их перепрядем!" Не хотелось уступать другим в работе. Однако, бывало, кержачек и чалдонок строгие родители не отпускали на такие мероприятия, считая это лишней вольностью: "Чё девкам болтаться?"
Необходимость оказывать помощь матери, прясть, играла решающую роль в том, что девочек часто не отдавали учиться в школу.
"За прясницей сушились"27.
"Девочки в школу просились, а их не пускали, считали, что более важное для них занятие - прясть. Бывало сестра обнимет пряс-ницу, да ревет, в школу охота!"28
В старообрядческих семьях на вечерки собирались замужние и пожилые женщины, как правило, родственницы. Устраивались т.н. "попрядушки": днем собирались замужние женщины, приходили знакомые и родные. Работали при дневном свете, а угощались вечером, с наступлением темноты. Гостеприимные хозяева готовили стол заранее. По признанию информаторов, посещавших "попрядушки", прясть в такой атмосфере было не так скучно. "Попрядушки являлись, следовательно, организационной формой сочетания труда и досуга, скрашивая тяжелую работу прях. На следующий день тем же составом шли по другому адресу, пока не завершали обход домов всех участниц.
Рис. 6. Прядет жительница с Загора Маслянинского района Новосибирской области 1989 г. Фото автора.
Особых "законов" не оставлять пряжу на ночь не было. В целом не боялись, что домовой или еще "какая нечисть испортит ее", как это имело место, например, в украинских семьях. Россияне православного вероисповедания верили, что подобные коллизии возможны лишь с колдунами, у которых "все путалось". Но это будто бы не касалось верующих, "богомольных" людей, делающих все "в чистоте", благословясь. Одна сибирячка из рязанских вспоминала, что мама ее никогда не говорила как, случалось, другие после ночи: "Ой, у меня чё-то сделалось с пряжей!" Однако и христиане не видели ничего предосудительного в том, чтобы посредством определенных магических действий с пряжей придать ей "целительные" свойства. Нить, спряденная не направо, как полагается, а налево, "наотмашь", могла исцелять от болезней (ломота в суставах, растяжение связок, удаление бородавок, ячменей и пр.). Готовили такую нить по мере необходимости, заготавливали также, как считалось, с наиболее сильными свойствами, и в Чистый четверг. При прядении "целебной" нити читалась Иисусова молитва.
Подготовка ниток к тканью. Мотание. Спряденная пряжа получалась слегка влажной из-за обычая прях слюнить пальцы. По этой причине ее требовалось подсушивать. Вначале нитки перематывались с веретен в мотки, причем конец нитки одного веретена припрядывали к другому. Учет ниток велся "пасмёнками" (чалдоны) или "пасмами" (у кержаков, курганов, российских), которые представляли собой достаточно длинную нить, намотанную на специальное приспособление - "поламоток" (у бухтарминских, маслянинских старообрядцев - "мотовило")29. Десять "пасмёнок" составляли один "поламоток". "Пасменки, в свою очередь, делились на десять "чисминок", в каждой из которых бывало по три нити. "Поламотком" назывался деревянный стержень, на одном конце которого был деревянный сук - "вилка", а на другом - палочка, прикрепленная перпендикулярно своей серединой. При сматывании ниток с веретена на "поламоток" отсчитывали и перевязывали "чисминки" цветной ниткой; узелков при этом не завязывали, а "петляли восьмерками". Каждая "пасма" также перевязывалась отдельно. "Поламотки" вешали или ставили около печи, чтобы пряжа быстрей высыхала.
"Пасменки были нужны, чтобы знать "во сколько стен" сновать основу для ткани. "Стена" являлась условной величиной для измерения холста. У каждой ткачихи длина "стены" различалась в зависимости от размера стены избы, на которой набивали колышки для снования или размеров вертящейся "сновалки". "Пасменки" фиксировались также для того, чтобы нитки не путались при отбеливании и крашении. Пряжу белили в закрытом чугунке с "зольной водой" и, помешивая, парили в печи в течение трех дней. После этого нитки полоскали в ледяной проруби и расстилали на снегу на неделю, другую. Снег и солнце делали свое дело - "съедали грязь"; пряжа отбеливалась до кремневой чистоты. После такой обработки считалось возможным ее красить, чтобы затем ткать узорнотканую ткань - "пестрядь". Крестьянки хорошо знали местную красящую флору: тальник, которым "дубили" (это название сохранилось с тех пор, когда в России красили дубовой корой); лопухом, серпухом, медунками, осокой (зеленый цвет); мареною (кирпично-красный); луковым пером (коричневый), стародубкой (желтый); марьиным корнем (коричневый); наростами с берез (синий) и пр.30
Для разматывания высохших и отбеленных ниток ("пасм") применяли особые приспособления - "вороба". Они представляли собой деревянную крестовину на вертикальной стойке. На концах неподвижной крестовины вставляли палочки, на которые одевали мотки пряжи. По своим размерам "вороба" должны были соответствовать длине "поламотка". Во время процесса разматывания крестовина получала вращательное движение и моток разматывался. Перематывали нитки на деревянные цилиндрообраз-ные "тюрики", с которых уже сновали основу и сматывали нить на "цевки" для утка. Если мастерица планировала ткать пестрядинное полотно, нитки требуемых цветов навивались параллельно, одна за другой. При необходимости упрочить нитки, их "сучили", т.е. соединяли вместе на "скально". "Скальном" было деревянное, надетое на ось, колесо, прикрепленное двумя стояками к плоской опоре. "Скально" же использовали при перематывании нитки с "тюрика" на уток. Для этого надевали на ось деревянную длинную трубочку - "цевку".
Снование ниток имело целью подготовить для навивки на ткацкий стан "основу", т.е. длинные нити, расположенные параллельно друг другу и разделенные на две группы, которые при заправке на ткацкий стан были верхними и нижними нитями зева. Сновать, а затем ткать в сибирских селах начинали, как уже отмечалось, сразу после Масленки. Лишь кое-где такие работы зафиксированы до Великого поста. Сновали по колышкам ("клепьям" - чалдоны, "зубкам" - тамбовские, вятские переселенцы) на стене или на вертящейся рамке - "сновалке". Первый, наиболее архаичный способ снования, чаще встречался у российских переселенцев, второй - более упоминался сибиряками. Если сновали в избе, то выбирали стену, разделяющую избу и горницу, на улице использовали стену горницы. Владельцы небольших изб (чаще это переселенцы), у которых размеры стен или теснота не позволяли сновать дома, ходили к соседям или родственникам. В богатых чалдонских семьях сновали в амбарах или сараях, где специально для этого делали одно окно для света.
Деревянные колышки - "клепья" вбивали в стену, немного отступив от углов с двух сторон, на расстоянии около 20 см друг от друга. Первый же ряд колышков отстоял от второго на 3 - 4 аршина (2 - 2,5 м), в зависимости от размеров стены. Это расстояние служило единицей меры для длины основы и для будущей тканины и называлось "стеной". Между двумя нижними колышками вставлялся дополнительный, чтобы разъединять будущий зев. Рассказывают, что здесь старались установить не колышек, а воткнуть нож или ножницы. Объяснить сегодня этот факт никто не берется - "Так делали старухи". Для снования холста "в одну стену" надо было воткнуть три колышка, в две стены - четыре, "в три стены" - пять и т.д. Сновали на две (в этом случае, возможно тканье на двух "подножках"), четыре (возможно тканье на четырех "подножках") и более нитей одновременно. С "тюриков", надетых на вертящуюся стойку "вьюху", нитки перекидывались через два деревянных крюка, воткнутых в потолок. Затем каждая нить перекидывалась через "юрок", который представлял собой полый цилиндр из дерева или кости с двумя, тремя отверстиями сбоку. "Юрок" обеспечивал соединение нитей, но таким образом, чтобы они не перекрещивались.
Вертящаяся сновалка состояла из двух больших четырехугольных рам, перпендикулярно вставленных одна в другую и вращающихся на проходящей через них вертикальной оси высотой 2 - 3 м. Одним концом упиралась в брусок, положенный на пол, другим - в потолочную балку. Для образования зева в конце одной рамы делалась деревянная вилка. Таким образом, при сновании нити описывали восьмерку, разделяясь при этом на верхние и нижние нити зева. Нити ложились рядами, из которых каждый, как отмечалось, назывался "стеной".
В крестьянском сознании была твердо укоренена мысль о недопустимости снования более одного дня, невозможности оставлять на ночь недооснованную пряжу. Эта особенность выделяла операцию снования на фоне прядения, тканья и пр. Почему бытовал такой обычай, мнения приводятся самые разные. Это и боязнь того, что нитки спутаются за ночь, и боязнь "греха":
"Если не успеешь насновать - ниче не получится, все спутается. На сновалке ниче нельзя оставлять. Сразу убирали"31.
"Главное было - не оставить на сновалке в ночь, так как всякое могло случиться"32.
"Сновали за день - не уложишься - перепутается все. Зачал, дак до конца должно сделатися. Спутается и перекос будет, ткать неудобно"33.
"Нельзя оставлять недооснованное на ночь. По четыре - пять стен сновали. Два часа бегаешь, сновалка быстро крутится. Как же оставить столько труда"34.
"Старались сновать за один день, чтобы к завтрему убрать все на место. Может быть сегодня я растянула, а назавтра я заболела"36.
Чтобы пресечь какие-либо случайности и уложиться в один день, работать начинали с утра ("как только управлялись со скотиной"). Пожилым женщинам по своей многолетней привычке приходилось считаться с "легкими" днями для снования, каковыми являлись вторник и среда. Разрешалось также работать по субботам. Некоторые пожилые чалдонки избегали сновать в понедельник, считая, что в этот день может перепутаться пряжа. Интересно, что воскресный отдых, наряду с обычными христианскими объяснениями о праздновании "малой Пасхи" в этот день, трактовался и по-иному: "В воскресение не мотали, чтобы не замотаться". Как это следовало из более пространного объяснения, работой в воскресный день боялись навредить своим хозяйственным занятиям на всю следующую неделю. Подбирался день и по погоде. В ненастье, во всяком случае пожилые, старались не сновать. Крестьянки Ординской волости Барнаульского уезда верили в то, что нитки не послушны в сильный ветер - "нитка связывается больше", т.е. плохо отделяется одна от другой36.
Процесс снования был настолько ответственным, что работать предпочитали в одиночку. Разговоры мешали сосредоточиться, а случайный вошедший мог "сглазить", "испортить" все дело. Тогда получался "перемот" или "крестовина", что позднее обнаруживалось при тканье (в этом случае на исходящую нитку навешивали "цевку").
"Лучше, чтобы при сновании никто не заходил. Начнешь разговаривать - обязательно наложишь крестовину. Дело гиблое! От сглаза воткнешь две - три иголочки в щелку. Как оснуешь - уберешь. Начинаешь сновать, говоришь: "Господи, благослови, помоги"37.
"Чтобы не сглазили что-нибудь, свекр научил меня почаще говорить: "Соли на глаз,... на нос! Так уж наверняка!"38
Народная этика предписывала избегать хвалить чье-либо мастерство: "Пришел в дом, чё хвалить чью-либо работу?" Рассуждали примерно так: "Каждый делал сам для себя. Хорошо сделал - сам, плохо - сам". Существовало опасение, что после неуместной похвалы человек заболеет, "будет его ломать".
"Кто-то порадуется: "Ну, Софья, и не видать, а ты уж сделала!" И... переговорит. Мать тогда сплюнет: "Тьфу, чтоб тебя!" Но все равно дальше черта не скажет"89.
Практически повсеместно беременным женщинам, запрещалось переступать основу. В среде селянок бытовало поверье, что после столь неосторожного поступка роды будут тяжелыми.
Основанное полагалось снимать двоим - привлекали кого-либо из домашних, к одиноким хозяйкам приходили соседи. Если основу снимал один человек, то в нитях создавалось неравномерное напряжение, что сказывалось потом при тканье. Снимать начинали с верхних "клепьев", а чтобы нити не перепутались, их сразу переплетали как "косу", "в плетень", т.е. из петли в петлю подобно тамбурному стежку. Чалдоны Ординской волости называли такие плетени "куколками".
Тканье осуществлялось на ткацком стане, называемом повсеместно восточнославянским термином "кросна". В изучаемое время во всех семьях стояли горизонтальные станы с бердом и "подножками" (дощечками-педалями), соединенные веревками с "нитченками" (петли для подъема нитей основы). В зависимости от принадлежности к той или иной этнографической группе, конструкции станов различались некоторыми деталями, например, наличием или отсутствием протяжного деревянного вала -"навоя". Так, чалдонских ткачих, которые навивали основу на прутик - "бадажок", вставлявшийся в желоб "навоя", удивлял обычай "рязан просто пропускать основу без навивки". Такими же были различия в способах навивки вятских "шушканов" и мордвы. Заметим, что упомянутые здесь станы без протяжного навоя зафиксированы в Рязанской, Воронежской и Белгородской областях, у народов Поволжья40.
В сибирских селах бытовали различные техники тканья, но в данной работе автор не ставит задачи их детального рассмотрения. Наиболее популярным являлся способ, при котором нити утка располагались перпендикулярно нитям основы (т.н. полотняное переплетение). Опытная ткачиха в день ткала без отрыва до 8 аршин (4 - 5 м) полотна шириной 3/4 аршина (около 50 см)41. Клетчатые ткани ткали из разноцветных ниток, например, красных и синих, в основе и таких же - в утке (рис. 7).
Рис. 7. Образец пестряди и деталь ткацкого стана. Фото А.М. Фаддеева.
Пестряди шли на "рукотерты", кофты, юбки, сарафаны (особенно вятских, воронежских, курских переселенок и т.д.). Широко применялись эти ткани для изготовления повседневной и праздничной одежды для мужчин различных этнографических групп. Из них, соединенных по нескольку полос в широкие простыни, делали покрывала на кровати.
Выбор техники и узора тканья зависел от назначения ткани и определялся традициями. Рассчитывать узоры помогало бердо, на котором для удобства размечались каждые десять дощечек ("зубков"). В зависимости от количества отметок, различали берда - "шестухи", "восьмухи", "десятни"42. К определенному берду приспосабливали и заранее подсчитанную "пасмёнку".
Мастерицы умели ткать на нескольких "нитченках" ("подножках"). На четырех "подножках" получалась узорная ткань "в елочку" (саржевое переплетение), которая шла на "кежь" для мужских штанов. Такое переплетение можно наблюдать в "понит-чине", где основа - лен, уток - шерсть. Полушерстяная ткань употреблялась для изготовления верхней одежды - "понитков", "ша-буров". Все остальные тканевые переплетения являлись производными от полотняного и саржевого. На восемь "нитченок" ткали полотенца. Скатерти вытыкались сложными узорами в двенадцать, шестнадцать, двадцать четыре "нитченки"43. Набор основы в "нитченках" для такого "узорного тканья был доступен лишь очень умелым ткачихам.
Браным тканьем с двумя утками украшали концы полотенец - "наконечников". Этим же способом изготавливали вожжи, пояса, которыми подпоясывались мужчины поверх рубах, верхней одежды (рис. 8).
Рис. 8. Пояса Поломошновой Т.А., 1914 г.р., с. Большой Бащелак
Чарышского района Алтайского края.
Слева тканый пояс с узором "пятиягодка".
В ряде этнографических групп (у бухтарминских, болот-нинских и других старообрядцев) эта техника была настолько распространена, что термин "ткать" заменялся словом "брать". Южнорусские переселенки, украинки, белоруски привезли в Сибирь сложное тканье на четырех "подножках" при двух основах с "бральницами" (дополнительными дощечками позади "нитченок"). Получалась двойная ткань: "портяная", т.е. льняная подкладка и "суконный" верх. Понев, как в России, здесь не носили, такими узорами украшали концы полотенец (рис. 9, 10).
Рис. 9. Концы полотенца Маслянинский краеведческий музей.
Рис. 10. Концы полотенца из с Таскаево Искитимского района Новосибирской области Изготовлены в начале XX в.
В изучаемое время, практически во всех старообрядческих группах, был известен закладной способ тканья, при котором каждая цветная нитка шла только на определенную часть узора. На закладные пояса подбирали пряжу ярких, чистых цветов: малинового, розового, фиолетового, светло-зеленого, салатного и пр. Ими подпоясывали женские и мужские праздничные костюмы. В Европейской России закладная техника широко бытовала у южнорусских, в западных областях Украины44.
К работе на "кроснах" сибирских девочек приучали с 12 -13 лет. Как известно, до этого момента подростки уже осваивали секреты трудолюбия, терпения, необходимые при работе со льном. Мастерству тканья обучались под приглядом матери или других родственниц.
"Мать ткать учила. Сама поткет и мне: "Иди, садись!" Спутаешь, она покажет"46.
О том, что каждая девушка дорожила славой хорошей ткачихи, свидетельствуют много фактов. Одна старообрядка из д. Коу-рак Тарсьминской волости Кузнецкого уезда, будучи еще девушкой, на "игрышшах" увидела, что у одного знакомого парня полотна, из которых сшита рубаха, вытканы шире, чем на ее сарафане. И даже "закричала" (здесь заплакала) от обиды за свою работу. Расстроенная, ушла домой48. Каждая девушка заранее беспокоилась о будущем замужестве, заготавливала приданое впрок. Мастерили "стеновые" полотенца, которыми украшали стены в день свадьбы, вытыкали скатерти для застилания ими свадебных столов. Специальное полотенце "поджаничник" готовили для старшего дружки (шафера). Несмотря на то, что старожилы не спали на кроватях (для этого имелись свойлоченные из овечьей шерсти "потники"), пышно убранные "на городской манер" они стояли в каждой старожильческой семье. Будущей хозяйке, следовательно, надо было присовокупить к приданому и постельные принадлежности. При вступлении в новую семью молодуха должна была украсить дом, т.е. развесить полотенца, закрыть столы своими скатертями - "настольниками"47. Даже квашни первое время закрывали "наквашенниками" молоду-шечьей работы. Все это висело и лежало год, а, если приходила другая молодуха в дом, то она снимала старое и убирала дом уже своим рукоделием. Заботой любой женщины, молодой или пожилой, было наткать достаточное количество простого полотна, хранившегося в свернутом состоянии, в "трубах". За зиму опытная ткачиха могла изготовить до 70 - 100 м холста. Молодые женщины, таким образом, располагали запасами материала, так необходимые в первые годы замужества при появлении детей. Вот почему хорошая, умелая ткачиха ценилась всеми, и ее всегда с желанием принимали в новой семье. Не случайно женихи дарили "кросна" своим невестам. Ткацкий станок, наряду с прялкой, считался весьма ценным свадебным подарком.
При тканье соблюдалась та же система оберегов, что уже указывалась при прочих женских рукоделиях. Когда кто-либо посторонний заходил в избу и видел, что хозяйка ткет, то произносил известную фразу: "Бог в помощь, зев в кросна"48. После такого пожелания ткачиха была уверена, что ей не "испортят" работу. Сама же она начинала ткать, как уже указывалось, благословившись, а заканчивала произнесением слов благодарности: "Слава тебе, Господи!" У старообрядцев-двоеданов увидевший работу ткачихи обычно говорил: "Господь тебя распростал, как ты управилась". На что старообрядка отвечала: "Слава тебе, Господи, что помог мне!" Вообще же, по утверждению сторонников древнео-теческого обряда, у них не было в обычае бояться дурного глаза, "порчи".
"Человек заходит, чё, он портит чё ли? Я етова дела не знаю, глупости"49.
К апрелю, когда светило яркое, весеннее солнце, в приобских селах начинали отбеливать холсты. Предварительно их "золили" в большом котле или глиняной "корчаге" с золой, залитой горячей водой, и раскаленными камнями. Далее их полоскали в воде, расстилали по снегу. До десяти раз только смачивали в реке, колотя деревянными лопатками - "вальками". Ближе к лету расстилали тканину на траве. И тут самые маленькие из ребят оказывали неоценимую помощь - караулили новины, защищая их от гусей и других непрошеных пришельцев.
Часть холстов окрашивали красителями, указанными выше; такие ткани называли "крашенинами". Делали в селах и узорные набивные материи - "набойки". По сведениям С.И. Гуляева, "набойки представляют собой холсты с рисунками самого простого вида. Узоры набиваются масляными красками голубого и коричневого цветов посредством деревянных досок с рельефно вырезанным рисунком. Этим делом занимаются особые мастерицы, разъезжающие по селениям"60. Из "крашенины" и "набойки" крестьянки шили рабочую, повседневную одежду, школьную форму для детей.
В большинстве своем женщины занимались льноделием для своих нужд, обеспечивая надобности своей семьи. Лишь в некоторых районах, например, в Николаевской волости Барнаульского уезда и тех селах и деревнях, которые были ближе к городам, смятый лен или готовую ткань вывозили на рынки продавать. Промысловые занятия женщин не стимулировались низкими расценками. Так, в селах Кривощеково и Бугры Кривощековс-кой волости серый холст скупался по 5 копеек за аршин, в с. Тогу-чин Кайлинской волости Томского уезда за операцию крашения работнице платили 1 - 2 копейки с аршина, в зависимости от густоты окраски51.
* * *
Если рассматривать женские рукодельные занятия со льном комплексно, то вырисовывается довольно сложная система оберегов-запретов, соблюдавшихся: 1) в течение года - исключались по тем или иным причинам праздники, в т.ч. воскресения; 2) в течение недели - не пряли по средам и пятницам, не сновали по "чижолым" дням - понедельникам; 3) в течение дня - кое-кто избегал прясть в вечернее время постных дней, после захода солнца по субботам; 4) начало любой работы приурочивали к первой фазе луны; 5) заканчивали работы (прядение) при определенном положении созвездий (Висожары, Кичиги). "Чистота волокна (пряжи, тканины) обеспечивалась, следовательно, изоляцией от низших, "нечистых" духов, осуществлением работ "без греха", т.е. в неурочное время христианских и других праздников, в условиях рождения новой луны и приоритетности дневного света. Значение последнего требования отразилось в сохраняемых у крестьянок Приобья предметах по обработке льна - гребне, трепале, деталей кросен, на которых изображены солярные знаки - символы очищающего и рождающего Божества (см. рис. 2, 3).
В широко бытующем до настоящего времени специфичном поведении беременных женщин при операциях прядения, снования (воздержание от перешагивания нитей) мы, вероятно, нашли любопытные отголоски древнеевропейских поверий о привязке младенца к жизни, выпряденной божественной ниткой62. Крестьянки, как кажется, верили в то, что беременная женщина, переступая пряжу, тем самым как бы перечила самому существованию еще неродившегося младенца, потому он и "рождался опутанный пуповиной". Будущая мать, следовательно, через земную нить наносила вред нити небесной (судьбе). В связи с этим хотелось бы напомнить, что в родильно-крестильных обрядах старожилов важнейшее место занимали не только крест, но и пояс, которым повязывался младенец и который человек должен был носить всю жизнь. Умершего повивали спряденной нитью - "жичкой", которая символизировала собой как бы отпущенный человеку земной путь. Нить, однажды привязанная к живым, - нить-судьба отдавалась хозяину и погребалась вместе с ним63. Существенно и то, как поясняют старожилы исцеление спряденной в обратную сторону пряжей: скручивая ее назад, можно вернуться к исходному, т.е. здоровому состоянию, иными словами, возвратиться по судьбе назад.
Наши материалы иллюстрируют представленную около двухсот лет назад историком и фольклористом А.Н. Афанасьевым мифологическую интерпретацию процесса образования нити и кудели, т.е. прядения: "прядение нити - синонима жизни, судьбы, мысли, времени - является, безусловно, сакральным актом, по существу, аналогичным творению жизни как в славянской, так и в ведийской традиции"64. Представление о божестве Судьбы у славян существовало с глубокой древности. Наиболее полно оно сохранилось у южных славян (Среча, Серешта). Сербская Среча - красивая девушка, прядущая золотую нить; она была удачей, доброй судьбой человека. Ей противостояла Несреча - злая судьба66.
Помимо прядения, многие другие процессы по обработке льняного волокна у крестьян Приобья были отмечены повышенной сакральностью. В традиции лен должен быть "чистым", как и сделанные из него изделия, поскольку они одевались непосредственно на тело человека, контактировали с ним (одежда, полотенца). Особое положение льняных рубах в предметной среде, их значимость для крестьянского мира проявлялась в активном использовании этого вида одежды в обрядах вызывания дождя, обхода пашен, исцеления больных66. Как уже отмечалось, очень высокими были требования к погребальной одежде - отрезу холста, из которого шили рубаху, покрывало - "саван" (у старообрядцев), нить - "жичку". Во имя этого ряд операций имел однодневный, "световой" характер: сев и уборка, снование, перемотка.
Особенно недопустимым считалось пренебрежение к запретам при сновании - процессе, который требовал большой осторожности и присутствия различных оберегов в виде острых предметов - игл, ножей, ножниц. Последствием нарушений одноднев-ности работы могла быть болезнь или порча сделанного. Сибирячки выбирали для снования легкие (вторник, среда), безветренные дни. Основанную пряжу хранили заплетенной в "плетень", который, как известно, являлся сильным оберегом от "нечистой " силы (не случайно сплетенными "наговоренными" поясами повязывались по талии от сглаза). Трудоемкое тканье по времени приурочивали к Великому посту, самым большим праздником во время которого, являлось Благовещение. При тканье работала система оберегов-заклинаний, применявшаяся и теми, кто ткал, и случайными свидетелями, нежелавшими "навредить" ткачихе.
Анализируя ритуальную практику сибирских крестьянок, связанную с возделыванием и обработкой льна, нельзя не видеть феноменальное сохранение элементов некогда присущего мировоззрению славян целостного подхода к миру, символизирующего единство созидательного начала. Сев, сбор урожая, прядение, снование и прочие женские работы на земле -имели небесные прототипы. Земные пряхи должны были выступать хранительницами чистоты нитей и сотканной ткани подобно девам (или деве) Судьбы, которые создавали небесные нити жизни и работали с тканью мироздания67. Этот один из самых древних законов можно увидеть в доживших почти до нашего времени элементах ритуальной практики сибирских крестьян, которым как будто была ведома эта связь. Ведь для мифопоэтического сознания "...каждый элемент внешнего мира был звеном в длинной цепочке, ведущей от реального мира в мир мифа, в мир богов"68.
В заключение возникает вопрос: с кем из божеств древних восточных славян можно было бы идентифицировать деву Судьбы? Очень вероятно, что этой богиней была Мокошь. На Европейском Севере имя Мокоши было широко известно еще в начале XX в., а связанные с ней верования имели отношение к женским работам, к пряже59. В Череповецком уезда Новгородской губернии под именем Мокоши был известен "нечистый дух" в образе женщины с большой головой и длинными руками, которая любила прясть по ночам оставленную без молитвы куделю60. Б.А. Рыбаков рассматривал ее как богиню плодородия, воды, покровительницу женских работ и девичьей судьбы61. В Западной Сибири людская память не сохранила этого имени, однако о стадиально раннем существовании такой богини свидетельствуют многие, связанные с льноделием, обычаи и обряды.
Из-за пестроты этнографического, конфессионального населения Приобья, где представители одной этнокультурной группы разбросаны не только по разным селам, но и районам, проведение ареальных исследований весьма затруднено. Это не исключает возможности изучения отдельных, разнокультурных групп восточнославянских народов региона. Загадочные "чалдоны", выходцы с мифического междуречья Чала и Дона, при всей их православности были хранителями многих дохристианских обычаев и обрядов, за что их нередко называли "чалдуны-колдуны". Именно в этой среде было много "знатких" людей, хотя тайные знания, передававшиеся из поколения в поколение, были доступны и прочим односельчанам. По-видимому, под их влиянием на юге Западной Сибири долго держались поверья о разгуле "нечистой силы" в определенное время года (на Святках, Масленку, Купалу); практиковали они с помощью чудодейственных слов (заговоров), что позволяло им управляться с домашними делами. Часть своих знаний они передавали российским переселенцам.
У россиян времен столыпинских переселений явственнее проглядывала ортодоксально-церковная основа, хотя для выходцев с разных земель России это справедливо в различной степени (для архангельских, вологодских - больше, для "хахлов" - меньше). Сочетание до- и христианского мировоззрений, при приоритетности второго, было характерно и для старообрядцев, которые придерживались принципа избирательности (не признавали "дурного глаза", шуликований, могли работать в праздники, за исключением самых значительных).
Относительно технологической обработки льна, его прядения и тканья следует сказать, что эти процессы были в русле славянской, общерусской традиции. Это подтверждает и существовавшая терминология (общеславянские термины - "кросна", "берды", "цевки"; восточнославянские - "навой", "набилки", "нитченки", "подножки"). Севернорусские черты хорошо прослеживаются у чалдонов и кержаков (чесание "шшэтью", прядение на "пресни-цах", "пресилках" и т.д.). Можно здесь увидеть и южнорусские элементы в виде обычаев закладного тканья62. Вообще же южнорусский вариант отчетлив у переселенцев из России - выходцев из соответствующих губерний. Это, в первую очередь, мыкание льна на гребне, использование ткацких станов без притяжного навоя, сложное тканье на двух подножках при двух основах и пр. Для изучаемого времени рано говорить о каком-то интенсивном влиянии северно-южнорусских традиций - оно только намечалось. Об этом свидетельствует тот факт, что пожилые информаторы хорошо помнят о прежних различиях в той или иной культурной группе, слияние которых, возможно, имело бы место, если бы не интенсивное влияние городской нивелирующей моды и политических событий века.