На фоне культурного многообразия русских старожилов и переселенцев из России к XIX - началу XX вв. своими песенно-танцевальными традициями выделяются жители с. Макаровка Кыштовского района Новосибирской области. Основу населения здесь составляют потомки старообрядцев Виленской, Витебской, Могилевской и некоторых других губерний России (ныне это территория Белоруссии), мигрировавших в Сибирь в 1907 - 1909 гг.1 "Были здесь не(ня) русские, - рассказывает о переселении жительница села, Филиппова Евдокия Федосеевна, - а мы понаехали, русские, взяли и повышали их. Ходоки ходили в Сибирь. Сходили, узнали, только тады поехали. Нас называли "киржаки-ли-шаки", а мы их "пячоная калика". В Бергуле у нас родственники из Виленской губернии, все мы с одного места".
Название "кержаки" новопоселенцы получили уже здесь на сибирских землях. По сообщениям пожилых людей, в Белоруссии их считали "русскими староверами" и называли "москалями". Переселялись, по всей видимости, семьями, поэтому до сих пор помнятся фамилии первых поселенцев - Филиппова, Парфенова, Яковлева, Федотова, Савостеева, Дудкина, от потомков которых и записан основной массив наших материалов*.
|
|
Собственно обрядовых песен в настоящее время в с. Макаровка не поют и не помнят, кроме двух, приуроченных к Масленице - "А разъезжает душа, добрый молодец", к Троице - "Как на етой на долинке". Зато хороводных и плясовых песен записано около 40. Это Дает основание предположить, что обрядовые действа, которые сопровождали календарные праздники, проявились, скорее всего, именно в хороводах2.
Среди жанров, относящихся к песенно-танцевальному фольклору, можно выделить два: хороводные и плясовые песни. Они
* Экспедиции в с. Макаровка Кыштовского района Новосибирской области состоялись в 1983,1984,1995 годах.
органично входили в русский народный календарь и исполнялись в течение года3.
Хороводные песни старообрядцы с. Макаровна, как и повсеместно в России, пели: зимой - от Рождества до Крещения; весной и летом - с Пасхи до Троицы.
К плясовым песням обращались в любое время года. Если плясовые песни не были строго приурочены к определенной дате календаря, то хороводные имели четкую временную привязку. "Изучение русских святочных увеселений показывает, что они состояли из игр и песен, которые могли исполняться в любое другое время, частично из игр, которые имели место только во время Святок"4.
Зимний цикл хороводов продолжался от Рождества до Крещения и включал, таким образом, период Святок. В это время прекращались все работы, и молодежь проводила вечера отдыха, где можно было познакомиться, выбрать пару по душе. Эти вечера макаровцы называли "вечёрками" (в отличие от "посиделок" или "супрядок", где совмещались работа и отдых). Новогодние "вечерки" отличались особой удалью и размахом. Вот, что рассказывает жительница села Е.Ф. Филиппова: "Если вечёрка собиралась (у) в праздник, то там господи..., там и старые, там и малые, там на печку залезут, там на лавку зайдут, только нам даденных круг плясать, а яны все смотрят на нас. И под гармошку танцевали, и под балалайку; скрыпач был, на гребенке играли, шумелки были"5.
|
|
Начинались святочные вечерки с хоровода "А мы сеяли, сеяли лен", затем исполнялся хоровод для знакомства "А и сам пойду ва Иван-город", дальше веселье в виде танцев продолжалось с гармонистом. Уставал гармонист играть, снова водили хороводы, играли в игры: "Сосед", "Фантики", "Золото хоронить", "Номера", "Ремяшок", "Разлучник". Очень любили игру в соседа: садились по парам, парень с девушкой. Ведущий спрашивал одного из участников игры: "Сосед соседку любит?" - тот отвечал: "Не люблю". "Ну, а кого любишь?" - "Ну вон тую", - показывал на девушку из другой пары. Девушка, сидящая рядом, менялась местами с той, на которую показывал парень. Игра продолжалась до тех пор, пока каждый парень не выбирал себе свою девушку. А вот как играли в игру "Золото хоронить": играющие садились в рядок, одного парня выбирали ведущим, другого - отгадывающим. Ведущий прятал "золото" (колечко) в ладони играющих со словами: "Хороню я золото, похораниваю. Мое золото пропало, чистым порохом запало, завеяло, замело, отгадай мышка у кого?". Отгадывающий, если угадывал, у кого спрятано "золото", садился на место спрятавшего. А тот шел голить. В процессе игры, таким образом, выявлялись и выражались симпатии молодежи друг к другу.
По тематике зимние хороводы ("караводы" по местной терминологии) можно разделить на трудовые и любовные с поцелуями или выбором пары. В некоторых случаях эти две темы сочетались или переплетались. Например, хоровод "А мы сеяли, сеяли лен", частично отражал трудовой процесс сеяния льна, его обработку. Этот процесс, кроме поэтического текста, отражен в пляске, в движениях рук танцующих. Любовная тема выражена тем, что парень выбирает себе девушку и танцует с ней посредине "каравода".
Сочетание темы труда и любви есть в хороводе "А мы просу сеяли". Тема труда отражена в поэтическом тексте, а любовная -прослеживается в тексте песни и игре участников. Парни и девушки становились в две линии. По окончании песни один из парней уводил девушку и ставил рядом с собой. Е.В. Гиппиус в комментариях к сборнику М.А. Балакирева "Русские народные песни" так пишет об аналогичном российском хороводе русского Севера: "Содержание песни не ограничивается одним только отображением трудовых процессов, оно отображает восточнославянские правовые, бытовые и брачные обычаи"6. А приуроченность песни к зимним святкам комментируется как особенность северных традиций: игровое действие, сопровождаемое песней, было приурочено в областях южнее Москвы к весенним земледельческим календарным праздникам, на севере - к зимним, святочным7.
К Рождественским хороводам относится и хоровод "А едит -ходит Фалимон". Он, как и хоровод "А мы просу сеяли", исполнялся двумя группами поочередно. Участники строились в две линии, при этом во время пения одна линия наступала на другую. "Двухрядное или двухлинейное построение, как и круговое, восходит к глубокой древности, оно отображало принадлежность участников игрища к двум общественным объединениям: двум родам, двум селам, двум улицам"8. Вопросно-ответная форма построения текста также характерна для линейных хороводов.
|
|
Хороводы на Рождество отражали трудовую жизнь крестьянства, а также готовили молодых к будущему супружеству - знакомили, помогали в выборе пары. Не случайно, после Крещения сразу начиналась подготовка к свадьбам, которые повсеместно справлялись на "мясоед" и "масляную".
Весенне-летний цикл хороводов начинался в первый день Пасхи и продолжался в течение недели. "Как станут проталинки, выйдем на бережок Тары и хороводимся", - рассказывают местные жители. Водили хороводы на Троицу, на Ивана Купалу. По тематике весенние хороводы тождественны зимним. Отличительной особенностью некоторых весенних хороводов является форма движения. Кроме круговых и линейных встречаются и орнаментальные: по спирали ("Заплятися, плятень"), сочетание змейки и круга ("А(и) вутка(й) шла"). В поэтическом тексте этих хороводов отражен древний образ "утки", "тетери", который в данном случае может рассматриваться как символ очистительной силы воды9. Подобные хороводы водились русскими в Латвии10 и в Поморье11, где свое название "утушных" получали по манере исполнения - "ходить утушкой". Орнаментальное движение спиралевидной формы носили заклинательный, обрядовый характер, который отражен в напеве устойчивой попевкой Н-D-Е, формы АА, строго организованной ритмически: Нотн. пр. N1
Тема труда и любви отражена в хороводах на Троицу - "Бояры, а мы к вам пришли" и "А мы просу сеяли". В хороводе "Бояры" сконтаминированы два напева "Бояры" и "Просу". Весной, кроме хороводов, водили "улошные" песни вдоль деревни: "Пахал мужик огород", которые по содержанию эротичны и связаны с продуцирующей магией. Основные формы движения участников - линии, круги, спирали - являются типичными для данного жанра песен.
Музыкальный стиль хороводных песен наиболее ярко проявляет себя в ладовом строении напевов. Лад - основа музыкальной речи, составляющая ее главную сторону - строго организованную звуковысотность12. Среди хороводных песен с. Макаровка можно выделить напевы двух типов: ангемитонные и диатонические. Как правило, в чистом виде эти напевы не существуют, в ангемитонных есть диатоника, а в диатонических - скрытая ангемитоника. В диатоническом напеве "Ай, что за городом царевич" скрытые ангемитонные трихорды F-G-B, еs-F-as составляют основу каденции. В ангемитонном напеве "А мы просу сеяли" есть диатоника С-D-Е, расположенная в срединном построении и в каденции напева. Весенние хороводы "А мы просу сеяли", "Заплятися, плятень", "А(и) вутка(й) шла", рождественский "Ай, сам пойду ва Иван-город" относятся к ангемитонным, т.к. последняя составляет основу всей попевочной структуры напевов. В напеве "Заплятися, плятень" лад сцеплен двумя трихорда-ми13 Н-D-Е, А-D-Е в кварте и квинте с опорным тоном D посредине. Амбитус напева секста G-E:
|
|
Нотн. пр. N2
Напев "А мы просу сеяли" - это трихорд в кварте Н-D-Е с боль-шесекундовым вводным тоном (А)14. Амбитус - секста с переливчатой II ступенью лада. Нотн. пр. N3
Лад хоровода "А(и) вутка(й) шла" построен на сцеплении трех трихордов: b-des-es, b-c-es, с-еs-f с опорным тоном b и еs. Переливчатая III ступень - результат расширения каденционной попевки.
Рождественский хоровод "А(й), сам пойду ва Иван-город" сочетает диатонический запев и ангемитонную каденцию, состоящую из трихордов Fis-H-cis, E-Fis-H с опорным звуком Fis. Амбитус - секста Е-С.
Из приведенного анализа можно сделать вывод, что в хороводных песнях весеннего цикла и части рождественского преобладают трихордовые ладовые структуры, которые свойственны наиболее архаическому слою календарно-земледельческих песен16.
В исследовании ладовых структур решающую роль играет совокупность попевочных элементов и их выразительные свойства16. Для выявления их необходимо ввести термины: интонационные постоянства, интонационная доминанта. Рассмотрим одну из таких доминант: зачин песни "А мы просу сеяли" в порядке ее опубликования: Нотн. пр. N4
Сравнивая интонационность зачинов, можно сделать вывод о довольно устойчивом сохранении на протяжении двух веков интонационной доминанты Н-D-Е. Ее нетрудно обнаружить и в других песнях весеннего цикла с. Макаровна: Нотн. пр. N5
Поскольку интонационная доминанта - есть устойчивая попевка в определенной ладовой структуре, характеризующая определенный музыкальный стиль устной традиции, несущая смысл и функцию песни-действа, можно сделать вывод, что попевка Н-D-Е - есть семиотический музыкальный знак определенного обряда-действа21. В нашем случае он (знак) связан с образом "утки", "тетери" как очистительной силы воды22.
Плясовые песни с. Макаровка в своей основе представляют общерусские варианты плясовых песен, распространенных как в центральных, так и северных областях. Как отмечалось выше, они бытовали на вечерках, посиделках, супрядках, а также на свадьбах.
Летом их исполняли на открытом воздухе. В советское время эти песни пелись в домах, клубах. Для с. Макаровка характерна такая разновидность плясовых песен, как "крутухи" (по местной терминологии).
Свое название "крутуха" или "крутенька" получила от основного движения танцующих - перекручивания в парах (парень брал девушку под руку и они вдвоем вращались на одном месте). В с. Макаровка нами записано шесть вариантов "крутух". Отметим, что такое же название имеют сходные белорусские плясовые песни. Структурно зафиксированные плясовые песни подобны "крутенькам", "круталям" русских Латгалии23 (территория современной Прибалтики). В 1995 г. нами изучена пляска "Хороша наша деревня", сочетающая плясовые и хороводные элементы. Участники становились линиями и передвигались поочередно друг к другу, образуя своеобразное закручивание. К плясовым песням относятся кадрили и, как вариант круговой кадрили, "Сибирочка".
По тематике плясовые песни перекликаются с хороводными. Преобладающей является тема любви, взаимоотношений между молодыми людьми, любовная тоска и радость встречи с любимым, а также шутка, юмор. Тексты плясовых песен содержат большое количество строф, встречаются контаминации различных сюжетов: так, в крутухе "При (в)далине куст малиновый стоял" сюжет о соловье, посаженном в клетку, соприкасается с сюжетом на любовную тематику.
Плясовые песни, записанные нами в с. Макаровка, являются органичным продолжением жанра хороводных и составляют единый пласт русского народного музыкального творчества. Песенно-танцевальная традиция старообрядцев с. Макаровка Кыштовского района Новосибирской области свидетельствует о достаточно однородном этнографическом составе этих переселенцев из Белоруссии. Данные фольклора дают основание предполагать, что "белорусские кержаки" по своему происхождению являются русскими с северными и северо-западными корнями (Новгородская, Псковская губернии). Отдельные элементы песенного творчества роднят их с Центральной Россией. Какое-либо значительное влияние со стороны сибиряков-старожилов нами не отмечено. Следует особо подчеркнуть архаизм музыкального строя, мелодики песенно-танцевального фольклора, что в будущем может дать ценнейший материал для реконструкции древних русских образцов музыкального творчества.
Приложение
N1. "А(и) вутка(й) шла" (хоровод)
Орнаментальный хоровод-игра. "Водили" на второй день Пасхи. Исполняли: "Днем на улице, возле Тары по бережку ходили". Хоровод водили женщины.
Начинается хоровод так: две девушки становятся рядом друг с другом, лицом в одну сторону (рис. 1, а)*; берутся за руки, образуя "воротца". Девушка, стоящая слева, берет правой рукой (кисть в кисть) левую руку соседки. Сцепленные руки подняты вверх, свободные руки опущены вниз.
Остальные участники хоровода становятся друг за другом и берутся за руки (кисть в кисть). Ведущая ("Вутка") подает левую руку соседке, стоящей сзади. А та сцепляется с ней правой рукой. В таком порядке выстраиваются все участники (см. рис. 1, а).
Переем фигура. Исполняется на первую строфу (зачин). Девушки, образующие "воротца", стоят на месте. Остальные начинают двигаться вперед за "вуткой" против часовой стрелки из-за спины стоящих в воротцах (рис. 1, а). Шаг простой, свободный. Ведущая изображает утку, а остальные - утят, переваливаясь с боку на бок.
Участники обходят воротца по кругу, сзади и двигаются до тех пор, пока все участники не выйдут к воротцам (рис. 1, б).
Вторая фигура (конфликтная). Проход через воротца и отнятие последнего утенка. Исполняется на вторую строфу (припев). С началом второй строфы (припева) участники начинают двигаться через воротца пригибаясь. Характер движения меняется, шаг учащается и равен восьмой, что соответствует изменению характера музыки, размер 2/4, ритм ровный. "Вутке надо пригнуться, могут и по затылку дать" (рис. 1, в).
Перед последним утенком "ворота закрывались", т.е. девушки, стоящие в воротах, опускали руки вниз, останавливая "утенка". Последний участник отделялся от группы идущих. Его брала за руку девушка, стоящая в воротцах, и отводила в сторону. Он, таким образом, оказывался в одном ряду с воротцами (рис. 1, г).
После этого хоровод повторялся. Дальнейшее движение хоровода шло по кривой сзади и перед воротцами. Хоровод продолжался до тех пор, пока всех "утят" (участников) не "украдут".
* Здесь и далее элементы схем хоровода обозначают следующее: большая дуга - участница хоровода; уголок - участник хоровода; малая дуга -руки водящих хоровод.
Рис. 1. Схема хоровода "А(и) вутка(й) шла".
1. "А(и) вутка(й) шла"
1. «А(и) вутка(й) шла»
А(и) вутка(й) шла по бережку
И серад па крутому.
Дятей вела за сабою:
И старшева, меньшева,
Сяреднева, большева.
Ах, ути, ути, ути,
Ути, некуды войти.
Чтобы в лес, чтобы в лес,
Чтобы детушек увесть.
Чтобы Олива ряка
Патапила утят.
Палетела утя
За новые ворота.
N2. "Заплятися плятень" (хоровод)
Орнаментальный хоровод. Пели на Пасху на второй день. Исполняли днем на улице. "Водили" женщины и мужчины.
Первая фигура. "Заплетание". Участники становятся линией или полукругом, берутся за руки, лицом в одну сторону. Руки сцеплены, опущены вниз (или на уровне пояса) (рис. 2, а).
Заплетаться можно было в любую сторону, с любого конца хоровода. В основе хоровода - простой шаг или переменный. На одном конце хоровода - "вожатый", а с другого - "ворота" (два последних участника, которые поднимают соединенные руки вверх).
С началом песни ведущая начинает двигаться вперед в сторону "ворот" по кривой, увлекая за собой хоровод. Все участники следуют за ведущей, кроме тех, которые образуют ворота (рис. 2, б).
Подойдя к воротам, ведущая наклоняется вперед и проходит через "ворота", а за ней и все остальные. Выйдя за "ворота", все выпрямляются.
Рис. 2. Схема хоровода "Заплятися, плятень".
Хоровод продолжает двигаться по кругу в новые ворота, образованные вторым и третьим участниками рядом с предыдущими "воротами" (рис. 3, а).
Предпоследний участник хоровода, стоящий в воротах, поворачивается вокруг себя, не расцепляя рук. После поворота правая рука, сцепленная с левой рукой партнера, кладется на левое плечо, "ворота закрываются", образуется петля. Левая рука образует новые ворота со следующим участником, т.е. ворота перемещаются. После этого хоровод двигается в новые ворота (рис. 3, б).
Новые ворота появляются после поворота предпоследнего участника вокруг себя. Ворота постоянно перемещаются. С каждым новым проходом через ворота спираль уменьшается. Самый маленький виток делает последний участник.
Две первых строфы (или первая часть заплетения) повторялись несколько раз, в зависимости от количества участников.
Вторая фигура. "Расплетание". Начинается со слов "Расплятися...". Все участники стоят "заплетенными", т.е. у каждого правая рука сцеплена с левой рукой партнера и лежит на своем левом плече (рис. 3, в).
Расплетание идет в обратном порядке. Расплетаться начинает ведущий (вожатый). Он поворачивается вокруг себя влево (раскручивает петлю) (рис. 3, г).
Затем раскручивание начинается со следующего участника, стоящего справа от ведущего. Он начинает "раскручиваться", т.е. поворачиваться влево вокруг себя, образуя "воротца" со следующим партнером, стоящим справа, в момент поворота увлекая последнего в ворота. Это повторяется дальше, и в воротца увлекаются следующие участники (рис. 3, д).
Раскручивание (расплетание) продолжается до тех пор, пока все участники расплетутся и встанут в исходное положение как в начале хоровода. При раскручивании каждый виток спирали становится больше.
2."3аплятися. плятень"
Заплятися, плятень, заплятися,
Ты завейся, труба золотая,
Завернися, лента шелковая.
Что на свете сера вутычка
Патапила малых детушек.
Что са ёту са патухи,
Что са яснай сахранности.
Расплетися, плетень, расплетися,
Ты развейся, труба золотая,
Развернися, лента шелковая.
Что на свете сера вутычка,
Патапила малых детушек.
Что са ёту са патухи,
Что са ясный сохранности.
Рис. 3. Схема хоровода "Заплятися, плятень".
2. "Заплятися, плятень"
N3. "А мы просу сеяли"
Двухлинейный хоровод исполняли на Рождество (описание Филипповой Е.Ф.), на Троицу, Пасху. Пели парни и девушки в избе, на вечёрках, весной - на лужайках, в поле.
Первая фигура. Парни и девушки становятся в две линии. Первая линия начинает двигаться со слов "А мы просу сеяли", а вторая стоит на месте (рис. 4).
Первая линия наступает на вторую и проходит половину пути до второй линии. Заканчивает двигаться со словами "сеяли". На припев "ой, лели" двигается обратно (рис. 5).
Вторая фигура. На вторую строфу "А мы просу вытопчим" вторая линия идет навстречу первой и проделывает тот же путь. И так - до конца песни.
Рис. 5. Схема хоровода "А мы просу сеяли".
3. "А мы просу сеяли"
3. "А мы просу сеяли"
- А мы просу сеяли, сеяли,
Ой, лёли, лёли, сеяли, сеяли(а).
-А мы просу вытапчим(ы), вытапчим,
Ой, лёли, лёли(а), вытапчим(ы), выта(о)пчим.
-А чем жа ш вы вытапчете, вытапчете,
Ой, лёли, лёли, вытапчате, вытапчате(а)?
-А мы коней выпустим(ы), выпустим,
Эй, лёли, лёли(я), вьшустим(ы), выпусти(а)м.
-А мы коней зловим(ы) жа, зловимж(а)
Эй, лёли, лёли(я), зловим жа, зловим(ы) жа.
-А чем жа ш вы зловити, з(ы)ловити,
Эй, лёли, лёли, зловити, зловити(а)?
-А мы шелкавым невадам(ы), невадам,
Эй, лёли, лёли, невадам(ы), нева(о)дам.
N4. "А мы сеяли, сеяли лен"
(Записано со слов Филипповой Е.Ф.)
Круговой хоровод с танцующей парой посредине. Танцевали парни и девушки на вечерках в избах.
Участники становились лицом в круг, взявшись за руки.
Первая фигура (1 строфа). С первого по третий такты все стояли на месте и притопывали три раза правой ногой на сильную долю такта. С четвертого по шестой такты двигались по ходу часовой стрелки простым или шаркающим шагом и руками имитировали сев льна. Одновременно один из парней брал "девку с круга" и выводил ее в центр хоровода.
Вторая фигура. Со слов "чубатами" до слов "белый" хоровод останавливался, и все участники пританцовывали на месте, а пара в центре тоже начинала танцевать: парень вприсядку, а девушка вокруг него "дробью шла".
Третья фигура. Со слов "белый" и до конца строфы участники останавливались и, с поворотом вправо, дважды поднимали и опускали руки в такт музыке. На словах "лен и зиляной" одновременно со взмахом рук вниз, перед собой, топали правой ногой.
Вторая строфа "мы пололи, мы пололи белый лен" исполнялась также, как и первая (повторение 1 - 3 фигур).
Четвертая фигура (3 строфа). Исполнялась на строфу "А мы стлали, мы стлали1 белый лен" и, по описанию Филипповой Б.Ф., называлась "стлать лен". Участники, согнувшись, выбрасывали руки вперед от себя и вправо, а затем, при обратном ходе рук, потряхивали кистями, имитируя расстилание льна. Со слов "чуба-тами" хоровод повторял вторую и третью фигуры.
Пятая фигура (4 строфа). "Подымали, подымали белый лен..." Исполнители "подымали" лен. Наклонившись вперед, каждый участник хоровода сначала размахивал руками, а затем, имитируя движения серпом, поднимал и подкидывал лен. Со слов "чубатами" снова повторялись вторая и третья фигуры хоровода.
Описание этого же хоровода со слов М.К. Савостеевой.
1 строфа: "А мы сеяли, сеяли лен". Участники имитировали сеяние льна, разбрасывали его поочередно левой и правой рукой.
2 строфа: "Мы пололи, мы пололи белый лен". В согнутом виде участники хоровода "дергали" траву руками, пригибаясь каждый раз больше и больше.
3 строфа: "А мы рвали (или тягали), а мы рвали белый лен". Каждый участник захватывал двумя руками лен и выдергивал его, бросая за себя, делая поворот и выдвигая правую ногу вперед.
4 строфа: "А мы мяли, а мы мяли белый лен". Имитировались движения, которыми лен мяли - правая и левая руки двигались поочередно вверх и вниз.
5 строфа: "Мы тряпали, мы тряпали белый лен". Имитировалась работа, при которой лен треплют, при этом руки двигались в стороны.
6 строфа: "А мы пряли, а мы пряли белый лен". Участники двигали руками сверху вниз и в правую сторону, как бы тянули нитки и отправляли их от кудельки на шпулю. Показывали, как левая рука вытягивала, а правая отправляла на шпулю.
7 строфа: "А мы ткали, а мы ткали белый лен". Участники двигали руками к себе, а кисти их рук проделывали хватательные движения.
8 строфа: "А мы шили, а мы шили белый лен". Левая рука держала полотно и прижимала его к талии, а правая делала стежок с выворотом кисти. Во время стежка полотно как бы подводилось, а нитка вытягивалась.
9 строфа: "Мы пошили, мы пошили белый лен". Руки участников двигались сверху вниз, имитируя одевание одежды.
4. "А мы сеяли, сеяли лен"
4. "А мы сеяли, сеяли лен"
А мы сеяли, сеяли лен(ы)
А мы сеяли, пригаваривыли, да,
Чубатамы приколачивали, да.
Ты удайся, удайся, лянок,
Ты удайся, мой былый кужалек.
Что мой лен,
Правый лен,
Права на гары,
Права на крутой,
Лен и зиляной.
N5. "А(й), что за городом царевич"
Круговой хоровод-игра. Водился на Рождество. Водили парни и девушки.
Парни и девушки становились в круг, брались за руки. С началом песни хоровод начинал двигаться, а кто-либо из девушек становился в круг. За круг выходил парень с плеткой. На словах "Открывайте ворота" парень опять входил в круг, подходил к девушке и, со словами "пацалует царевну", - целовал девушку.
5. "А(й). что за городом царевич"
Ай, что за городам(ы) царевич, царевич.
А ва горади царев(ы)на, царев(ы)на.
Как царевна царевича манула, манула.
Шелкав(ы)м(ы) платком(ы) махнула, махнула.
Открывайте, баяры, вароты, вароты.
Заезжаит царевич ва горад, ва горад.
А яшчо ли таво паближи, паближи.
Абнимаит царевич царевну, царевну.
А яшчо ли таво пакреп(ы)чи, пакреп(ы)чи.
Пацалуит царевич царевну, царевну,
А яшчо ли таво пасладши, пасладши.