double arrow

Причины недостоверности сообщений


Как при установлении ошибок в тексте, так и при установлении неверности и неточности в сообщениях письменного источника, необходимо знать причины, вызывающие недостоверные сообщения. Основными из этих причин являются следующие:

1)Неполное и неточное наблюдение события, о котором говорит автор источника. Каждое историческое событие излагается в источнике на оснований наблюдений одного или: нескольких лиц. Полнота и точность наблюдения обусловливают, наряду с другими причинами, с которыми мы познакомимся ниже, полноту и точность сообщения источника. Например, провокатор наблюдает нелегальное собрание революционеров; от того, насколько точно он определил количество присутствовавших, расслышал речи выступавших ораторов и воспринял внешность неизвестных ему лиц, — зависит точность и полнота его сообщения охранному отделению, и точность и полнота сообщения охранного отделения департаменту полиции. Наблюдение может быть и коллективным, когда, например. два жандармских унтер-офицера вместе наблюдают и представляют совместный доклад жандармскому управлению о ходе забастовки. Наконец, источник может быть составлен на оснований ряда самостоятельных наблюдений разных лиц, например, докладная записка охранного отделения о маевке может быть составлена на оснований донесений нескольких провокаторов, филеров, жандармских унтер-офицеров и т. д. Но во всех зтих случаях основой сообщения источника об определенном событии является наблюдение, и от того, насколько оно полно, в с е сторонне и точно, зависит и достоверность сообщения источника.

2) Неточная передача имевшего место наблюдения выражается не только в ошибках в тексте, но и в пропуске некоторых моментов события (провалы в памяти или сокращение в изложении наблюдения), в непроизвольном перепутывании отдельных фактов, в неточной передаче наблюдения и т. п. Например, провокатор в своем докладе охранному отделению излагает то, что осталось в его памяти после нелегального собрания, притом то, что он считает наиболее важным; ряд весьма важных моментов он упускает или потому, что забыл их, или они, сего точки зрения, казались маловажными; некоторые выступления ораторов остались для него непонятными и поэтому передаются совершенно неправильно; он мог перепутывать факты и приписать речь Иванова Петрову, речь Петрова — Андреевой и т. д. Все эти неточности и ошибки войдут в документы, составленные на оснований данного донесения. Общим правилом является утверждение, что передача наблюдения тем более точна, чем ближе она ко времени наблюдения и чем более совершенна память наблюдателя. Поэтому, например, репортеры и секретарь, ведущий протокол собрания, записывают свои наблюдения в момент наблюдения. Особенно же много ошибок встречается в передаче наблюдений в мемуарах, в которых авторы весьма часто перепутывают даты и последовательность событий, действовавших в отдельных событиях лиц, пропускают весьма существенные моменты в событиях и т. д.

3) Неспособность к правильному наблюдению является весьма распространенным явлением, Выражается она в неспособности расчленять наблюдаемое событие на отдельные факты, вследствие чего от наблюдаемого события остается смутное общее представление, или же в неспособности объединять наблюдаемые отдельные мелкие факты в общее представление, вследствие чего от наблюдаемого события в памяти наблюдателя остаются несвязанные между собою мелкие факты, мелочи. Например, наблюдая вооруженное восстание, в памяти одного наблюдателя остается смутное представление о выстрелах, толпах народа и крике, в памяти же другого — встреча с товарищем на углу Садовой ул. и Невского проспекта, разговор с женой на квартире и пробитие окна квартиры пулей.

Следствием неспособности к наблюдению событий является то, что масса участников исторических событий не имеют о них правильного представления.

4) Неспособность к правильному изложению своих представлений встречается также весьма часто и выражается в том, что человек, имеющий отчетливое представление о каком-либо событии, которое он наблюдал, не в состоянии выразить сколько-нибудь связно свое представление ни устно, ни письменно, или, как говорят эти лица, „они знают, но не могут выразить слова ми“ то, что знают. Это явление обычно встречается у малограмотных и малоразвитых лиц, не имеющих достаточного опыта в правильном изложении своих мыслей, поскольку последние выходят за пределы их ежедневной жизни, или не знают (не имеют) слов для выражения определенных понятий.

5)Недостаточное знание фактов — весьма частое явление в источниках и выражается в том, что автор источника излагает события, политические взгляды и т. п., с которыми он плохо знаком или в которых он совершенно не разбирается. В научной литературе мы каждый день встречаемся с произведениями „поверхностными“, „халтурными“ и т. п., в которых авторы говорят о вещах, о которых они только слышали и читали мимоходом (например, профессор трактует в своих произведениях о марксизме без того, чтобы быть знакомым хоть с одним из произведений Маркса и Энгельса). Это же явление встречается на каждом шагу в актах, когда, например, районный исполнительный комитет рассылает циркуляры по сельским советам с изложением взглядов советской власти на коллективизацию сельского хозяйства без того, чтобы предварительно ознакомиться с соответствующими постановлениями высших органов; или когда губернский совет профессиональных союзов представляет высшим профсоюзным органам доклад о ходе социалистического соревнования без предварительного собирания необходимых материалов. В канцеляриях применяется даже особый термин — брать сведения „с потолка“ — для выражения понятия об изложении фактов, которые авторам источника неизвестны или недостаточно известны.

6) C изложением недостаточно известных фактов тесно связана сознательная выдумка или ложь. Она имеет место во всех группах письменных источников, но особенно часто встречается в публицистике, когда репортеры газет выдумывают сообщения (на пример, об ужасах в СССР или о похищении Кутепова чекистами в Париже), дают отчеты о театральных представлениях, собраниях, демонстрациях и т. п., на которых они не присутствовали и т. д. В актах ложь встречается особенно часто в показаниях подсудимых, скрывающих свои действия, освещающих их неправильно и желающих ввести следственные и судебные власти в заблуждение. Не менее часто ложь встречается в различных отчетах, в которых учреждения и организации приписывают себе действия и достижения, которых нет в действительности. В провокаторских донесениях провокаторы, боясь лишиться заработка, излагают выдуманные ими факты. Офицеры, генералы и пр. приписывают в официальных донесениях себе, своим друзьям и покровительствуемым лицам подвиги, не имевшие места.

В мемуарах автор выдумает факты, которые не имели места и которые должны прославить автора и его друзей и выставлять в нехорошем виде его врагов.

7) Скрытие или замалчивание фактов — оборотная сторона выдумки или лжи. Оно имеет место также во всех группах письменных источников. В газетах замалчиваются достижения врагов (например, буржуазные газеты и журналы замалчивают успехи социалистического строительства в СССР), поражения на фронтах во время войны, мятежи в колониях и войсках, крестьянские восстания и т. д.

В мемуарах автор скрывает позорное в своем прошлом и многое хорошее в действиях своих врагов. В своих показаниях при допросах подсудимые и свидетели скрывают многое из того, что они знают. В отчетах о своей работе учреждения и организации скрывают свои ошибки и преступления. В научных работах замалчиваются достижения научных и политических противников автора (например, буржуазные ученые долгое время игнорировали марксизм).

В литературных и театральных рецензиях авторы замалчивают достижения в деятельности и работе своих личных неприятелей.

Преувеличения и преуменьшения фактов и их значения вызываются не только неправильным или односторонним наблюдением и недостатками памяти, но являются и результатом сознательного или бессознательного расчета. Автор источника преувеличивает факты и их значение, если это в его личных или классовых интересах, в противном же случае склонен их преуменьшать. Подобные явления мы также можем ежедневно наблюдать в публицистике, мемуарах и актах. В обыденной жизни оно называется „раздуванием чего-либо“ и „смазыванием чего-либо“.

Например, достаточно указать, как буржуазные газеты раздували значение переселения из СССР в 1929 г. нескольких тысяч немцев-менонитов и ошибки отдельных партийных организаций при проведении коллективизации сельского хозяйства и как, с другой стороны, некоторые организации (например, бакинская организация АКП(б) до лета 1929 г.) смазывали свои ошибки, выразившиеся в зажиме самокритики, в отказе от ограничения зксплоататорских тенденций кулачества и т. п.

9) Извращение фактов выражается в том, что имевший место факт излагается и освещается неправильно. Например, Н. Бухарин в статье „Политическое завещание Ленина“ приводит из работ В. И. Ленина отдельные цитаты, вырывая их из общего контекста, и дает им совершенно другое толкование и смысл, чем эти цитаты имеют в работах В. И. Ленина. Такое неправильное толкование вырванных из общего текста отдельных цитат — весьма распространенное явление в политической жизни, и путем такого цитирования можно приписать любому человеку какие угодно взгляды. Э. Бернштейн путем такого цитирования сумел даже К. Маркса и Ф. Энгельса превратить в бернштейнианцев!.. Такое же извращение взглядов друг друга мы встречаем в выступлениях политических противников на съездах и собраниях (например, выступления Г. Плеханова на IV съезде РСДРП против национализации земли), а также в научных работах. Далее, извращение фактов имеет место, когда единичный случай (исключение из правила) представляется, как общее явление (правило), и, наоборот, общее явление представляется, как единичньїй случай; например, когда из того, что отдельный судебный работник привлекается к ответственности за взятку, выводится, что взяточничество — всеобщее явление в судебной практике данной страны.

Извращение фактов может быть сознательным, когда автор источника намеренно, в своих классовых или личных интересах, извращает факты, и несознательным, когда извращение фактов производится автором вследствие непонимания данного явлення, идеи или т.п.

10)Патологическое состояние автора является причиной неверных сообщений, когда автор вследствие галлюцинаций, слишком развитой фантазии, навязчивых идей, самовнушения, страха, сильного горя, воздействия психологии масс и т. д. не в состоянии отделить впечатлений, полученных от наблюдения событий, от представлений, возникших в его мозгу вследствие болезненного состояния организма. В таких патологических случаях стирается граница между действительностью и фантазией, при чем и явлення, наблюдаемые в действительности, могут быть восприняты совершенно неверно. Например, матери кажется, что плачет ее умерший ребенок, суеверному мерещатся в темноте дьяволы, путешественнику пень возле дороги кажется разбойником и т. д. Особенно богаты неверными сообщениями, вследствие патологического состояния автора, средневековые источники, в которых появление дьяволов, ведьм, ангелов, их действия и разговоры не всегда являются сознательной ложью, а часто результатом галлюцинаций, массового помешательства и т. п. патологических явлений.

11) Внешнее воздействие на организм и психику вызывало неверные показания подсудимых и свидетелей не только тогда, когда применялись пытки, и в результате пыток или под угрозой пыток, человек показал все, что было угодно следователям. Внешнее воздействие на организм и психику имеет место всегда, когда человек, боясь тех или других лишений (например, потерять службу, доверие и расположение близких ему лиц, стать голодным попасть в тюрьму или ссылку, и т.п.), желая приобрести известность, сделать карьеру и т. д., или по уговору отдельных лиц, — говорит и пишет не так. как представляются ему отдельные явления и факты, а так, как это принято в данном общественном классе, или как приказывает наниматель данного лица (редактор газеты, банкир, государственная организация и т.п.) Такая продажность ученых, публицистов, чиновников, общественных деятелей и т. п. существовала во всяком классовом обществе и имеет широкое распространение и в настоящее время. Таким образом, значення внешнего воздействия на организм и психику автора источника ни в коем случае не следует преуменьшать, тем более, что пытки при допросах в уголовной и политической полиции применяются и в настоящее время во всех капиталистических странах, а воздействие близких лиц на психику даже крупных писателей (например, на Марка Твена) известно всем.

12) Цензура, существующая во всех государствах, или в виде предварительной цензуры, или в виде законодательства о печати, часто не дает возможности автору источника говорить то, что он желает, и так, как представляются ему описываемые явления. В этом отношении, в качестве примера, достаточно ссылаться на рабочую легальную печать в России до революции 1917 г. и на печать во всех воюющих государствах во время империалистической войны 1914–1918 годов, когда о некоторых явлениях совершенно нельзя было писать, а о других писалось особым, „эзоповским“ языком. Кроме цензуры государственной, существовала и существует везде еще цензура издательская, когда редакторы журналов, газет и издательств по своему усмотрению сокращают, изменяют и извращают сообщения автора.

Такие сокращения, изменения и извращения сообщений автора состороны государственной и издательской цензуры и необходимость „выражаться цензурно“, т.-е. так, как это позволяется государственной властью, не могут остаться без влияния на достоверность сообщений источника.

Таковыми же, как причины недостоверных сообщений письменных источников, являются причины недостоверных сообщений в других источниках, устно или путем изображений передающих те или другие события и факты. Так, например, правильность и достоверность сообщений сказок, народных песен, картин, скульптурных произведений, надписей и т.д. зависит от точности и правильности наблюдения и передачи. И в этих источниках могут встречаться ложь, выдумка и т.д. Однако, во всех зтих источниках следует учесть особенность оформления и передами сообщений и ту цель, которую они преследуют.

Кроме того, при последующих передачах, сообщения первоисточника подвергаются изменениям, появляются новые ошибки, неправильности и искажения в сообщениях. Громадное большинство ошибок и искажений в сообщениях производных источников объясняется теми же причинами, которые указаны выше, если только они не являются простыми ошибками в тексте, о которых говорилось в главе 29-ой.

ЛИТЕРАТУ P А указана в главе 34-ой.


Сейчас читают про: