double arrow

О различии между первостепенными и второстепенными учениями см. во введении

Во Втором послании Иоанна (ст. 10,11, где запрещается принимать лже-учителей) содержится, пожалуй, самое жесткое утверждение во всем Новом Завете: «Того не принимайте в дом и не приветствуйте его; ибо приветствую-щий его участвует в злых делах его». Однако следует отметить, что подобный посетитель учит серьезной ереси о личности Христа, а такая ересь мешает людям обрести спасительную веру. (Иоанн говорит о тех, кто не пребывает «в учении Христовом», и о тех, кто «не имеет Бога»; ст. 9.) Более того, здесь говорится о лжеучителях, а не обо всех людях, придерживающихся ложных веро-ваний; о тех, кто приходит «и не приносит сего учения» (ст. 10; ср. со ст. 7: «Многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, при-шедшего во плоти»). В отношении такихлюдей Иоанн даже употребляет ело-во «антихрист». Наконец, то приветствие, которое Иоанн имеет в виду, явля-ется официальным приветствием церкви, и может создаться впечатление, что приветствующий разделяет подобное учение, поскольку речь идет о странству-ющих учителях, которые приходят не в частные дома, а обращаются к церкви в целом.

Похоже, христиане обязаны покинуть церковь и присоединиться к дру-той или создать новую лишь в том случае, если доктринальное заблуждение настолько серьезно и всепроникающе, что прежняя церковь стала ложной и больше не является частью тела Христова. Такая церковь — это уже не обще-ние истинных верующих, не истинная часть тела Христова и не то место, где верящие в ее учение обретают спасение". В таком случае те, кто отделяется, могут сказать, что на самом деле они не покинули истинную церковь, так как сами являются истинной церковью, что бывшая церковь сама покинула их, впав в заблуждение.

10См.: John Stott, The Epistles of John, TNTC (London: Tyndale Press, 1964), pp. 212-215.

11 Сказав, что даже «самые чистые церкви под небом подвержены отклонениям и ошибкам», Вестминстерское исповедание веры добавляет: «и некоторые из них настолько пали, что совсем перестали быть Христовыми церквами, но превратились в синагоги сатаны» (25.5).

Тем не менее, когда проявляются серьезные доктринальные отклонения, но при этом отделение не является абсолютной необходимостью, многие хри-стиане могут решить выйти из церкви еще прежде, чем она станет ложной. Например, если еретический взгляд на первостепенные учения (такие, как учение о Троице, о личности Христа, об искуплении, воскресении и т. д.) раз-деляется человеком, который возглавляет церковь; при этом он не подвергает-ся дисциплинарным мерам и не исключается из общения. Или если церковь публично одобряет серьезные доктринальные или моральные заблуждения (напр., включает доктринальное заблуждение в церковный символ веры). Од-нако другие христиане могут решить, что отделение в таких случаях не явля-ется мудрым решением, и выскажутся в пользу молитвы и труда ради возрож-дения и реформирования внутри самой церкви; они могут предложить пуб-лично выразить несогласие с доктринальными ошибками, признанными этой церковью. В любом случае и те, кто принимает решение остаться, и те, кто принимает решение выйти из церкви, должны осознавать, что Бог может при-зывать разных христиан на разное служение, а потому решения также могут быть разными; так что мы обязаны предоставить другим значительную сво-боду в поисках Божьей мудрости.

2. Вопросы совести. Христианин может принять решение отделиться от своей церкви, руководствуясь совестью. Например, если в церкви ограни-чивается свобода проповеди или учения в точном соответствии Писанию. Однако в данном случае требуются осторожность и великое смирение, так как личное суждение о Писании может быть неверным, особенно если этот человек плохо знает историю христианства и не советуется с другими веру-ющими.

Человек также может решить выйти из церкви, если здесь решающее вли-яние на все, что происходит, оказывают люди, которые не имеют никаких при-знаков спасительной веры; при этом он будет ориентироваться на 2 Кор. 6:14, где сказано, что мы не должны преклоняться под чужое ярмо с неверными. Но стоит обратить внимание на то, что в данном случае не предлагается ограни-чить общение с такими людьми и отказаться от их помощи (ср.: Лк. 9:50; так-же 3 Ин. 7); речь идет о том, что мы не должны позволять им контролировать наши действия и мешать жить в послушании Богу, — именно такие ограниче-ния подразумеваются в метафоре «преклоняться под ярмо».

Некоторые люди могут также решить уйти из церкви, если там пропове-дуется и практикуется небиблейское учение, чтобы не создалось впечатления, что и они поддерживают это ложное учение. Однако другие могут решить остаться в церкви и ясно высказать свое неодобрение.

В некоторых случаях необходимо покинуть деноминацию, если высшее руководство велит совершить нечто явно греховное (т. е. нечто, ясно противо-речащее Писанию). В подобном случае многие скажут, что покинуть деноми-нацию — это единственное средство избежать греховного поступка и греха неповиновения властям. Но можно привести много мест из Писания, где го-ворится, что можно не повиноваться властям, если ими предлагается нечто греховное (см.: Деян. 5:29; Дан. 3:18; 6:10), и при этом оставаться в своей церк-ви, если только вас не принудят покинуть ее.

3. Практические соображения. Христианин может принять решение от-делиться от своей церкви из практических соображений. Например, если труд ради Господа становится крайне неэффективным, поскольку внутри церкви встречается противодействие или потому что нет контакта с другими христианами в церкви. Кроме того, христианин может решить, что его при-сутствие в церкви принесет вред вере других христиан или оттолкнет неве-рующих от истинной веры. Трудясь ради изменения церкви, он может столк-нуться с серьезным сопротивлением руководства. В таких ситуациях необ-ходима усердная молитва и зрелое суждение, поскольку уход из церкви, особенно если человек был в ней уже в течение долгого времени или прини-мал участие в формировании структуры церкви, — это очень серьезный по-ступок.

4. Есть ли такие случаи, когда сотрудничество и личное общение могут быть прекращены? Когда именно христиане должны принимать более жест-кие меры, чем те, о которых говорилось выше, и осуществлять такой тип раз-деления, который мы назвали «никакого сотрудничества» или «никакого лич-ного общения»? Похоже, Писание требует, чтобы христиане проводили в жизнь принцип «никакого сотрудничества» только в том случае, если другая группа состоит из неверующих людей. Но и тогда разделение будет оправдано, толь-ко если эта группа неверующих участвует в контроле над тем ил и иным видом деятельности (именно это подразумевается в метафоре «преклоняться пол чу-жое ярмо» во 2 Кор. 6:14). Безусловно, может быть принято решение не со-трудничать с кем-либо и подругам причинам, однако и тогда речь может идти лишь о группе неверующихлюдей. Разумеется, противодействие со стороны других истинно верующих такой деятельности, например, как евангел изаци-онные кампании, рассматривается новозаветными авторами как стремление к расколу и отказ демонстрировать единство тела Христова12.

Третий, и самый жесткий, тип разделения — «никакого личного обще-ния» с членами другой церкви — в Новом Завете не оговорен. Такая крайняя мера может быть использована только в самых серьезных случаях — когда к тому или иному члену церкви применяются дисциплинарные меры, а не в слу-чаях разногласий между церквами.

Вопросы для самостоятельной работы

12 Большинство разделений среди протестантов, происшедших прежде и поддержи-ваемых сегодня, касались наименее ярко выраженных и не вполне четко сформулиро-ванных в Новом Завете учениях; таких, как формы церковного правления, природа при-сутствия Христа на Вечере Господней, а также события конца времен. (Многие добави-ли бы к этому списку еще и различия в обряде крещения.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: