Теория поэтапного формирования умственных действий

современная концепция обучения, нашедная широкое распространение, применение и при обучении радистов, телеграфистов и т.д. Согласно этой концепции умственное развитие, как и усвоение знаний, навыков, умений происходит путем интериоризации, то есть поэтапным переходом "материальной" (внешней) деятельности во внутренний (умственный) план, в план сознания. В силу этого обучение протекает поэтапно. На первом этапе обучаемые овладевают ориентировочной основой деятельности (ООД), то есть системой указаний о том, как выполнять различные действия. На втором этапе обучаемые самостоятельно выполняют реальные действия (например, манипуляции с техникой или ее заменителями – моделями, тренажерами, макетами, чертежами и т.п.). На третьем этапе эти действия проговариваются вслух; на четвертом – про себя. Применение т.п.ф.у.д. в практике обучения некоторых специалистов (телеграфисты и др.) дало ощутимый эффект. Большой вклад в обоснование и развитие теории внес П.Я. Гальперин и др.

Теория ролей (Дж. Мид и др.)

теории о ролевом поведении людей.

Теория символического интеракционизма (Дж. Мид, Г. Блумер)

теоретические взгляды на значимость в общении символов, жестов, мимики. Согласно т.с.и. поведение индивида определяется в основном тремя главными переменными: структурой личности (I), ролью (me) и референтной группой (self), что перекликается с теорией личности З.Фрейда.

Теория социального научения Роттера

теоретические взгляды американского психолога Дж. Роттера (J.В. Rotter) в рамках бихевиоризма. Согласно им каждая возможная альтернатива действия имеет определенный поведенческий потенциал (ВР), который зависит как от (1) силы ожидания (Е), что поведение Х в ситуации S1 приведет к подкреплению Ra, так и от (2) ценности RV подкрепления Ra в ситуации S1. Роттер представил его в виде формулы:

ВР х,s1,ra = f (E x, ra, s1 &RV a, s1), или сокращенно, BR = f(E&RV). Среди возможных в данной ситуации альтернатив действия имеет успех та, у которой выше поведенческий потенциал (ВР). Данная теория применена в практике социального научения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: