Теория социотехнических систем (Е. Тристон, T. Trist; К. Бэмфорт, K.Bamfort; и др.)

система научно-психологических взглядов, возникшая на основе цикла экспериментальных исследований английских психологов факторов повышения производительности труда шахтеров. Они пришли к выводам: технические и социальные факторы роста производительности труда тесно взаимосвязаны; в любой трудовой ситуации существует общая функциональная система – социотехническая; эта система является открытой и должна поддерживать для своего развития отношения с окружающей средой; проектирование производственного процесса должно включать выделение главной задачи социотехнической системы, определение границ системы, условий пограничного контроля и групповой регуляции работниками трудового процесса перехода "сырья" в "готовый продукт". Композиционный конвейерный метод, внедренный на шахтах Англии и давший высокий производственный эффект – аналог бригадного подряда в нашей стране. Анализ этого метода привел психологов к выводу: работники должны сами выбирать методы работы и гибко адаптироваться к требованиям среды и самой задачи; влиять на процесс выпуска продукции; группа должна иметь право изменять выходной продукт в критической ситуации, получать информацию о действительном положении дел, принимать решения до наступления серьезных негативных изменений.

Теория структурного баланса Ф. Хайдера

одна из когнитивных теорий, обьясняющая поведение человека его стремлением к сбалансированности и его потребностью поиска причин для обьяснения поведения другого, своих действий (концепция приписывания причин) на уровне житейской психологии. Центральная идея теории: дисбаланс вызывает в личности напряженность и одновременно актуализирует силы восстановления баланса. Поэтому анализ отношений индивида строится путем составления, прогнозирования возможного баланса и дисбаланса как в диаде, так и в триаде – Р-О-Х, где Р – воспринимающий субьект, О – другой субьект, Х – обьект. Взаимодействие этих элементов составляет когнитивное поле, и задача заключается в выявлении ситуаций, условий достижения баланса. На основе данного подхода проведено немало оригинальных исследований, в том числе в области массовых коммуникаций (Р – респондент, О – средство массовой информации, комментатор, Х – явление о котором идет речь).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: