(Тренинг развития личности в межличностном пространстве)
Этот вид тренингов своим появлением обязан известному социальному психологу Курту Левину, который работал над проблемами групповой динамики и социального действия. К. Левин разрабатывает свою теорию поля - жизненного пространства, под которым он понимает «совокупность сосуществующих и взаимосвязанных факторов, определяющих поведение индивида в данное время». Эта совокупность факторов охватывает и личность, и ее психологическое окружение, образуя единое психологическое поле. К. Левин впервые употребляет термин «групповая динамика».
Собственно Т-группы (тренинговые группы) берут свое начало в 1945 г. на занятиях лабораторным тренингом под руководством К. Левина. В 1947 году в США создается Национальная лаборатория тренинга.
Т-группы стали предшественницами большинства видов психологической работы с группами, которые объединяются у нас понятием «социально-психологический тренинг». Цели лабораторного тренинга обычно содержат следующие основные аспекты:
|
|
• развитие самопознания за счет снижения барьеров психологической защиты и устранения неискренности на личностном уровне;
• понимание условий, затрудняющих или облегчающих функционирование группы (таких, как размер группы и членство);
• постижение межличностных отношений в группе для более эффективного взаимодействия с другими;
• овладение умениями диагностики индивидуальных, групповых и организационных проблем - например, разрешение конфликтных ситуаций в группе и укрепление групповой сплоченности.
Различные направления Т-групп роднит между собой и общее понимание принципов и элементов групповой динамики, в понятие которой входят пять основных элементов: цели группы и нормы группы, структура группы и проблема лидерства, сплоченность группы и фазы ее развития.
Немаловажную роль в работе тренинговых групп играет обратная связь, которая предполагает получение информации от окружающих о том, как они воспринимают наше поведение. Такая информация часто открывает человеку то, что ускользает от его сознания, но очевидно для окружающих людей. Обратная
связь позволяет участникам группы корректировать неадекватный образ действий и вырабатывать более оптимальную стратегию поведения. Для того чтобы перестройка неэффективных стереотипов проходила в психологически безопасных условиях, участникам Т-групп предлагается возможность экспериментирования с собственным поведением в искусственно созданной среде, в атмосфере поддержки и доверия. Впоследствии приобретенный опыт можно использовать в реальной жизни. В этой возможности кроется одна из причин большой популярности Т-групп. Кроме того, участники тренинга получают от тренера необходимую психологическую информацию и приобретают такие навыки успешного общения, как описание поведения, коммуникация чувств, активное слушание и конфронтация.
|
|
В настоящее время в мире существует множество разновидностей Т-групп, порой смыкающихся с иными направлениями тренинга. Взяв свое начало из групп тренинга базовых умений, сейчас Т-группы разделились на три основных течения:
• общее развитие индивидуума (группы сензитивности),
• формирование и исследование межличностных отношений,
• организационное развитие - подход, в рамках которого специалисты работают над улучшением деятельности целых организаций путем оптимизации трудовых взаимоотношений.
В Т-группах при достаточной квалификации тренера участники приобретают ценные коммуникативные умения, опыт анализа меж- 1 личностных взаимоотношений и групповой динамики, начинают лучше осознавать собственные и чужие потребности, расширяют диапазон своих поведенческих возможностей, становятся более подготовленными к решению жизненных проблем, вырабатывают адекватную самооценку и становятся более восприимчивыми к чувствам других людей. Однако следует правильно соотносить выбранную форму тренинга с той целью, которой хотелось бы достичь, и использовать Т-группы избирательно.
Бихевиорально ориентированные группы (Б-группы). (Тренинг жизненных умений)
В западной психологической традиции основоположником научного бихевиоризма считается русский ученый И. П. Павлов, но отечественные психологи упорно выдвигают вперед имя Джона Уотсона, считая, что И. П. Павлов вовсе не был бихевиористом и что Д. Уотсон, обосновывая свое учение, сузил и исказил его идеи.
Бихевиоризм неоднократно характеризовался как вульгарно-механистический, антигуманный подход, полностью лишенный внимания к движениям тонкой человеческой души. Однако опыт показывает, что в своей прикладной части методы бихевиористов работают и отвечают ожиданиям, несмотря на их серьезную и длительную критику. До тех пор, пока от этих методов ожидают помощи в приобретении именно поведенческих навыков и умений, принципы бихевиоризма срабатывают зачастую лучше других обучающих подходов. Если ведущий тренер заинтересован, например, в выработке определенных стереотипов поведения, помогающих справляться с те-
ми или иными жизненными проблемами, ему стоит обращаться именно к бихевиоризму.
В самом элементарном виде суть бихевиоральной терапии состоит в следующем: если свой опыт человек приобретает посредством научения, то для исправления неадекватного поведения необходимо отучить его от неэффективных реакций и переучить, выработав более адаптивные реакции (все строго по теории И. П. Павлова).
Б-группы имеют определенное сходство с Т-группами в том, что занятия в этих группах непосредственно связаны с выработкой определенных навыков социального взаимодействия, проявляющихся на уровне поведения, так как изменение реакций может осуществиться только в присутствии и при помощи окружающих людей, то есть самой группы тренинга.
Работа в данных группах направлена на осознание каждым индивидуумом неэффективных способов общения, которыми он пользовался или пользуется до сих пор, и опробование новых видов поведения в безопасном окружении. Но если в Т-группах важное значение придается процессам групповой динамики, то в Б-группах групповая динамика в принципе не рассматривается как нечто существенное или же принимаются в расчет сугубо прагматические ее стороны, то есть с точки зрения непосредственной помощи каждому члену группы.
|
|
Занятия поведенческим тренингом в Б-группах не ставят перед собой глобальных задач развития и роста личности или реализации человеческого потенциала. Они формулируют свои цели значительно скромнее и конкретнее. Обычно эти занятия называются тренингами жизненных умений (или просто умений). Их задача - обучить участников справляться с теми или иными проблемами,
выработать умение приспосабливаться к определенным жизненным обстоятельствам. Так, например, существуют тренинги для преодоления боязни летать или для решения жизненных проблем, связанных с переменами в карьере. Это примеры узкоспецифических разновидностей групповой работы. В других группах поведенческого тренинга могут отрабатываться более общие умения, например, преодоление тревожности или улучшение взаимоотношений (управление тревогой, планирование карьеры, принятие решений, родительские функции, коммуникативные умения и тренинг уверенности в себе).
В настоящее время, согласно исследованиям разных авторов, групповая бихевиораль-ная терапия не уступает индивидуальной по своей эффективности и зачастую превосходит некоторые другие психотерапевтические направления, такие, как, например, индивидуальный психоанализ.
Одной из типичных методик проведения Б-групп является репетиция поведения.
1.- Участникам демонстрируется модель оптимального поведения в какой-либо ситуации (моделирование может происходить как с помощью видеотехники, так и в виде эпизода ролевой игры в группе).
2. Затем наступает фаза репетиции, когда участник опробует новый тип поведения или его фрагмент. При этом руководитель помогает ему, подсказывает при необходимости или предоставляет обратную связь, т. е. проводит инструктаж.
3. Наконец, наступает фаза подкрепления, т. е. поощрения за успешные действия, в виде положительных реакций группы и руководителя или каких-либо наград. Существует и возможность отрицательного подкрепления неудачных действий (наказания), но следует
|
|
помнить, что в данном случае сильным отрицательным подкреплением могут служить неодобрительные реакции в группе или просто отсутствие положительной обратной связи.
Чтобы успешнее переносить приобретенный в группе навык в реальную жизнь, участники тренинга часто получают домашние задания.