Группы тренинга (Т-группы)

(Тренинг развития личности в межличностном пространстве)

Этот вид тренингов своим появлением обязан известному социальному психологу Курту Левину, который работал над пробле­мами групповой динамики и социального действия. К. Левин разрабатывает свою тео­рию поля - жизненного пространства, под которым он понимает «совокупность сосуще­ствующих и взаимосвязанных факторов, определяющих поведение индивида в данное время». Эта совокупность факторов охватыва­ет и личность, и ее психологическое окруже­ние, образуя единое психологическое поле. К. Левин впервые употребляет термин «груп­повая динамика».

Собственно Т-группы (тренинговые группы) берут свое начало в 1945 г. на занятиях лабораторным тренингом под руководством К. Левина. В 1947 году в США создается Наци­ональная лаборатория тренинга.

Т-группы стали предшественницами боль­шинства видов психологической работы с группами, которые объединяются у нас поня­тием «социально-психологический тренинг». Цели лабораторного тренинга обычно содер­жат следующие основные аспекты:

• развитие самопознания за счет снижения барьеров психологической защиты и устранения неискренности на личностном уровне;

• понимание условий, затрудняющих или облегчающих функционирование группы (таких, как размер группы и членство);

• постижение межличностных отношений в группе для более эффективного взаимо­действия с другими;

• овладение умениями диагностики индиви­дуальных, групповых и организационных проблем - например, разрешение конф­ликтных ситуаций в группе и укрепление групповой сплоченности.

Различные направления Т-групп роднит между собой и общее понимание принципов и элементов групповой динамики, в понятие которой входят пять основных элементов: це­ли группы и нормы группы, структура группы и проблема лидерства, сплоченность группы и фазы ее развития.

Немаловажную роль в работе тренинговых групп играет обратная связь, которая предпо­лагает получение информации от окружаю­щих о том, как они воспринимают наше пове­дение. Такая информация часто открывает че­ловеку то, что ускользает от его сознания, но очевидно для окружающих людей. Обратная

связь позволяет участникам группы корректи­ровать неадекватный образ действий и вы­рабатывать более оптимальную стратегию по­ведения. Для того чтобы перестройка неэф­фективных стереотипов проходила в психо­логически безопасных условиях, участникам Т-групп предлагается возможность экспери­ментирования с собственным поведением в искусственно созданной среде, в атмосфере поддержки и доверия. Впоследствии приобре­тенный опыт можно использовать в реальной жизни. В этой возможности кроется одна из причин большой популярности Т-групп. Кро­ме того, участники тренинга получают от тре­нера необходимую психологическую инфор­мацию и приобретают такие навыки успеш­ного общения, как описание поведения, ком­муникация чувств, активное слушание и кон­фронтация.

В настоящее время в мире существует мно­жество разновидностей Т-групп, порой смы­кающихся с иными направлениями тренинга. Взяв свое начало из групп тренинга базовых умений, сейчас Т-группы разделились на три основных течения:

• общее развитие индивидуума (группы сензитивности),

• формирование и исследование межлично­стных отношений,

• организационное развитие - подход, в рамках которого специалисты работают над улучшением деятельности целых орга­низаций путем оптимизации трудовых взаимоотношений.

В Т-группах при достаточной квалифика­ции тренера участники приобретают ценные коммуникативные умения, опыт анализа меж- 1 личностных взаимоотношений и групповой динамики, начинают лучше осознавать собственные и чужие потребности, расширяют диапазон своих поведенческих возможно­стей, становятся более подготовленными к решению жизненных проблем, вырабатывают адекватную самооценку и становятся более восприимчивыми к чувствам других людей. Однако следует правильно соотносить вы­бранную форму тренинга с той целью, кото­рой хотелось бы достичь, и использовать Т-группы избирательно.

Бихевиорально ориентированные группы (Б-группы). (Тренинг жизненных умений)

В западной психологической традиции основоположником научного бихевиоризма считается русский ученый И. П. Павлов, но отечественные психологи упорно выдвига­ют вперед имя Джона Уотсона, считая, что И. П. Павлов вовсе не был бихевиористом и что Д. Уотсон, обосновывая свое учение, сузил и исказил его идеи.

Бихевиоризм неоднократно характеризо­вался как вульгарно-механистический, анти­гуманный подход, полностью лишенный вни­мания к движениям тонкой человеческой ду­ши. Однако опыт показывает, что в своей при­кладной части методы бихевиористов работа­ют и отвечают ожиданиям, несмотря на их се­рьезную и длительную критику. До тех пор, пока от этих методов ожидают помощи в при­обретении именно поведенческих навыков и умений, принципы бихевиоризма срабатыва­ют зачастую лучше других обучающих подхо­дов. Если ведущий тренер заинтересован, на­пример, в выработке определенных стереоти­пов поведения, помогающих справляться с те-

ми или иными жизненными проблемами, ему стоит обращаться именно к бихевиоризму.

В самом элементарном виде суть бихевиоральной терапии состоит в следующем: если свой опыт человек приобретает посредством научения, то для исправления неадекватного поведения необходимо отучить его от неэф­фективных реакций и переучить, выработав более адаптивные реакции (все строго по тео­рии И. П. Павлова).

Б-группы имеют определенное сходство с Т-группами в том, что занятия в этих группах непосредственно связаны с выработкой опре­деленных навыков социального взаимодейст­вия, проявляющихся на уровне поведения, так как изменение реакций может осуществиться только в присутствии и при помощи окружа­ющих людей, то есть самой группы тренинга.

Работа в данных группах направлена на осознание каждым индивидуумом неэффек­тивных способов общения, которыми он по­льзовался или пользуется до сих пор, и опро­бование новых видов поведения в безопасном окружении. Но если в Т-группах важное зна­чение придается процессам групповой дина­мики, то в Б-группах групповая динамика в принципе не рассматривается как нечто су­щественное или же принимаются в расчет су­губо прагматические ее стороны, то есть с точ­ки зрения непосредственной помощи каждому члену группы.

Занятия поведенческим тренингом в Б-группах не ставят перед собой глобальных задач развития и роста личности или реализа­ции человеческого потенциала. Они форму­лируют свои цели значительно скромнее и конкретнее. Обычно эти занятия называются тренингами жизненных умений (или просто умений). Их задача - обучить участников справляться с теми или иными проблемами,

выработать умение приспосабливаться к оп­ределенным жизненным обстоятельствам. Так, например, существуют тренинги для преодо­ления боязни летать или для решения жиз­ненных проблем, связанных с переменами в карьере. Это примеры узкоспецифических разновидностей групповой работы. В других группах поведенческого тренинга могут отра­батываться более общие умения, например, преодоление тревожности или улучшение вза­имоотношений (управление тревогой, плани­рование карьеры, принятие решений, родите­льские функции, коммуникативные умения и тренинг уверенности в себе).

В настоящее время, согласно исследовани­ям разных авторов, групповая бихевиораль-ная терапия не уступает индивидуальной по своей эффективности и зачастую превосхо­дит некоторые другие психотерапевтические направления, такие, как, например, индивиду­альный психоанализ.

Одной из типичных методик проведения Б-групп является репетиция поведения.

1.- Участникам демонстрируется модель оп­тимального поведения в какой-либо ситуации (моделирование может происходить как с по­мощью видеотехники, так и в виде эпизода ролевой игры в группе).

2. Затем наступает фаза репетиции, когда участник опробует новый тип поведения или его фрагмент. При этом руководитель помо­гает ему, подсказывает при необходимости или предоставляет обратную связь, т. е. прово­дит инструктаж.

3. Наконец, наступает фаза подкрепления, т. е. поощрения за успешные действия, в виде положительных реакций группы и руководи­теля или каких-либо наград. Существует и возможность отрицательного подкрепления неудачных действий (наказания), но следует

помнить, что в данном случае сильным отри­цательным подкреплением могут служить не­одобрительные реакции в группе или просто отсутствие положительной обратной связи.

Чтобы успешнее переносить приобретен­ный в группе навык в реальную жизнь, участ­ники тренинга часто получают домашние за­дания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: