Психодраматический подход

(Пси-группы).

(Тренинг решения личностных проблем)

Заслуга возникновения психодрамы - од­ного из наиболее влиятельных и плодотвор­ных течений в групповой психотерапии -принадлежит Джекобу Леви Морено, так же, как и разработка широко распространенных в настоящее время методов социометрии и социодрамы.

Классическая психодрама - очень яркое и эмоционально богатое направление группо­вой работы, предъявляющее высокие требова­ния к квалификации и творческим способно­стям ведущего, который выполняет одновре­менно функции режиссера, терапевта и ана­литика.

Сущность этого метода состоит в поста­новке спектаклей членами группы под руко­водством режиссера - ведущего в специально организованном пространстве и с помощью специальных приемов.

В отличие от традиционных театральных постановок на сцене разыгрывается не чужой для участников сценарий, а его собственный жизненный опыт, его личные проблемы (как в психодраме) либо специфические социаль­ные роли (как в социодраме).

Таким образом автором инсценировки становится сам член группы, которому помо­гают режиссер и другие участники. Важное значение придается спонтанности и искрен­ности, актерские же умения не играют роли, зачастую они даже мешают инсценировке. Профессиональными актерами, как правило, в группе бывают только помощники режиссе­ра, но и это необязательно.

Основными этапами группировки психо­драматических сессий являются:

1. Разминка (фаза разогрева);

2. Фаза психодраматического действия;

3. Фаза интеграции, когда участники обме­ниваются своими чувствами и впечатлениями.

В момент кульминации психодраматиче­ского действия эмоциональный заряд группы достигает своего пика и наступает катарсис -внутреннее очищение, момент эмоциональ­ного отреагирования, который способствует инсайду - «озарению», иному видению и ос­мыслению ситуации, необходимому для разрешения внутри- и межличностных проблем.

В психодраматическом действии участву­ют режиссер, протагонист (человек, опыт ко­торого лежит в основе инсценировки), «вспо­могательные Я» (или Эго) - партнеры прота­гониста в инсценировке и аудитория (зрите­ли - члены группы, не имеющие ролей в дан­ном действии).

В классической психодраме для постанов­ки используется специально оборудованная многоярусная сцена. При отсутствии условий занятия можно проводить в любой обстанов­ке, но все же желательно, чтобы у режиссера была возможность организовывать сцениче­ское пространство, используя различные кон­структивные элементы.

Свой метод Д. Морено называл глубокой

эмоциональной хирургией. Участники пси­ходрамы способны испытать на сцене эмоци­ональное потрясение, которое оказывает си­льное терапевтическое воздействие и позво­ляет освободиться от тревоги, преодолеть не­эффективные стереотипы поведения и актуа­лизировать свой творческий и человеческий потенциал. Сильные эмоциональные пережи­вания испытывают и зрители; в группе проис­ходит как бы обмен чувствами - «вчувствова-ние людей друг в друга». В процессе ролевой игры участники получают возможность не то­лько вновь «почувствовать» свой опыт, но и проанализировать ответные чувства и реак­ции, опробовать новые модели поведения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: