(«Малая» большая группа
из 7—8 человек)
Основная задача этой формы тренинговой работы - расширение социального опыта общения и самовыражения школьников в большой группе людей. Это следующий, более трудный этап для многих ребят, так как в восьмерке могут оказаться не только те одноклассники, которые нравятся и симпатичны, но и те, с которыми не совсем приятно работать или общаться. Но уметь убеждать и слушать (и при этом слышать) разных людей нужно уметь каждому.
Для объединения участников в группы по 7-8 человек можно сдвинуть две парты, вокруг которых садятся ребята. Но можно и- не сдвигать парт, тогда школьники просто садятся вокруг одной или в обычный круг. Одним из способов объединения в «малую» большую группу может быть соединение уже работающих пар или малых групп из 4 человек. Целесообразно образовавшиеся восьмерки размещать в разных концах помещения для того, чтобы во время работы они не мешали друг другу.
В качестве примера тренинга в «малой» большой группе (по 7-8 человек) рассмотрим следующее упражнение «Кандидат от фракции».
«Сейчас вы представляете собой фракцию одной из политических партий. Ваша задача - определить, кто из членов вашей фракции (малой группы) по своим деловым и личностным качествам может достойно представлять интересы фракции на выборах мэра города.
Для этого любой из вас вправе выдвинуть свою кандидатуру или кандидатуру кого-то из членов вашей фракции, подчеркивая основные достоинства и указывая слабые стороны (недостатки) этого человека.
Принципиальным является вопрос о критериях отбора кандидатов. Что вы цените прежде всего в человеке, выдвигая его от
своей фракции на серьезную и ответственную должность мэра города? Его деловые качества? А если он действительно предприимчивый, но очень жесткий и бездушный человек? Как тогда будут развиваться социальные программы, например, помощь пенсионерам и инвалидам? Или в первую очередь для вас важны его человеческие достоинства? А если он общителен и весел, но очень неорганизован в работе? Ведь тогда трудно будет доводить начатые дела до конца.
Поэтому сначала подумайте над составлением списка критериев, утвердите его решением своей фракции, а затем начинайте выдвигать и обсуждать кандидатуры на должность мэра города.
Не менее важным является и вопрос о процедуре голосования. Например, это можно делать открытым голосованием (поднятием руки) и простым большинством голосов (более половины участвующих в голосовании). Возможен вариант открытого голосования, но с квалифицированным большинством голосов (более 2/3 принимавших участие в голосовании должны проголосовать «за»).
Можно принять тайное голосование. Для этого вам нужно на отдельном листочке бумаги написать фамилии всех кандидатов от своей фракции, которые были выдвинуты во время обсуждения в малой группе, а затем (так, чтобы никто не видел) вычеркнуть фамилии тех ребят, которые, на ваш взгляд, не подходят для этой работы, и оставить в списке лишь одну фамилию самого достойного кандидата.
Затем заполненные таким образом листочки сдаются ведущему тренеру, который и подсчитывает число голосов, поданных за каждого кандидата, и объявляет результат. Прохо-
дит та кандидатура, за которую было подано больше всего голосов. Не забудьте поздравить своего кандидата!»
Рекомендации ведущему. Время на обсуждение критериев отбора, выдвижение кандидатур и голосование примерно 10-12 минут. Каждая малая группа должна голосованием выбрать своего кандидата в мэры города.
На этом тренинг можно закончить, но целесообразно продолжить его, например, отведя еще 5 минут, в течение которых малые группы должны составить тезисы выступления для своего кандидата от фракции.
Содержание тезисов должно быть достаточно серьезным, т. е. отражать программу деятельности данного кандидата на посту мэра, например, родного города. Затем проводятся слушания и обсуждение выступлений кандидатов от каждой фракции.
Этот этап можно рассматривать и в качестве самостоятельного тренинга, организовать его проведение на следующем занятии. В этом случае у ребят будет возможность более серьезно подготовить тезисы выступления своего кандидата, поработав с газетами, обратившись за помощью к другим учителям и родителям.