Психологический комментарий. Подросткам и старшеклассникам, к сожалению, больше нравится покри­тиковать другого, показать его слабости и не­достатки

Подросткам и старшеклассникам, к сожалению, больше нравится покри­тиковать другого, показать его слабости и не­достатки. Попытайтесь снять это стремление.

Заканчивать этот тренинговый этюд по­лезно только в мажорном ключе. Члены «экс­пертного совета» могут дополнить число по­ложительных качеств выступившего. Он при этом может записать все дополнения в свою аналитическую таблицу. Затем слово предо­ставляется очередному желающему и т. д.

Второй пример индивидуального задания под названием «Моя родословная».

«Вспомните, пожалуйста, как зовут ваших родителей, только полностью: фамилия, имя, отчество. Когда они родились? Назовите точ­но год, месяц и день рождения мамы и папы. А место их рождения? Где они родились? На­зовите город или село, область и республику.

Если вы это смогли вспомнить, хорошо! Если не смогли, не расстраивайтесь, у вас впе­реди великое открытие! Узнайте все эти све­дения у своих родителей. Но этого мало. Ведь у вас есть своя родословная. У ваших родите­лей тоже есть (были) родители, и у родителей также были родители и т. д. Аристократы хранили в памяти, записывали и передавали своим детям имена и фами­лии, точные даты и места рождения, особые факты биографии всех своих предков до 15-20 колена (поколений). Сегодня нам, ко­нечно, очень трудно воспроизвести свою ро­дословную до 20 колена, но попробуйте с по­мощью родителей вспомнить хотя бы три по­коления ваших предков.

Для этого нужно составить «родословное дерево», написав имя, отчество, фамилию, да­ту и место рождения всех указанных в нем родственников».

Рекомендации ведущему. Этот тре­нинг, как и все, что касается проблем семьи, требует особой тактичности тренера. Разумеется, проводить тренинг «Моя родословная» в группе, где большинство уча­стников из неполных семей, довольно риско­ванное дело. Но все же тему родителей и рода человека так или иначе нужно обсуждать.

При проведении данного тренинга полу­чить сразу исчерпывающий ответ практиче­ски невозможно. Не надо от участников тре­бовать заполнения таблицы до конца. Пусть хотя бы задумаются над этим, лишний раз по­дойдут к своим родителям, даже для того, что­бы узнать у отца отчество и год рождения, а у мамы - ее девичью фамилию.

Но на следующем занятии нужно обязате­льно поощрить тех участников, которые смо­гут выполнить это очень сложное задание. Впрочем, его можно продлить на целый ме­сяц и даже больше, так как во многих семьях просто нет под рукой такой информации, и чтобы ее отыскать, требуется определенное время.

2. «Лицом к лицу». (Парная работа)

Основная задача этой формы тренинговой работы - научить участников занятий слы­шать и слушать другого человека, вести диа­лог, учитывая особенности партнера, его со­стояние и настроение; откровенно высказы­вать свои соображения, аргументировать свои выводы, принимать во внимание доводы собеседника.

Для организации этой работы прежде все­го нужно объединить участников в пары, но не обязательно в те, которыми они сидят на остальных уроках. Пусть участники самостоя­тельно решат, с кем бы они хотели работать в паре, сами сделают свой выбор и приготовят­ся к дальнейшей работе с этим участником.

В том случае, когда один или несколько че­ловек останутся без партнера, тренер может предложить оставшимся также объединиться или присоединиться к одной из пар (но в группе должно быть не более трех человек).

Весьма желательными являются смешан­ные пары, то есть мальчик и девочка. Но по­дросткам и старшеклассникам может быть трудно на глазах у всей группы (тем более ес­ли это их родной класс) сделать свой выбор в пользу девочки (мальчика). Тренеру не следу­ет настаивать на этом. Можно ввести в прави­ла работы группы, например, такое: «Больше одного раза с одним и тем же человеком в па^ ре не работать». Таким образом через неско­лько занятий все участники смогут порабо­тать друг с другом, расширяя социальные кон­такты, привыкая к общению с разными людь­ми и преодолевая естественные барьеры.

Так же, как и в индивидуальном тренинге, пара может по своему усмотрению выбрать • место для общения так, чтобы им никто не ме­шал. Поскольку все пары работают одновре-

менно, целесообразно включать магнитофон, создавая определенный музыкальный фон, ко­торый хорошо гасит посторонний шум и помо­гает ребятам настроиться на душевную беседу.

Рассмотрим особенности этой тренинго­вой формы на примере упражнения «Я голо­сую за тебя».

Цель упражнения - помочь участ­никам увидеть и подчеркнуть основ­ные достоинства партнера, научить их открыто высказывать свое мнение о лю­дях, закрепить диалоговый стиль общения, формировать уважительное отношение к че­ловеку.

Участники, объединившись в пары, состав­ляют список основных достоинств своего партнера, имея в виду, что он выдвигается кандидатом в мэры города.

На первом этапе работы партнеры не дол­жны общаться друг с другом, то есть нельзя задавать вопросы, спрашивать о чем-то, про­сить подтверждения своих мыслей и т. п. Ра­бота над составлением списка должна про­водиться в тишине. Примерное время - 1-2 минуты.

Затем участники зачитывают свои записи друг другу, комментируя их, дополняя слова­ми то, что им удалось написать на первом эта­пе. В это время партнер имеет право задавать вопросы, уточнять и любым другим способом высказывать свое отношение к услышанной информации. На это отводится примерно 3-4 минуты.

Рекомендации ведущему. У детей часто вызывает недоумение.- «А почему

нельзя разговаривать и спрашивать? Ведь так не бывает!» Это специальный прием,

и участникам нужно объяснить, что задача тренинга в другом - не спросить (это было бы слишком просто), а самому попытаться ра­зобраться в человеке, сидящем рядом, или на­против, понять его, увидеть и подчеркнуть его основные достоинства, именно те, которые за время совместной учебы они успели друг у друга подметить.

В дальнейшем во время обсуждения час­то вносятся серьезные поправки в записи уча­стников. Это и есть одна из целей данной ра­боты — попытка понять прежде всего самого себя: насколько хорошо я понимаю людей (тем более тех, с кем давно общаюсь). Все это нужно объяснить участникам, и если возника­ют вопросы, еще и еще раз ответить на них с тем, чтобы им была хорошо понятна цель ра­боты.

Итоги работы в паре могут подводиться несколькими способами:

• ограничиться обсуждением темы (матери­ала) внутри самой пары;

• провести взаимную оценку партнерами друг друга по схеме, предложенной педаго­гом или самими учащимися;

• определить лидера пары, который работал более эффективно;

• определить наиболее эффективную пару.

Для этого каждая пара участников очень кратко рассказывает о своей работе всему классу, и затем решается вопрос о наиболее эффективной паре простым голосованием.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: