Для подростков имеют существенное значение внешние признаки любой деятельности, поэтому, если есть возможность, данный тренинг можно оформить соответствующим образом. Например, написать таблички с именами и фамилиями претендентов и поставить их на стол перед каждым учеником, играющим роль претендента. Можно принести и поставить на стол микрофон, который передается по очереди каждому претенденту, и т. д.
Еще один пример работы в форме «Аквариума» - упражнение «Путеводитель».
Тренер приглашает за отдельный стол участников, которые хорошо знают культурные традиции и достопримечательности родного города (поселка). Их задача - поработать над составлением «Путеводителя по культурным достопримечательностям родного края». В него могут быть включены памятники архитектуры и зодчества, места, связанные с пребыванием известных людей (писателей, композиторов, героев войны и т. п.), действующие и реставрирующиеся церкви, современные культурные центры (музеи, картинные галереи, театры и т. п.).
Это должен быть подробный гид-путеводитель, который будет полезен как для иностранных туристов, впервые посещающих город, так и для самих коренных жителей, которые лучше познакомятся со своим родным городом. Время на составление «Путеводителя» - примерно 15 минут.
В конце данная творческая группа знакомит всю группу с полученными материалами. Можно обсудить те замечания и предложения, которые поступят от «местных жителей», то есть остальных учеников, которые не являлись членами творческой группы.
Рекомендации ведущему. Группу участников, которые будут работать над «Путеводителем», можно предупредить заранее, например, на предыдущем занятии. Тогда у них будет возможность подготовиться более серьезно. А во время занятия они смогут просто обсудить всю информацию, которую собрали за подготовительный период, и соответствующим образом оформить ее.
В обсуждении «Путеводителя» может принять участие любой участник, внеся свое предложение или какую-то интересную информацию о культуре родного города.
7. «Посиделки». (Большой тренинговый круг)
Основная задача этой формы тренинга -освоение учащимися нового стиля общения с большой группой людей по принципу «глаза в глаза». Для проведения упражнения в режиме большого тренингового круга необходимо освободить центр класса и расставить стулья в круг. Ребята садятся лицом к центру круга как можно ближе друг к другу, причем рядом с тем, с кем они хотят.
Рассмотрим пример этого тренинга под названием «Требования к мэру города».
На первом этапе в течение 3 минут каждый участник самостоятельно составляет перечень основных требований, которым должен соответствовать кандидат в мэры города. Желательно при этом сделать записи в тетради или на отдельном листочке. Затем записи ранжируются в порядке значимости.
Для этого участник должен на первое место поставить наиболее важное требование, на второе - чуть менее важное и т. д. Подчеркнем, что это должна быть индивидуальная работа участников.
На втором этапе группа начинает коллективное обсуждение для того, чтобы составить общий перечень требований к мэру города. Каждый участник должен стремиться включить в этот общий перечень как можно больше своих требований (из списка, составленного на первом этапе). Решение о включении того или иного требования в общий список принимается большинством голосов.
Например, решение принимается простым большинством - 51% от числа присутствующих, или квалифицированным большинством голосов, т. е. 2/3 от числа присутствующих.
Время на обсуждение общего перечня - примерно 15-16 минут.
Может быть и третий этап, во время которого участники должны решить, кто из членов группы более всего отвечает только что утвержденным требованиям.
Рекомендации ведущему. Во время высказывания одного участника все остальные должны внимательно слушать, не мешая ему говорить. Это правило -«Говорит один человек, остальные слушают, не мешая и не перебивая его» - должно соблюдаться непременно. После того как закончит говорить очередной участник, вступает в разговор с партнером тот, кто сидел справа от него, то есть по кругу. И так до тех пор, пока не выскажутся все желающие.