Характеристика методов психологических исследований

Наблюдение – это метод, состоящий в преднамеренном и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических особенностей в определенных условиях.

Разумеется, психику непосредственно наблюдать нельзя, только в деятельности, в действиях и поступках выражается личность человека, его психика.

Методика проведения наблюдения была предложена отечественным психологом М.Я. Басовым в 20г. ХХ столетия. В своих исследованиях М.Я. Басов провел резкую грань между обычным наблюдением и научным:

·обычные наблюдения используются педагогом каждый день, но в них педагог выступает «пассивным воспринимателем», его наблюдения случайны, нецеленаправленны, а поэтому достаточно поверхностны;

·в научных наблюдениях педагог становится в позицию активного наблюдателя, истинного исследователя поведения ребенка, поскольку осуществляет наблюдение на основе продуманного плана, предварительной подготовки.

Научное наблюдение как метод психологических исследований характеризуется:

1.Постановкой проблемы.

2.Выбором ситуации для наблюдения.

3.Определением психологических качеств или особенностей поведения, которые должны стать объектом наблюдения.

4.Разработкой системы фиксации и записи результатов.

То есть, наблюдение как метод включает цель и схему.

В психологических исследованиях применяются различные виды наблюдения.

1.Наблюдения хронологические, лонгитюднные (длительные) наблюдения, или «продольные». Проводятся в течение длительного времени при изучении возрастных особенностей детей. Например, могут изучаться особенности развития речи и мышления детей, эмоциональные проявления, интересы, черты характера и способности. Результаты данного наблюдения фиксируются в дневнике, где анализируют процессы психологического развития ребенка. Периодические - проводятся в течение определенных промежутков времени. Единичные – описание отдельного случая.

2.В зависимости от позиции наблюдателя выделяют:

· Внутренние наблюдение (интроспекция) – человек наблюдает за своими чувствами, мыслями, образами, анализирует свое поведение.

· Внешнее (стороннее) наблюдение за объектом со стороны.

· Включенное – исследователь является членом группы и полноправным ее участником.

· Открытое наблюдение – наблюдатель известен.

· Скрытое наблюдение - наблюдатель действует инкогнито.

3.В зависимости от ситуации наблюдения:

· Полевые – предполагают естественные условия для наблюдаемого.

· Лабораторные – объект наблюдается в специально созданных, искусственных условиях.

·Перечисленные виды наблюдения противостоят друг другу и в исследованиях педагога могут сочетаться.

Достоинства метода наблюдения:

1.Изучение внешних особенностей проявления психики происходит в естественных жизненных условиях.

2.Для проведения наблюдения исследователю не требуется согласие со стороны испытуемого и кооперирование с ним.

Недостатками метода наблюдения является:

1.Нет критериев анализа и оценки результатов наблюдения.

2.Затрачивается большой объем времени, чтобы пронаблюдать необходимое психическое явление.

3.Субъективное мнение исследователя влияет на результаты наблюдения.

4.Единичное наблюдение не дает возможность сделать вывод об уровне развития определенного психического явления или свойства личности.

Эксперимент – метод психологического исследования, предполагающий активное вмешательство в ситуацию со стороны экспериментатора.

Экспериментатор не только создает необходимые условия, чтобы вызвать интересующие психические явления у испытуемого, а также контролирует их.

Проводя исследование при одинаковых условиях с разными испытуемыми, экспериментатор может установить возрастные и индивидуальные особенности протекания психических процессов у каждого из них.

В психологии различаются следующие виды эксперимента:

1. Лабораторный эксперимент. Он был предложен В.Вундтом в 1879 году, который в Германии открыл первую экспериментальную лабораторию. Лабораторный эксперимент проводится в условиях специально оборудованного помещения, что обеспечивает особенно строгий контроль всех воздействий на испытуемого и регистрацию его ответов и действий.

Психологическая лаборатория оснащена специальным оборудованием, которое может быть и очень сложным и очень простым. Важно, чтобы оборудование обеспечивало реализацию основных целей эксперимента.

2. Естественный эксперимент. Его предложил русский психолог А.Ф.Лазурский в конце XIX века. Данный вид эксперимента предполагает проведение исследования под контролем экспериментатора, но в естественных условиях.

Естественный эксперимент строится так, что испытуемые подвергаются психологическому исследованию – это обеспечивает естественность их поведения. При организации естественного эксперимента также возможно применение технических средств, но испытуемый не должен об этом знать.

И лабораторный, и естественный эксперименты могут быть констатирующими и формирующими.

Констатирующий эксперимент выявляет факты, закономерности, сложившиеся в ходе развития человека.

Формирующий эксперимент выявляет условия, психологические механизмы развития определенных качеств, способностей, свойств путем активного их формирования.

Синонимами к понятию формирующий эксперимент могут быть – метод активного формирования психики, преобразующий, воспитывающий, обучающий, созидательный. Формирующий эксперимент не ограничивается регистрацией выявляемых фактов, а предполагает создание специальных ситуаций, в которых экспериментатор активно воздействует на испытуемого.

Беседа – метод получения информации на основе вербальной коммуникации.

При правильном ее проведении можно выявить индивидуально-психологические особенности личности: склонности, интересы, вкусы, отношения человека к жизненным фактам и явлениям, к другим людям, собственным поступкам, событиям прошлого и настоящего.

Сущность этого метода заключается в том, что исследователь задает испытуемому заранее подготовленные и тщательно продуманные вопросы, на которые тот отвечает.

Содержание и форма вопросов определяются:

1.Задачами исследования.

2.Возрастом испытуемого.

В процессе беседы вопросы изменяются и дополняются в зависимости от ответов испытуемых. Ответы тщательно, точно записываются. Одновременно исследователь наблюдает за характером речевых высказываний, а также за поведением, выражением лица, мимикой испытуемого.

Беседа должна быть живой и непринужденной, проводиться в атмосфере доверия, доброжелательности и искренности, в обстановке максимальной естественности, не настораживающей человека.

В качестве специфических видов беседы можно выделить следующие:

· Интервью – проводимая по определенному плану беседа.

· Анкета – перечень вопросов, которые дают изучаемым лицам для письменного ответа.

· Социометрия – метод, применяемый для оценки межличностных эмоциональных связей, отношений в группе.

· Тест – система заданий, позволяющих измерить уровень развития определенного психологического качества личности.

· Анализ процесса и продуктов деятельности. В психической жизни, об особенностях человека можно судить косвенно – по продуктам его деятельности, т.е. по таким материалам, как рисунки, письменные сочинения, технические поделки, тематические альбомы, коллекции и т.д.

Когда изучают творческую деятельность ребенка, очень важно анализировать не только продукты, но и проследить сам процесс создания им этого продукта, выяснить, как ребенок добился определенных результатов. Оценивается не только содержательная сторона этих продуктов деятельности, но и оформление.

Все это позволяет раскрыть не только особенности творческой деятельности, интересов, способностей человека, но и получить дополнительные данные об его отношении к тем или иным явлениям окружающей жизни.

Итак, в психологии используют разнообразные методы исследований. Какие из них рационально применить решают в зависимости от целей и объекта исследования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: