Методы психологии. Изучение состояния проблемы, разработка программы исследования, формулировка гипотез, выбор методов исследования Этот этап предполагает

Комментарии:

Изучение состояния проблемы, разработка программы исследования, формулировка гипотез, выбор методов исследования Этот этап предполагает:

— выявление и использование психологом результатов исследований, ранее проводившихся по этой теме;

— составление программы исследования, которая обычно включает:

формулировку проблемы, определение объекта и предмета изучения; 2) определение цели и задач; 3) объяснение и анализ основных задач; 4)предварительный системный анализ объекта исследования; 5) выдвижение рабочих гипотез, 6 ) составление принципиального (стратегического) плана изучения; 7) составление наброска основных процедур сбора и анализа первичных данных.

Сбор фактических данных. На этом этапе психолог-исследователь с помощью выбранных методов и методик изучает конкретное явление для того, чтобы правильно понять его сущность и своеобразие.

Качественная и количественная обработка данных Качественная обработка предполагает предварительное определение показателей, по которым можно судить о конкретных особенностях исследуемых психологических явлений в процессе анализа фактического материала. Впоследствии на их основе осуществляется описание и обобщение результатов исследования. Однако одной качественной обработки недостаточно. Требуется еще и количественная обработка данных. Обычно она включает применение методов альтернативного, корреляционного, дисперсионного и факторного анализов.

Интерпретация данных, формулирование выводов, практических рекомендаций, разработка прогноза развития явлений. На этом этапе на основе качественной и количественной обработки полученных данных исследователь описывает изучаемое явление, констатирует наличие его определенных свойств и особенностей, делает обобщающие умозаключения относительно закономерностей его функционирования и проявления.

При необходимости (или если это предполагают тема и программа исследования) может быть осуществлена выработка практических рекомендации для других исследователей, которые впоследствии будут заниматься изучением этого или схожего психологического феномена. И, наконец, может составляться прогноз развития изучаемого явления.

Литература

1.Введение в психодиагностику./Под ред. К.М. Гуревича.-М.: «Академия», 1997.

2.Дубровина И.В. Психология. Учебник для студентов пед. учеб. заведений. – «Академия», 1999.

3.Крутецкий В.А. Психология. - М.: Просвещение, 1980.

4.Психологический словарь /Под ред. Петровского АВ. - М.,1985.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: