Примерные тестовые задания:
1. Методология – это…
а) учение о наиболее общих принципах, структуре, логической организации, методах и средствах познания и преобразования окружающего мира;
б) способ познания предмета науки, совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи;
в) система принципов, законов, категорий, понятий, концепций, описывающая какое-либо относительно однородное, целостное явление;
г) совокупность приемов, способов организации и регуляции исследования, порядок их применения и интерпретации полученных результатов при достижении определенной научной цели.
2. Теория - это…
а) учение о наиболее общих принципах, структуре, логической организации, методах и средствах познания и преобразования окружающего мира;
б) способ познания предмета науки, совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи;
|
|
в) система принципов, законов, категорий, понятий, концепций, описывающая какое-либо относительно однородное, целостное явление;
г) совокупность приемов, способов организации и регуляции исследования, порядок их применения и интерпретации полученных результатов при достижении определенной научной цели.
3.Упорядочить этапы психологического исследования:
а) обработка результатов экспериментального исследования;
б) проведение исследования;
в) планирование и организация исследования;
г) интерпретация полученных данных.
4. К организационным методам исследования (по классификации Б. Г. Ананьева) относятся:
а) количественный метод;
б) сравнительный метод;
в) лонгитюдный метод;
г) комплексный метод.
5. В классификации Й. Шванцара и В. Смекала в зависимости от продолжительности исследования выделяют 3 вида лонгитюдного исследования:
а) кратковременное наблюдение;
б) долговременное наблюдение;
в) ускоренное наблюдение;
г) включенное наблюдение.
6. Классификация, как качественный метод психологического исследования, - это …
а) распределение множества объектов по группам (классам) в зависимости от их общих признаков.
б) группировка объектов по наиболее существенным для них системам признаков.
в) упорядочивание объектов внутри классов, классов между собой и множества классов с другими множествами классов.
г) хронологическое упорядочивание существования изучаемого объекта (явления), заключается в разделении жизненного цикла объекта на существенные этапы (периоды).
7. Систематизация, как качественный метод психологического исследования, - это …
|
|
а) распределение множества объектов по группам (классам) в зависимости от их общих признаков.
б) группировка объектов по наиболее существенным для них системам признаков.
в) упорядочивание объектов внутри классов, классов между собой и множества классов с другими множествами классов.
г) хронологическое упорядочивание существования изучаемого объекта (явления), заключается в разделении жизненного цикла объекта на существенные этапы (периоды).
8. Принцип детерминизма – это…
а) принцип, требующий учитывать разнокачественное влияние реальных факторов, причин на развитие психических явлений;
б) принцип, требующий рассматривать психические явления в постоянном изменении, движении, в постоянном разрешении противоречий под влиянием системы внутренних и внешних условий;
в) принцип психологии, требующий рассмотрения отдельных психических функций, явлений не изолировано от их субъекта, а под углом влияния на них личности как таковой, ее социальных качеств;
г) принцип, требующий анализировать каждый элемент психики в тесной связи с ее функционированием в целом, целостный анализ развития и функционирования психики как системы не сводить к анализу суммы изменений ее элементов.
9. Принцип личностного подхода – это…
а) принцип, требующий учитывать разнокачественное влияние реальных факторов, причин на развитие психических явлений;
б) принцип, требующий рассматривать психические явления в постоянном изменении, движении, в постоянном разрешении противоречий под влиянием системы внутренних и внешних условий;
в) принцип психологии, требующий рассмотрения отдельных психических функций, явлений не изолировано от их субъекта, а под углом влияния на них личности как таковой, ее социальных качеств;
г) принцип, требующий анализировать каждый элемент психики в тесной связи с ее функционированием в целом, целостный анализ развития и функционирования психики как системы не сводить к анализу суммы изменений ее элементов.
10. Наблюдение – это …
а) метод пассивного и непосредственного исследования реальности, целью которого является установление факта существования явления для их последующей типологизации, классификации и т.д.
б) метод устного получения сведений от интересующего исследователя человека путем ведения с ним тематически направленного разговора.
в) метод сбора исследуемых данных, основанный на опросе опрашиваемых с помощью специально разработанной системе вопросов, объединенных единым исследовательским замыслом и направленных на выявление качественных и количественных характеристик изучаемых явлений
г) метод сбора фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых психических явлений.
11. Интерпретационными методами исследования по Б. Г. Ананьеву являются:
а) генетический метод;
б) структурный метод;
в) внешний метод;
г) внутренний метод.
12. Гипотеза исследования – это…
а) научное предположение о взаимосвязи некоторых переменных, проверяемое эмпирически;
б) образ будущего результата, к которому должно привести исследование;
в) способ формулировки нового знания в виде законов, закономерностей, признаков;
г) достоверно доказанное эмпирическое знание, зафиксированное в форме научного высказывания.
13. Генетический метод интерпретации данных – это …
а) способ исследования и объяснения явлений (в том числе и психических), основанный на анализе их развития как в онтогенетическом, так и филогенетическом планах;
б) метод, ориентированный на выявление и описание структуры объектов (явлений);
в) метод, ориентированный на выявление и изучение функций объектов (явлений);
|
|
г) метод, ориентированный на рассмотрение объекта исследования как совокупность компонентов, подлежащих изучению с помощью соответствующей совокупности методов.
14. Функциональный метод интерпретации данных – это …
а) способ исследования и объяснения явлений (в том числе и психических), основанный на анализе их развития, как в онтогенетическом, так и филогенетическом планах;
б) метод, ориентированный на выявление и описание структуры объектов (явлений);
в) метод, ориентированный на выявление и изучение функций объектов (явлений);
г) метод, ориентированный на рассмотрение объекта исследования как совокупность компонентов, подлежащих изучению с помощью соответствующей совокупности методов.