а) распределение
б) устойчивость
в) переключение
г) объем.
18. Метод – это…
а) учение о наиболее общих принципах, структуре, логической организации, методах и средствах познания и преобразования окружающего мира;
б) способ познания предмета науки, совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи;
в) система принципов, законов, категорий, понятий, концепций, описывающая какое-либо относительно однородное, целостное явление;
г) совокупность приемов, способов организации и регуляции исследования, порядок их применения и интерпретации полученных результатов при достижении определенной научной цели.
19. Методика – это…
а) учение о наиболее общих принципах, структуре, логической организации, методах и средствах познания и преобразования окружающего мира;
б) способ познания предмета науки, совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи;
в) система принципов, законов, категорий, понятий, концепций, описывающая какое-либо относительно однородное, целостное явление;
г) совокупность приемов, способов организации и регуляции исследования, порядок их применения и интерпретации полученных результатов при достижении определенной научной цели.
20. Определите очередность представления методологических единиц научного исследования:
а) гипотеза исследования;
б) цель исследования;
в) объект и предмет исследования;
г) задачи исследования.
21. Какой из ниже перечисленных «классов методов» психологического исследования не рассматривается в классификации В.Н. Дружинина:
а) эмпирические, при которых осуществляется внешнее реальное взаимодействие субъекта и объекта исследования;
б) теоретические, когда субъект взаимодействует с мысленной моделью объекта (предметом исследования);
в) интерпретация и описание, при которых субъект «внешне» взаимодействует со знаково-символическим представлением объекта.
г) математико-статистические методы исследования.
22. Типологизация, как качественный метод психологического исследования, - это …
а) распределение множества объектов по группам (классам) в зависимости от их общих признаков.
б) группировка объектов по наиболее существенным для них системам признаков.
в) упорядочивание объектов внутри классов, классов между собой и множества классов с другими множествами классов.
г) хронологическое упорядочивание существования изучаемого объекта (явления), заключается в разделении жизненного цикла объекта на существенные этапы (периоды).
23. Периодизация, как качественный метод психологического исследования, - это …
а) распределение множества объектов по группам (классам) в зависимости от их общих признаков.
б) группировка объектов по наиболее существенным для них системам признаков.
в) упорядочивание объектов внутри классов, классов между собой и множества классов с другими множествами классов.
г) хронологическое упорядочивание существования изучаемого объекта (явления), заключается в разделении жизненного цикла объекта на существенные этапы (периоды).
24. Принцип развития – это…
а) принцип, требующий учитывать разнокачественное влияние реальных факторов, причин на развитие психических явлений;
б) принцип, требующий рассматривать психические явления в постоянном изменении, движении, в постоянном разрешении противоречий под влиянием системы внутренних и внешних условий;
в) принцип психологии, требующий рассмотрения отдельных психических функций, явлений не изолировано от их субъекта, а под углом влияния на них личности как таковой, ее социальных качеств;
г) принцип, требующий анализировать каждый элемент психики в тесной связи с ее функционированием в целом, целостный анализ развития и функционирования психики как системы не сводить к анализу суммы изменений ее элементов.
25. Принцип системности – это…
а) принцип, требующий учитывать разнокачественное влияние реальных факторов, причин на развитие психических явлений;
б) принцип, требующий рассматривать психические явления в постоянном изменении, движении, в постоянном разрешении противоречий под влиянием системы внутренних и внешних условий;
в) принцип психологии, требующий рассмотрения отдельных психических функций, явлений не изолировано от их субъекта, а под углом влияния на них личности как таковой, ее социальных качеств;
г) принцип, требующий анализировать каждый элемент психики в тесной связи с ее функционированием в целом, целостный анализ развития и функционирования психики как системы не сводить к анализу суммы изменений ее элементов.
26. Беседа – это …
а) метод пассивного и непосредственного исследования реальности, целью которого является установление факта существования явления для их последующей типологизации, классификации и т.д.
б) метод устного получения сведений от интересующего исследователя человека путем ведения с ним тематически направленного разговора.
в) метод сбора исследуемых данных, основанный на опросе опрашиваемых с помощью специально разработанной системе вопросов, объединенных единым исследовательским замыслом и направленных на выявление качественных и количественных характеристик изучаемых явлений
г) метод сбора фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых психических явлений.
27. Эксперимент – это …
а) метод пассивного и непосредственного исследования реальности, целью которого является установление факта существования явления для их последующей типологизации, классификации и т.д.
б) метод устного получения сведений от интересующего исследователя человека путем ведения с ним тематически направленного разговора.
в) метод сбора исследуемых данных, основанный на опросе опрашиваемых с помощью специально разработанной системе вопросов, объединенных единым исследовательским замыслом и направленных на выявление качественных и количественных характеристик изучаемых явлений
г) метод сбора фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых психических явлений.
28. Интерпретационными методами исследования по Б. Г. Ананьеву являются:
а) функциональный метод;
б) комплексный метод;
в) системный метод;
г) лонгитюдный метод.
29. Цель исследования - это …
а) научное предположение о взаимосвязи некоторых переменных, проверяемое эмпирически;
б) образ будущего результата, к которому должно привести исследование;
в) способ формулировки нового знания в виде законов, закономерностей, признаков;
г) достоверно доказанное эмпирическое знание, зафиксированное в форме научного высказывания.