Досудебный порядок урегулирования споров

По некоторым категориям споров заинтересованное лицо, прежде чем обратиться в суд, должно принять меры к урегулиро­ванию разногласий путем непосредственных переговоров с дру­гой стороной, или, иными словами, соблюсти досудебный поря­док урегулирования спора. Например, арендодатель до предъявле­ния к арендатору иска о расторжении договора аренды должен направить ему письменное предупреждение о необходимости уст­ранить нарушения и исполнить обязательство в разумный срок. И только в случае, если арендатор не устранит допущенных нару­шений, не исполнит обязательства (например, не погасит задол­женности по арендной плате), арендодатель вправе обратиться в суд.

Одной из разновидностей досудебного порядка является пре­тензионный порядок, предусмотренный законом для некоторых категорий хозяйственных споров.

Претензия (от лат. praetensio — притязание, требование) — это требование кредитора к должнику об уплате долга, возмещении убытков, уплате штрафа, устранении недостатков поставленной продукции, проданной вещи, выполненной работы. Претензия предъявляется в письменной форме и подписывается руководите­лем либо гражданином-предпринимателем. В претензии указыва­ются:

- требования заявителя;

- сумма претензии и обоснованный ее расчет, если претензия подлежит денежной оценке;


- обстоятельства, на которых основываются требования, и до­казательства, подтверждающие их, со ссылкой на соответствую­щее законодательство;

- перечень прилагаемых к претензии документов и других до­казательств;

- иные сведения, необходимые для урегулирования споров.
Претензия отправляется заказным или ценным письмом, по

телеграфу, телетайпу, факсу, электронной почте или с использо­ванием иных средств связи, обеспечивающих фиксирование ее отправления, либо вручается под расписку. К претензии прилага­ются подлинные документы, подтверждающие предъявленные за­явителем требования, или надлежаще заверенные копии либо вы­писки из них, если эти документы отсутствуют у другой стороны. Претензия рассматривается в течение 30 дней со дня получения, если иной срок не установлен соглашением сторон или междуна­родными договорами.

В ответе на претензию указываются:

- при полном или частичном удовлетворении претензии — признанная сумма, номер и дата платежного поручения на пере­числение этой суммы или срок и способ удовлетворения претен­зии, если она не подлежит денежной оценке;

- при полном или частичном отказе в удовлетворении претен­зии — мотивы отказа со ссылкой на действующее законодатель­ство и доказательства, обосновывающие отказ;

- перечень прилагаемых к ответу на претензию документов, других доказательств.

Ответ на претензию отправляется заказным или ценным пись­мом, по телетайпу, телеграфу, факсу, электронной почте, а так­же с использованием иных средств связи, обеспечивающих фик­сирование отправление ответа на претензию, либо вручается под расписку.

Претензионный порядок урегулирования споров может быть предусмотрен и самими сторонами в договоре, хотя бы по закону он и не требовался.

Если для конкретного спора законом или договором установ­лен досудебный порядок, в том числе претензионный, к исково­му заявлению, подаваемому в суд, обязательно должны быть при­ложены документы, подтверждающие соблюдение истцом этого порядка. В случае, если будет установлено, что досудебный поря­док истцом не соблюден, суд оставляет исковое заявление без рассмотрения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: