Научная проблема как исходный (базовый) фактор развития научной системы

Научная проблема – существенный вопрос относительно конкретного предмета научного исследования, его структуры, способов познания, практического использования и преобразования (Научные проблемы могут быть: эмпирические и концептуальные, методологические и оценочные, разрешимые и неразрешимые).

Научная проблема в качестве необходимого исходного пункта научного исследования была впервые предложена и обоснована британским философом К. Поппером, трактовавшим научное познание как процесс выдвижения и отбора предполагаемых решений поставленной проблемы. К. Поппер противопоставил свою модель научного познания как множества проблем и их возможных решений классическим моделям научной деятельности, согласно которым исходным пунктом цикла «научная деятельность» является некий внеположенный научному знанию «объект науки». То есть он предложил, что основным фактором развития научного знания является «научная проблема», а не «объект науки».

Постановка проблемы влечет за собой формулировку гипотезы. Откуда берется проблема? В науке формулирование проблемы – обнаружение “дефицита” информации для описания или объяснения реальности. Способность обнаружить “белое пятно” в знаниях о мире – одно из главных проявлений таланта исследователя. Итак, можно выделить следующие этапы порождения проблемы:

– выявление нехватки в научном знании о реальности;

– описание проблемы на уровне обыденного языка;

– формулирование проблемы в терминах научной дисциплины.

Проблема, как правило, требует создания теории.

Функции проблемы в научной системе:

· Задание цели: обнаружение, или переформулирование проблемы, или включение сформулированной проблемы в некоторую систему знания.

· Задание направления определенного научного исследования.

· Разделение наук. Науки могут различаться по разным проблемным моментам. Хотя в последнее время науки накладываются друг на друга

Постановка научной проблемы, вопроса формирует пути развития научной системы.

Общество часто ставит перед наукой определенную проблему, то есть делает социальный заказ, а наука, выполняя этот заказ, развивается по своим внутренним законам (например, есть закон «развитие науки в запас», согласно которому решение любой научной проблемы может быть осуществлено только в том случае, если наукой накоплен определенный объем знаний).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: