Г. Масштабы искупления

Одно из отличий реформатских богословов от католических и других про­тестантских богословов заключается в отношении к вопросу о масштабах искупления. Этот вопрос можно сформулировать следующим образом: когда

32 Рэндалл Э. Отто занимает по этому вопросу сходную позицию: «Включение столь загадочного пункта в символ веры, считающийся сводом основополагающих и жизнен­но важных догматов веры, представляется весьма неразумным» (Randall E. Otto, "Descendit in Inferna: A Reformed Review of a Doctrinal Conundrum", WTJ52 [1990], p. 150).


672 _________________ Часть IV. Учение о Христе и о Святом Духе ___________________

Христос умирал на кресте, Он заплатил за грехи всего человечества или толь­ко за грехи тех, кто, как Он знал, будут в конечном счете спасены?

Не принадлежащие к реформатской церкви верующие утверждают, что Благая весть, изложенная в Писании, постоянно предлагается всем людям, и чтобы это предложение было действенным, расплата за грехи уже должна была состояться, а последствия этого акта должны были затронуть фактически всех людей. Кроме того, они говорят, что если число людей, за чьи грехи заплатил Христос, ограниченно, то и возможность воспользоваться предложением Еван­гелия также ограниченна, и Благая весть не может предлагаться всему чело­вечеству без исключения.

С другой стороны, реформаты утверждают, что если Христос Своей смер­тью расплатился за грехи каждого жившего когда-либо человека, то не оста­лось чьих-либо неоплаченных грехов, откуда неизбежно следует, что все без исключения люди будут спасены. Ибо Бог не мог обречь на вечные муки кого-либо из тех, чьи грехи уже оплачены: это было бы требованием повторной пла­ты и, следовательно, несправедливостью. В ответ на возражение, что это ста­вит под угрозу возможность каждого человека воспользоваться предложени­ем Евангелия, реформаты отвечают, что мы не знаем, кто те люди, которые уверуют в Христа, ибо это известно только Богу. Что касается нас, то мы счи­таем, что доступ к Евангелию открыт всем без исключения. Кроме того, мы знаем, что всякий, кто покается и уверует в Христа, будет спасен, поэтому все должны покаяться (ср.: Деян. 17:30). То обстоятельство, что Бог заранее знает, кто будет спасен, и что Он принял смерть Христа в качестве платы только за их грехи, не препятствует свободному доступу к Евангелию, ибо того, кто от­кликается на Его призыв, Бог учитывает в Своих тайных замыслах. То, что мы не знаем, кто откликнется, не дает повода не предлагать Евангелие всем людям точно так же, как незнание величины будущего урожая не дает земле­дельцу повода отказаться от засевания своих полей.

И наконец, реформаты утверждают, что Божий замысел спасения согла­сован в кругу Троицы и, несомненно, принят к исполнению. Те, кого Бог на­меревался спасти, — это те же самые люди, ради которых Христос пошел на смерть, и те же самые люди, которым Святой Дух даст преимущества искупи­тельной работы Христа, пробуждая в них веру (Ин. 1:12; Флп. 1:29; ср.: Еф. 2:2) и призывая их верить в Христа. То, что задумал Бог-Отец, Бог-Сын и Святой Дух поддержали и, несомненно, исполнили.

/. Библейские отрывки, используемые для подтверждения реформатско­го воззрения. О том, что Христос умер ради Своих избранных, говорится во многих местах Писания. «Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (Ин. 10:11). «Жизнь Мою полагаюза овец» (Ин. 10:15). Павел говорит о церкви «Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20:28). И спрашивает: «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?» (Рим. 8:32). Этот отрывок указывает


Глава 26. Искупление



на связь между замыслом Бога отдать Своего Сына «за всех нас» и даровани­ем нам «всего», что подразумевает и спасение. В следующем стихе Павел чет­ко ограничивает сферу приложения этого постулата теми, кто будет спасен: «Кто будет обвинять избранных Божиих?» (Рим. 8:33), а в следующем стихе упоминает смерть Христа как причину, по которой никто не обвинит избран­ных (8:34). В другом месте Павел говорит: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф. 5:25).

Более того, в начале Своего служения Христос знал о существовании лю­дей, которыхдал Ему Отец. «Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет, и прихо­дящего ко Мне не изгоню вон... Воля же пославшего Меня Отца есть та, что­бы изтого, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в послед­ний день» (Ин. 6:37—39). Он говорит также: «Не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои» (Ин. 17:9). Затем он переходит от конкретной просьбы за учеников к молитве за всех верующих: «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их» (Ин. 17:20).

И наконец, в некоторых отрывках говорится об определенном взаимодей­ствии между Отцом и Сыном в смертный час Христа, взаимодействии, имев­шем непосредственное отношение ктем, кто уверует. Например, Павел гово­рит: «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим. 5:8). И добавляет: «Ибо, если, будучи врага­ми, мы примирились с богом смертию Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнию Его» (Рим. 5:10). Это примирение с Богом затрагивает определенную группу людей, которые будут спасены, и происходит когда мы еще были «врагами». Соответственно, Павел говорит: «Ибо незнавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2 Кор. 5:21; ср.: Гал. 1:4; Еф. 1:7). И «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою» (Гал. 3:13).

Дополнительным подтверждением реформатских воззрений является то обстоятельство, что все блага спасения, включая веру, покаяние и деяния Свя­того Духа по осуществлению спасения, были обеспечены искупительной рабо­той Христа именно для Его избранных. Те, для кого Он заработал прощение, получили и другие блага, заработанные для них (ср.: Еф. 1:3,4; 2:8; Флп. 1:29)33.

33 Я не знаю арминиан, придерживающихся того, что я называю «реформатским воз­зрением», — воззрения, которое обычно называют «спасением избранных» или «ограничен­ным искуплением». Но мне не представляется логически несовместимым, если кто-то, за­нимающий традиционно арминианскую позицию (что Бог предвидел, кто уверует, и пред­назначил их на основании этого предвидения), присоединится к убеждению, что Своей смертью Христос расплатился за грехи тех, кто, как предвидел Бог, уверует, и больше не за чьи. Это равнозначно утверждению, что, хотя «ограниченное искупление» составляет неотъем­лемый элемент реформатского воззрения, логически вытекая из абсолютного верховенства Бога в деле спасения, человек может (по меньшей мере, теоретически) разделять представ­ление об «ограниченном искуплении», не присоединяясь к реформатской позиции по дру­гим вопросам, касающимся верховенства Бога в жизни вообще или в спасении в частности.

22 Зак. 3605


674 _______________ Часть IV. Учение о Христе и о Святом Духе ___________________

То, что я называю в этом разделе «реформатским воззрением», обычно относится к «ограниченному искуплению»34. Однако большинство богосло­вов, занимающих эту позицию в наши дни, не одобряют выражение «огра­ниченное искупление», поскольку оно якобы говорит о некоей недостаточ­ности искупительной работы Христа. Обычно предпочитают пользоваться выражением «спасение избранных», поскольку это представление зиждется на том, что Христос умер за определенных людей (а именно тех, кто будет спасен и кого Он пришел искупить), которых Он знал лично «прежде созда­ния мира» (см.: Еф. 1:3—5) и которых имел в виду в Своей искупительной работе.

Противоположное воззрение, заключающееся в том, что Христос Своей смертью заплатил за грехи всех когда-либо живших людей, называют «все­общим спасением» или «неограниченным искуплением».

2. Библейские отрывки, используемые для подтверждения нереформат-ского воззрения (всеобщего спасения или неограниченного искупления). Ряд от­рывков из Писания указывает на то, что в некотором смысле Христос умер за все человечество. Иоанн Креститель сказал: «Вот Агнец Божий, Который бе­рет на Себя трехмира» (Ин. 1:29). А Ин. 3:16 говорит нам, что «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». Иисус сказал: «Хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин. 6:51). Павел говорит, что «Бог во Христе примирил с Собою мир» (2 Кор. 5:19). Мы читаем о Христе, что «Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за гре­хи всего мира» (I Ин. 2:2). Павел пишет, что Христос Иисус предал «Себя для искупления всех» (1 Тим. 2:6). И автор Послания к Евреям говорит, что Иисус был немного унижен перед ангелами, «дабы Ему, по благодати Божией, вку­сить смерть за всех» (Евр. 2:9).

В некоторых других отрывках, по-видимому, говорится о том, что Хрис­тос умер за тех, кто не будет спасен. Павел говорит: «Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер» (Рим. 14:15). В сходном контексте он говорит, что-

34 Это буква «L» в акрониме TULIP, представляющем так называемые «пять пунк­тов кальвинизма», — пять доктрин, приверженность к которым отличает кальвинистов, или реформатских богословов, от многих других протестантов. Пять доктрин, представ­ленных этим словом, таковы: Total depravity (абсолютная греховность), Unconditional election (безусловное избрание), Limited atonement (ограниченное искупление), Irresistible grace (непреодолимая благодать) и Perseverance of the saints (неотступность святых). Эта книга отстаивает указанные пять доктрин, хотя и приводит в каждом случае доводы в пользу противоположной точки зрения, предоставляя соответствующую библиографию, отражающую обе позиции; о каждом отдельном пункте см. следующие главы: 23 (Т), 31 (U), 26 (L), 33 (I) и 39 (Р).


Глава 26. Искупление



бы коринфяне не ели в идольском храме, потому что это может подтолкнуть маловерных уязвить свою совесть и съесть идоложертвенное. Далее он говорит: «И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос» (1 Кор. 8:11). Петр пишет о лжеучителях: «Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь ис­купившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель» (2 Пет. 2:1; ср.: Евр. 10:29).

3. Положения, по которым имеется единство взглядов, и некоторые вы­воды относительно спорных текстов. Сначала будет полезно перечислить по­ложения, с которыми согласны обе стороны:

1. Не все будут спасены.

2. Доступ к Евангелию по праву открыт каждому человеку. Совершенно справедливо, что «всякий, кто захочет», может прийти к Христу за спасением, и никто из пришедших к Нему не будет отвергнут. Евангелие добросовестно предлагается каждому человеку.

3. Все согласны, что сама по себе смерть Христа — в силу того что Он является предвечным Сыном Божьим — обладает неизмеримой ценностью и сама по себе достаточна, чтобы оплатить грехи столь многих или столь немно­гих, как то определили Отец и Сын. Вопрос заключается не в истинной цен­ности страданий и смерти Христа, а в количестве людей, за которых, по мне­нию Отца и Сына, смерть Христа была достаточной платой в то время, когда умер Христос.

Однако, помимо этих точек соприкосновения, остаются разногласия, ка­сающиеся следующего вопроса: за чьи грехи фактически расплатился Хрис­тос Своей смертью — за грехи тех, кто уверует в Него, или за грехи всякого когда-либо жившего на земле человека? По этому вопросу те, кто стоит на позиции «спасения избранных», по-видимому, имеют более веские аргументы в свою пользу. Во-первых, важным моментом, который обычно не могут объяснить сторонники доктрины «всеобщего спасения», является то, что люди, осужденные на вечные муки в аду, сами расплачиваются за свои гре­хи, и, следовательно, их вина не могла быть полностью принята на Себя Хри­стом. Сторонники доктрины всеобщего спасения иногда отвечают, что люди страдают в аду из-за греха неприятия Христа, даже если их прочие грехи были оплачены. Но это объяснение едва ли можно назвать удовлетворительным, и вот почему: 1) некоторые люди никогда не отвергали Христа, потому что ни­когда не слышали о нем; 2) Писание, говоря о вечном наказании, подчерки­вает тот факт, что люди страдают не из-за того, что отвергли Христа, а из-за своих собственных грехов (см.: Рим. 5:6—8,13—16 и др.). По-видимому, этот важный момент окончательно решает спор в пользу доктрины «спасения из­бранных».


676 _________________ Часть IV. Учение о Христе и о Святом Духе ___________________

Другой важный аргумент в пользу доктрины «спасения избранных» за­ключается в том факте, что Христос заработал наше спасение, полностью рас­платившись за все наши грехи. Он спас нас не потенциально, а реально, как личности, которые Он любит. Третий веский довод в пользу доктрины «спасе­ния избранных» состоит втом, что существует вечное согласие между плана­ми и замыслами Бога и работой Отца, Сына и Святого Духа по осуществле­нию этих замыслов (см.: Рим. 8:28—30).

Относительно отрывков из Писания, используемых для подтверждения идеи всеобщего спасения, можно сказать следующее: несколько отрывков, в которых говорится о «мире», означают лишь то, что грешники будут спа­сены, без намека на то, что будет спасен каждый отдельный человек в мире. Точно так же тот факт, что Христос — это Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира (Ин. 1:29), не означает (в любом толковании), что Христос реально избавляет от грехов каждого отдельного человека, ибо обе стороны согласны, что не все будут спасены. Сходным образом, тот факт, что Бог во Христе примирил с Собою мир (2 Кор. 5:19), означает не то, что каждый от­дельный человек в мире примирился с Богом, а то, что грешники вообще примирились с Богом. Другими словами, Иисус был Агнцем Божьим, Ко­торый взял на Себя грехи грешников, а Бог во Христе примирил с Собою грешников. Это не означает, что все грешники будут спасены или примире­ны с Богом, а говорит лишь о том, что целью Божьего дела спасения были эти группы в целом, а вовсе не каждый отдельный человек. По существу, это означает, что слова «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего едино­родного», отнюдь не подразумевают, что каждый грешник во всем мире бу­дет спасен.

Отрывки, в которых говорится о Христе, умершем «за» весь мир, правиль­нее всего истолковывать в свете возможности воспользоваться предложени­ем Евангелия, предоставляемой всем людям. Слова Иисуса «хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизньмира» (Ин. 6:51), следует понимать в контексте Его самоопределения как хлеба, сошедшего с небес, ко­торый предлагается людям и который они могут, если захотят, принять. Ранее в этой же беседе Иисус сказал, что «хлеб Божий есть Тот, Который сходит с небес и дает жизнь миру» (Ин. 6:33). Это можно истолковать как привнесение в мир новой жизни, но отнюдь не втом смысле, что каждый отдельный чело­век в мире получит эту новую жизнь. Затем Иисус говорит о Себе как о при­зывающем других прийти и взять этот хлеб жизни:«... Приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда. <...>Хлебже, сходящий с небес, таков, чтоядуший его не умрет. Я — хлебживый, сшедший с небес: ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин. 6:35;50,51). Иисус отдает Свою плоть, чтобы привнести жизнь в мир и дать жизнь миру, но говорить, что Иисус


__________________________ Глава 26. Искупление ________________________ 677

пришел, чтобы предложить миру вечную жизнь (положение, относительно ко­торого согласны обе стороны), не означает говорить, что Он фактически рас­платился за грехи каждого, кто жил когда-либо в этом мире, ибо это отдель­ный вопрос.

Когда Иоанн говорит, что Христос есть жертва «умилостивления за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1 Ин. 2:2), его слова можно истолковать просто в том смысле, что Христос — это искупительная жертва, действенность которой Евангелие распространяет ныне на грехи каж­дого в этом мире. Предлог «за» (греч. nepi с генитивом) допускает двоякое тол­кование конкретного смысла отождествления Христа с жертвой умилостив­ления «за» грехи мира. Предлог nepi означает только «в отношении» или «по поводу», но он не настолько конкретен, чтобы точно определить, каким обра­зом Христос является жертвой по отношению к грехам мира. В полном соот­ветствии с лексикой этого стиха можно предположить, что Иоанн просто го­ворит о том, что Христос есть искупительная жертва, которой достаточно, что­бы расплатиться за грехи каждого в этом мире35. Точно также, когда Павел говорит, что Христос есть «предавший Себя для искупления всех» (1 Тим. 2:6), мы должны понимать это как выкуп, распространяющийся на всех людей без исключения36.

Когда автор Послания к Евреям говорит, что Христос был унижен перед ангелами, «дабы Ему, по благодати Божией, вкусить см,ерть за всех» (Евр. 2:9), эти слова наиболее правильно понимать как относящиеся к каждому из Хри­стовых избранных, каждому из спасаемых. Здесь не говорится о каждом «в этом мире» или о чем-либо в этом роде, а ближайший контекст показывает, что автор, несомненно, говоритотех, кто спасаем (см.: «приводящего многих

35 Ср. сходный смысл выражения «за грехи» (греч. nepi Ьцархая/) в Евр. 10:26, где
автор говорит, что если кто-то продолжает грешить, получив познание истины, «то не оста­
ется более жертвы за грехи». Это означает не то, что жертва Христа больше не существу­
ет, а то, что ее действенность не распространяется больше на человека, который созна­
тельно отверг ее и лишил себя возможности добровольного покаяния. Здесь «жертва за
грехи» означает «жертву, которую можно предъявить в качестве платы за грехи». Соот­
ветственно, 1 Ин. 2:2 может означать «умилостивление, действенность которого распро­
страняется на грехи всего мира [особенно в том, что касается не только иудеев, но и
язычников]».

36 Когда Павел говорит, что Бог «есть Спаситель всех человеков, а наипаче вер­
ных» (1 Тим. 4:10), он имеет в виду Бога-Отца, а не Христа, и, по-видимому, исполь­
зует слово «Спаситель» в значении «тот, кто хранит жизнь людей и спасает их от опас­
ности», а не в значении «тот, кто прощает их грехи», ибо Павел, несомненно, не под­
разумевал, что каждый отдельный человек будет спасен. Впрочем, возможно и такое
значение, как «Бог есть Спаситель всех людей, — т. е. людей, которые веруют» (аргу­
менты в защиту этой точки зрения см.: George W. Knight III, The Pastoral Epistles,
pp. 203, 204).


678 _______________ Часть IV. Учение о Христе и о Святом Духе ___________________

сынов в славу» [ст. 10]; «освящаемые» [ст. 11]; «дети, которых дал Мне Бог» [ст. 13]). Греческое слово пса/, переведенное здесь как «все», используется в сходном значении как «все из народа Божьего» в Евр. 8:11 («потому что все... будут знать Меня») и в Евр. 12:8 («Если же остаетесь без наказания, которое всем обше, то вы — незаконные дети, а не сыны»). В обоих случаях, несмотря на отсутствие уточняющего пояснения, что «все»—это «все из народа Божьего», это значение явственно выражено в общем контексте. Разумеется, в другом контексте это же слово «все» может означать «всех людей без исключения», но в каждом случае эти значения необходимо различать в зависимости от кон­текста.

Когда Павел говорит в Рим. 14:15 и 1 Кор. 8:11 о возможности погубить того, за кого Христос умер, по-видимому, предлог «за» также следует пони­мать в том смысле, что Христос умер, «чтобы сделать спасение доступным» этим людям или чтобы «дать возможность воспользоваться предложением Евангелия» людям, связанным с церковным братством. Маловероятно, что он имеет в виду конкретную проблему принимаемого внутри Троицы решения о том, чьи грехи Отец сочтет оплаченными смертью Христа. Скорее, он говорит о тех, кому было предложено Евангелие. В другом отрывке, 1 Кор. 8:11, назы­вая немощного человека братом, «за которого умер Христос», Павел не столько констатирует внутреннее духовное состояние этого человека, сколько просто говорит в соответствии с так называемым «судом милосердия», по которому люди, входящие в церковное братство, могут по праву называться братьями и сестрами37.

Когда Петр говорит о лжеучителях, которые введут пагубные ереси, «от-вергаясь искупившего их Господа» (2 Пет. 2:1), неясно, к кому относится слово «Господь» (греч. бесглбгщ) — к Христу (как в Иуд. 4) или к Богу-Отцу (как в Лк. 2:29; Деян. 4:24; Отк. 6:10). В любом случае, это, вероятно, ветхозаветная аллюзия на Втор. 32:6, где Моисей говорит непокорному народу, отвернувшемуся от Бога: «Не Он ли Отец твой, Который искупил

37 Другое возможное толкование этих двух отрывков состоит в том, что «погубить» означает «помешать христианскому возрастанию человека, который, тем не менее, оста­нется верующим, но чьи принципы будут скомпрометированы. Такое значение, несо­мненно, вполне удовлетворяет контексту в обоих случаях, но единственное возражение вызывает то, что греч. слово batdkkviii, «губить», использованное в обоих случаях, пред­ставляется несколько более сильным словом, чем было бы уместно, если бы намерение Павла было таково. Это же слово часто используется для обозначения вечной погибели (см.: Ин. 3:16; Рим. 2:12; 1 Кор. 1:18; 15:18; 2 Кор. 2:15; 4:3; 2 Пет. 3:9). Впрочем, возмож­но, контекст 1 Кор. 8:11 имеет несколько иной смысл, чем остальные отрывки, ибо в этом стихе говорится не о Боге, «губящем» человека, а о другом человеке, делающим нечто такое, что «губит» его брата, а это указывает на более слабый смысл использован­ного здесь понятия.


__________________________ Глава 26. Искупление ________________________ 679

тебя?» (перевод мой. — У. Z1.)38. Петр проводит аналогию между лжепроро­ками, появлявшимися среди израильтян в прошлом, и лжеучителями, ко­торые появятся в церквах, которым он адресует свое послание: «Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагуб­ные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель» (2 Пет. 2:1). Наряду с упоминанием лжепророков в Вет­хом Завете, Петр указывает также на тот факт, что непокорные израильтя­не отвернулись от Господа, Который «искупил» их из Египта во время ис­хода. Начиная с исхода, любой израильтянин считал себя «искупленным» Богом, и потому был собственностью Бога. В этом смысле лжеучителя, по­являющиеся среди народа, отрицали Бога как своего Отца, Которому они принадлежали по праву39. Таким образом, в данном тексте говорится не о Христе, искупившем этих лжепророков, а просто о том, что непокорные израильтяне (или члены церкви, занимающие такую же позицию, как не­покорные израильтяне), принадлежащие Господу потому, что они (или их предки) были выкуплены из египетского рабства, проявили по отношению к Нему черную неблагодарность. Искупительная работа Христа на кресте в этом стихе не подразумевается40.

В заключение я хотел бы сказать, что реформатская доктрина «спасения избранных» представляется наиболее согласующейся с общим характером изложенного в Писании учения. Но, сказав это, я должен сделать несколько предостережений.

4. Пояснения и предостережения, касающиеся этой доктрины. Необ­ходимо внести некоторые пояснения и указать некоторые сферы, в кото­рых мы можем справедливо не соглашаться с тем, как отдельные привер­женцы доктрины «спасения избранных» выражают свои доводы. Необхо­димо также задаться вопросом, какое воспитательное значение имеет это учение.

38 Хотя в LXX использовано понятие кхбоцаг, а не ссуорб^со, как у Петра, эти слова
во многих случаях являются синонимами и означают «покупать, приобретать»; евр. сло­
во во Втор. 32:6 — Л3£, часто используется в Ветхом Завете в таком же значении.

39 См.: John Gill,' The Cause ofGodandTruth (Grand Rapids: Baker, 1980;repr.of 1855ed.;
first published 1735), p. 61. Автор предлагает и другие возможные толкования данного от­
рывка, но это представляется наиболее убедительным. Следует иметь в виду, что в обоих
своих посланиях Петр довольно часто характеризует церкви, к которым он обрашается,
в терминах, заимствованных из богатейшего арсенала выразительных средств, исполь­
зуемых в Ветхом Завете для изображения Божьего народа; см.: W. Grudem, The First Epistle
of Peter, р.ИЗ.

40 Греч, слово беалбхщ, «Владыка», используется в других местах Писания по
отношению к Богу в контексте, подчеркиваюшем Его роль Творца и Вседержителя
(Деян.4:24;Отк.6:10).


680_______________ Часть IV. Учение о Христе и о Святом Духе ___________________

1. Представляется ошибкой формулировать вопрос так, как это делает Беркхоф41, и сосредоточивать внимание на цели Отца и Сына, а не на том, что фактически произошло в искуплении. Если мы сведем дискуссию к цели искупления, то это будет всего лишь иной формой большого спора между кальвинистами и арминианами о цели Бога. Арминиане полагают, что Его целью является спасение всех людей — цель, достижение которой было со­рвано человеческой склонностью к мятежу, а кальвинисты придерживаются воззрения, что целью Бога является спасение тех, кого Он избрал. Этот во­прос не может быть решен на ограниченном пространстве проблемы масшта­бов искупления, ибо библейские тексты, посвяшенные исключительно этой теме, весьма немногочисленны и о них едва ли можно говорить как о неопро­вержимом доказательстве правоты какой-либо из сторон. Отношение к этим отрывкам определяется отношением к более широкой проблеме толкования учения Писания о природе искупления, а также о Божьем провидении, верхо­венстве и об избранничестве. Любые решения, принимаемые по этим широ­ким проблемам, будут влиять и на отношение к этому конкретному вопросу, и люди будут делать свои выводы соответствующим образом.

Таким образом, вместо того чтобы сосредоточивать внимание на цели ис­купления, вопрос должен быть поставлен об искуплении как таковом: за­платил ли Христос за грехи всех неверующих, которые будут навечно осужде­ны, и полностью ли Он заплатил за их грехи на кресте? Очевидно, нам при­дется ответить на этот вопрос отрицательно.

2. Утверждения «Христос умер только за Своих избранных» и «Христос умер за всех людей» в каком-то смысле оба справедливы, и слишком часто спор по этому вопросу запутывается из-за различия смыслов, придаваемых в этих утверждениях предлогу «за».

Утверждение «Христос умер только за Своих избранных» можно истол­ковать как «Христос умер, чтобы расплатиться за все грехи только Своих из­бранных». В этом смысле оно справедливо. Но когда верующие, не принадле­жащие к реформатам, слышат фразу «Христос умер только за Своих избран­ных», им чудится в ней, будто «Христос умер, чтобы сделать Евангелие доступным только немногим избранным», и они испытывают тревогу по по­воду того, что представляется им реальной угрозой доступности Евангелия каждому человеку. Реформатам, придерживающимся доктрины «спасения из­бранных», следует отдавать себе отчет в возможности неправильного понима­ния фразы «Христос умер только за Своих избранных» и, заботясь об истине,

41 Беркхоф говорит: «На самом деле этот вопрос связан с замыслом искупления. Отец, посылая Христа, и Христос, придя в этот мир, чтобы совершить искупление за грех, сделали это с целью спасения только избранных или же с целью спасения всех людей? Вопрос состоит в этом, и только в этом» (Berkhof, Systematic Theology, p. 394).


Глава 26. Искупление



желая подтвердить доступность Евангелия и избежать недоразумений в христианском сообществе, им следует быть более точными в высказывании того, что они имеют в виду. Простое утверждение «Христос умер только за Своих избранных», будучи истинным в указанном выше смысле, редко ис­толковывается подобным образом, когда его слышат люди, незнакомые с реформатской доктриной, поэтому такие двусмысленные фразы лучше не про­износить вообще.

С другой стороны, утверждение «Христос умер за всех людей» спра­ведливо, если оно означает «Христос умер, чтобы сделать спасение доступ­ным для всех людей», или «Христос умер, чтобы дать всем людям возмож­ность воспользоваться предложением Евангелия». По существу, это язык, которым пользуется само Писание в таких фрагментах, как Ин. 6:51; 1 Тим. 2:6 и 1 Ин. 2:242. Думается, что разногласия и бесполезные споры возникают только в результате мелочных придирок, когда реформаты пытаются быть в своей речи такими точными, что возражают всякий раз, когда кто-нибудь говорит, что «Христос умер за всех людей».

Сходным образом, я не считаю, что мы должны обрушиваться с критикой на проповедника, который говорит неверующим слушателям: «Христос умер за ваши грехи», если в данной ситуации это проясняет, что, прежде чем полу­чить преимущества, предлагаемые Евангелием, сначала необходимо поверить в Христа. В этом смысле данное утверждение понимается просто как «Хрис­тос умер, чтобы предложить вам прощение за ваши грехи», или «Христос умер, чтобы прощение распространилось и на ваши грехи». Важно, чтобы грешни­ки осознали, что спасение доступно каждому и что плата за грехи распрост­раняется на всех.

Этот пункт вызывает у некоторых реформатских богословов возражения, и они предупреждают нас, что если мы скажем неверующим: «Христос умер за ваши грехи», то они сделают вывод: «Значит, я спасен независимо от того, как я поступаю». Однако, по-видимому, в действительности такой проблемы не существует, ибо, когда бы протестантские проповедники (реформатские или нереформатские) ни рассказывали о Евангелии неверующим, они всегда ясно дают понять, что смерть Христа не принесет человеку никакой пользы, если он не верит в Христа. Следовательно, проблема, по-видимому, состоит в чем-то таком, во что, как полагают реформаты, должны поверить неверующие (если бы они были последовательны в рассуждениях о тайных замыслах Бога и об отношениях между Отцом и Сыном в замыслах Троицы об искупительной жертве Христа на кресте). Но неверующие просто не рассуждают таким обра­зом: они понимают, что им необходимо поверить в Христа, прежде чем они

42 Беркхоф говорит, что 1 Тим. 2:6 указывает на «явленную Божью волю спасти как иудеев, так и язычников» (ibid., p. 396).


682 _______________ Часть IV. Учение о Христе и о Святом Духе ___________________

ощутят благотворное воздействие Его искупительной работы. Кроме того, гораздо более вероятно, что люди поймут утверждение «Христос умер за ваши грехи» в правильном, с точки зрения вероучения («Христос умер, чтобы пред­ложить вам прощение ваших фехов»), а не в ошибочном смысле («Христос умер и полностью расплатился за все ваши фехи»)43.

3. Если говорить о практическом применении и воспитательном значе­нии наших слов, то и те, кто придерживается доктрины «спасения избран­ных», и те, кто отстаивает воззрение о всеобщем спасении, сходятся во мне­ниях по некоторым ключевым вопросам:

а) И те, и другие искренне остерегаются внушить мысль, что люди будут
спасены вне зависимости от того, верят они в Христа или нет. Реформатов
иногда упрекают за то, что они говорят, что избранные будут спасены незави­
симо от их отклика на Евангелие, но это явное искажение реформатской по­
зиции. С другой стороны, реформаты считают, что сторонники идеи всеобще­
го спасения рискуют внушить мысль, что все будут спасены, независимо от
того, верят они в Христа или нет. Но позиция, на которой в действительности
стоят нереформаты, отнюдь не такова, а критиковать людей за взгляды, кото­
рые они не отстаивают, только потому, что вы считаете, что они бы занимали
эту позицию, если бы были последовательны в своих воззрениях, — занятие
весьма сомнительное.

б) Обе стороны остерегаются внушить мысль, что могут существовать
люди, которые придут к Христу за спасением, но будут отвергнуты, потому
что Христос умер не за них. Никто не говорит и не намекает неверующему, что
«Христос, возможно, умер и за твои фехи (хотя может быть и нет!)». Обе сто­
роны стремятся ясно показать, что все, кто придет к Христу за спасением, бу­
дут спасены. «Приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин. 6:37).

в) Обе стороны остерегаются внушить мысль, что Бог неискренен, когда
открывает свободный доступ к Евангелию. Это искреннее предложение, и на­
всегда останется истиной то, что каждый, кто захочет прийти к Христу за спа­
сением, и действительно придет к Нему, будет спасен.

г) И наконец, следует задуматься, почему этот вопрос вообще имеет такое
значение. Несмотря на то что иногда реформаты превращают идею «спасения
избранных» в мерило для проверки ортодоксальности религиозных убежде­
ний, было бы полезно иметь в виду, что в самом Писании она никогда не вы­
деляется как учение первостепенной важности, равно как и не становится
предметом развернутого богословского обсуждения. Наши знания по этому

43 Я не призываю к тому, чтобы мы допускали небрежности в своей речи, но наста­иваю на том, что мы не должны подвергать критике других христиан, когда они неосоз­нанно используют неточный язык, не имея умысла опровергнуть какую-либо доктрину Писания.


_______________________ Глава 26. Искупление __________________ 683

вопросу основаны на упоминаниях в отрывках, посвященных другим докт-ринальным и практическим проблемам. В сущности, исследуя этот вопрос, мы пытаемся проникнуть в тайные замыслы Троицы и вступаем в сферу, пря­мые библейские свидетельства о которой очень скудны, — обстоятельство, заставляющее нас быть осмотрительными. По зрелом размышлении, следо­вало бы говорить, что учение о спасении избранных представляется нам ис­тинным, что оно логически вытекает из нашей богословской системы и помо­гает убеждать людей в том, что Христос любит каждого из них лично и что Его искупительная работа за них полностью завершена; но, вместе с тем, это уче­ние почти неизбежно приводит к некоторым недоразумениям, порождая спо­ры и разногласия среди верующих, что не может не вызывать серьезную пас­торскую озабоченность. Вероятно, именно по этой причине такие апостолы, как Иоанн, Петр и Павел, сочли благоразумным не заострять внимание на этом вопросе вообще. И мы, пожалуй, поступим правильно, если последуем их примеру.

Вопросы для самостоятельной работы

1. Помогла ли вам эта глава понять значение смертц Христа лучше, чем вы понимали ее прежде? Укрепилась или ослабла ваша уверенность в том, что Хрис­тос действительно расплатился за ваши грехи?

2. Если первопричина искупления заключается в любви и справедливости Бога, то считаете ли вы, что в вас есть нечто такое, что побуждало Бога любить вас или предпринимать шаги к вашему спасению (когда Он заглядывал вперед и ду­мал о вас как о грешнике, восставшем против Него)?

3. Считаете ли вы, что страданий Христа было достаточно, чтобы оплатить ваши грехи? Согласны ли вы положиться на Его работу по искуплению всех ва­ших грехов? Считаете ли вы, что Он истинный Спаситель, заслуживаюший ва­шей веры? Теперь вы верите Ему, когда Он говорит: «Приидите ко Мне... и Я ус­покою вас»? (Мф. 11:28). Будете ли вы всегда полагаться на Него всем сердцем ради полного спасения?

4. Если Христос взял на Себя всю вину за наши грехи, принял на Себя весь Божий гнев на грех и претерпел все смертные муки, которые заслужили мы, то обратит ли когда-нибудь Бог Свой гнев на вас как на верующего (см.: Рим. 8:31— 39)? Можно ли объяснить трудности и страдания, которые вы испытываете в жиз­ни, Божьим гневом на вас? Если нет, то почему мы, как христиане, испытываем трудности и страдания в этой жизни (см.: Рим. 8:28; Евр. 12:3—11)?

5. Считаете ли вы, что Своей жизнью Христос заслужил одобрение Бога? Согласны ли вы положиться на это ради вашей вечной жизни? Считаете ли вы Иисуса Христа достаточно надежным и добрым Спасителем, чтобы доверять Ему?



Часть IV. Учение о Христе и о Святом Духе


Чему вы склонны больше доверять ради вечного пребывания с Богом — своей собственной жизни или жизни Христа?

6. Если Христос действительно избавил вас от рабства греху и сатане, то мо­жете ли вы назвать сферы своей жизни, в которых наиболее полно осознаете, что это истинно? Придает ли это осознание еще большее воодушевление в вашей хри­стианской жизни?

7. Находите ли вы справедливым, что Христос стал вашим заместителем и расплатился за ваши грехи? Какие чувства пробуждаются в вашем сердце, когда вы думаете о Нем как о своем заместителе, умершем вместо вас?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: