Г. Новозаветное учение о единстве церкви. Новый Завет особенно подчеркивает необходимость единства церкви

Новый Завет особенно подчеркивает необходимость единства церкви. Вот какова цель Иисуса: «Будет одно стадо и один Пастырь» (Ин. 10:16, курсив мой. — У. Г.). Он молится обо всех будущих верующих: «Да будут все едино» (Ин. 17:21). Это единство будет свидетельством для неверующих, поскольку Иисус молится также: «Да будут совершены во едино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня» (Ин. 17:23, курсив мой. — У. Г.).

2 См. замечательный анализ этой ситуации: J. Gresham Machen, Christianity and Liberalism (repr. ed., Grand Rapids: Eerdmans, 1968; first published in 1923), esp. pp. 64—68.


990 _____________________ Часть VI. Учение о Церкви _________________________

Павел обращается к коринфянам, как к «призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас» (1 Кор. 1:2, курсив мой. — У. Г.). Затем Павел пишет в Коринф: «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях» (1 Кор. 1:10, курсив мой. — У. Г.; ср. сост. 13).

Он призывает филиппийцев: «Дополните мою радость: имейте одни мыс­ли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны» (Флп. 2:2, кур­сив мой. — У. Г.). Он говорит эфесянам, что христиане должны «сохранять единство духа в союзе мира» (Еф. 4:3, курсив мой. — У. Г.) и что Господь дару­ет церкви таланты «для созидания тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:12,13, курсив мой. — У. Г.).

Павел повелевает церкви жить в единстве потому, что между истинно веру­ющими уже существует действительное духовное единство во Христе. Он гово­рит: «Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и чрез всех, и во всех нас» (Еф. 4:4—6). И хотя тело Христово состоит из множества членов, все эти члены — «однотело»(1 Кор. 10:17; 12:12—26).

Новозаветные авторы, поскольку они ревностно оберегают это единство церкви, предостерегают о тех, кто приводит к разделениям:

Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и со­блазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них; ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чре­ву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных (Рим. 16:17,18).

Павел в свое время выступил против Петра, когда тот стал избегать об­щения с христианами из язычников, отдавая предпочтение христианам из иудеев (Гал. 2:11—14). Те, кто производит «ссоры... распри, разногласия... Царствия Божия не наследуют» (Гал. 5:20,21). Иуда предостерегает, что «люди, отделяющие себя (от единства веры), [суть] душевные, не имеющие духа» (Иуд. 19).

С новозаветным призывом к единству верующих согласуется и тот факт, что когда в Писании звучит призыв отделяться, — всегда имеется в виду от­деление от неверующих, а не от христиан, с которыми возникли те или иные разногласия. Когда Павел говорит: «И потому выйдите из среды их и отдели­тесь» (2 Кор. 6:17), то он говорит это в продолжение мысли, высказанной в на­чале этого текста: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными» (2 Кор. 6:14, курсив мой. — У. Г.). Павел также говорит Тимофею: «Таковых удаляйся» (2 Тим. 3:5), но говорит это не о верующих, а о неверующих, о тех, кто «более


___________________ Глава 44. Чистота и единство Церкви __________________ 991

сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2 Тим. 3:4,5). Он говорит, что это «люди развращенные умом, невежды в вере» (2 Тим. 3:8). Безусловно, существует и такой вид церковного наказания, как отлучение от церкви человека, который привносит волнение в церковь (Мф. 18:17;1 Кор. 5:11—13). Могут существовать также и иные осно­вания для отделения (см. об этом ниже), однако сейчас важно отметить, что в Новом Завете нет прямых указаний отделяться от христиан из-за доктриналь-ных различий (если только эти различия не являются серьезной ересью, ког­да отрицается сама вера)3.

В Писании, когда речь идет о единстве церкви, говорится, что нам следу­ет трудиться не только ради чистоты видимой церкви, но и ради ее единства. Тем не менее мы должны осознавать, что такое единство не подразумевает еди­ного всемирного правления над всеми христианами. Единство верующих ча­сто весьма эффективно осуществляется через добровольное сотрудничество и братские отношения между различными группами христиан. Кроме того, раз­личные виды служения могут привести к наличию различных организаций, каждая из которых подчиняется всемирному главенству Христа как Господа Церкви. Поэтому существование различных деноминаций, миссий, христи­анских образовательных учреждений и т. д. не является признаком отсутствия единства Церкви (хотя в некоторых случаях такое может иметь место), по­скольку все эти структуры могут весьма успешно сотрудничать и демонстри­ровать единство самых разных организационных форм. (Я полагаю, что со­временный термин «парацерковная организация» неудачен, поскольку он под­разумевает, что эти организации находятся «за» церковью, а потому «вне» ее, тогда как в реальности все они просто являются частями одной всемирной Церкви.) Кроме того, многие христиане считают, что всемирного управления Церковью быть не может, поскольку в Новом Завете нет примеров, когда бы пресвитер имел власть где-либо еще помимо своей собственной местной об­щины (см. гл. 46). Ведь даже апостолы согласились, что Павелдолжен пропо­ведовать язычникам, а Петр — иудеям (Гал. 2:7). Например, Павел на некото­рое время разлучился с Варнавой, поскольку они не были согласны в вопросе о том, следует ли им брать с собой Марка (Деян. 15:39,40), хотя во всех прочих отношениях они были едины4.

3 В Новом Завете христианам запрещается приветствовать учителей-еретиков, ко­
торые не проповедуют истинного Евангелия (см.: 2 Ин. 10).

4 Писание подразумевает, что Павел был прав, а Варнава нет, не соглашаясь с ним,
поскольку, как там сказано, Павел покинул Антиохию вместе с Силой, «быв поручен
братиями благодати Божией» (Деян. 15:40), тогда как о Варнаве ничего подобного не го­
ворится. Этот случай упоминается не для того, чтобы мы считали такие отношения нор­
мой, поскольку упоминается также и об «огорчении» (ст. 39), а для того, чтобы показать,
что и эти люди не были совершенно безупречны.



Часть VI. Учение о Церкви



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: