Е. Причины разделения

Исследовав причины, которые приводили к разделению, и сравнив их с новозаветным требованием стремиться к единству и чистоте, мы увидели как верные, так и неверные причины для разделения. Неверные причины — это лич­ное честолюбие и гордыня или различия в учениях и обрядах второстепенной

7 Коммент. к 1 Кор. 4:6.

8 Коммент. кЧис. 12:1.

32 Зак. 3605



Часть VI. Учение о Церкви


важности (которые не оказывают влияния на другие учения и не изменяют существенным образом христианскую жизнь)9.

С другой стороны, существуют и такие причины разделения, которые мы можем рассматривать в качестве верных (точнее, верных в зависимости от конкретных обстоятельств). В большинстве случаев эти причины проистека­ют из необходимости трудиться ради чистоты церкви столь же усердно, как и ради ее единства. Можно выделить три категории причин: доктринальные; связанные с вопросами совести; исходящие из практических соображений. Далее я перечислю несколько ситуаций, когда, как мне кажется, христиане обязаны покинуть церковь. Затем — несколько других ситуаций, которые мне кажутся менее ясными. Одни христиане в таких случаях, возможно, будут полагать, что, покидая церковь, поступают мудро, а другие — что это немуд­ро. В этих менее ясных случаях я в основном не делаю никаких выводов, а просто перечисляю возможные факторы, которые христианам следует рас­смотреть.

1. Доктринальные причины. Необходимость в разделении может возник­нуть в том случае, если церковь займет доктринальную позицию, кардиналь­но отличающуюся от библейской. Это может быть выражено официально или проявиться в фактической вере и на практике, насколько это можно опреде­лить. Но как понять, что необходимо выйти из церкви и создать отдельную церковную структуру? Как мы уже говорили, пока церковь является частью тела Христова, нельзя отделяться от нее. Павел говорил, что верные христиа­не должны не отделяться от заблуждающихся церквей, а наставлять их, тру­диться ради их покаяния и молиться о них. При этом он имеет в виду даже такие церкви, как коринфская, в которой имели место серьезные доктриналь­ные и моральные заблуждения и где в течение некоторого времени были люди, отрицавшие апостольский авторитет Павла. Безусловно, в Новом Завете есть и повеления применять дисциплинарные меры к тем, кто порождает смуту внутри церкви, и даже призыв прекратить с ними общение (1 Кор. 5:11—13; 2 Фес. 3:14,15; Тит. 3:10,11), однако никогда верующим не было сказано по­кинуть церковь и совершить разделение (см.: Отк. 2:14—16,20—25; ср.: Лк. 9:50; 11:23).

Во Втором послании Иоанна(ст. 10,11, где запрещается принимать лже­учителей) содержится, пожалуй, самое жесткое утверждение во всем Новом Завете: «Того не принимайте в дом и не приветствуйте его; ибо приветствую­щий его участвует в злых делах его». Однако следует отметить, что подобный посетитель учит серьезной ереси о личности Христа, а такая ересь мешает людям обрести спасительную веру. (Иоанн говорит о тех, кто не пребывает «в учении Христовом», и отех, кто «не имеет Бога»; ст. 9.) Более того, здесь гово-

9 О различии между первостепенными и второстепенными учениями см. во введении.


Глава 44. Чистота и единство Церкви



рится о лжеучителях, а не обо всех людях, придерживающихся ложных веро­ваний; о тех, кто приходит «и не приносит сего учения» (ст. 10; ср. со ст. 7: «Многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, при­шедшего во плоти»). В отношении таких людей Иоанн даже употребляет сло­во «антихрист». Наконец, то приветствие, которое Иоанн имеет в виду, явля­ется официальным приветствием церкви, и может создаться впечатление, что приветствующий разделяет подобное учение, поскольку речь идет о странству­ющих учителях, которые приходят не в частные дома, а обращаются к церкви в целом.

Похоже, христиане обязаны покинуть церковь и присоединиться к дру­гой или создать новую лишь в том случае, если доктринальное заблуждение настолько серьезно и всепроникающе, что прежняя церковь стала ложной и больше не является частью тела Христова. Такая церковь — это уже не обще­ние истинных верующих, не истинная часть тела Христова и не то место, где верящие в ее учение обретают спасение". В таком случае те, кто отделяется, могут сказать, что на самом деле они не покинули истинную церковь, так как сами являются истинной церковью, что бывшая церковь сама покинула их, впав в заблуждение.

Тем не менее, когда проявляются серьезные доктринальные отклонения, но при этом отделение не является абсолютной необходимостью, многие хри­стиане могут решить выйти из церкви еще прежде, чем она станет ложной. Например, если еретический взгляд на первостепенные учения (такие, как учение о Троице, о личности Христа, об искуплении, воскресении и т. д.) раз­деляется человеком, который возглавляет церковь; при этом он не подвергает­ся дисциплинарным мерам и не исключается из общения. Или если церковь публично одобряет серьезные доктринальные или моральные заблуждения (напр., включает доктринальное заблуждение в церковный символ веры). Од­нако другие христиане могут решить, что отделение в таких случаях не явля­ется мудрым решением, и выскажутся в пользу молитвы и труда ради возрож­дения и реформирования внутри самой церкви; они могут предложить пуб­лично выразить несогласие с доктринал ьными ошибками, признанными этой церковью. В любом случае и те, кто принимает решение остаться, и те, кто принимает решение выйти из церкви, должны осознавать, что Бог может при­зывать разных христиан на разное служение, а потому решения также могут быть разными; так что мы обязаны предоставить другим значительную сво­боду в поисках Божьей мудрости.

10 См.: John Stott, The Epistles of John, TNTC (London: Tyndale Press, 1964), pp. 212-215.

11 Сказав, что даже «самые чистые церкви под небом подвержены отклонениям и
ошибкам», Вестминстерское исповедание веры добавляет: «и некоторые из них настолько
пали, что совсем перестали быть Христовыми церквами, но превратились в синагоги
сатаны» (25.5).



Часть VI. Учение о Церкви


2. Вопросы совести. Христианин может принять решение отделиться от
своей церкви, руководствуясь совестью. Например, если в церкви ограни­
чивается свобода проповеди или учения в точном соответствии Писанию.
Однако в данном случае требуются осторожность и великое смирение, так
как личное суждение о Писании может быть неверным, особенно если этот
человек плохо знает историю христианства и не советуется с другими веру­
ющими.

Человек также может решить выйти из церкви, если здесь решающее вли­яние на все, что происходит, оказывают люди, которые не имеют никаких при­знаков спасительной веры; при этом он будет ориентироваться на 2 Кор. 6:14, где сказано, что мы не должны преклоняться под чужое ярмо с неверными. Но стоит обратить внимание на то, что в данном случае не предлагается ограни­чить общение с такими людьми и отказаться от их помощи (ср.: Лк. 9:50; так­же 3 Ин. 7); речь идет о том, что мы не должны позволять им контролировать наши действия и мешать жить в послушании Богу, — именно такие ограниче­ния подразумеваются в метафоре «преклоняться под ярмо».

Некоторые люди могут также решить уйти из церкви, если там пропове­дуется и практикуется небиблейское учение, чтобы не создалось впечатления, что и они поддерживают это ложное учение. Однако другие могут решить остаться в церкви и ясно высказать свое неодобрение.

В некоторых случаях необходимо покинуть деноминацию, если высшее руководство велит совершить нечто явно греховное (т. е. нечто, ясно противо­речащее Писанию). В подобном случае многие скажут, что покинуть деноми­нацию — это единственное средство избежать греховного поступка и греха неповиновения властям. Но можно привести много мест из Писания, где го­ворится, что можно не повиноваться властям, если ими предлагается нечто греховное (см.: Деян. 5:29; Дан. 3:18; 6:10), и при этом оставаться в своей церк­ви, если только вас не принудят покинуть ее.

3. Практические соображения. Христианин может принять решение от­
делиться от своей церкви из практических соображений. Например, если
труд ради Господа становится крайне неэффективным, поскольку внутри
церкви встречается противодействие или потому что нет контакта с другими
христианами в церкви. Кроме того, христианин может решить, что его при­
сутствие в церкви принесет вред вере других христиан или оттолкнет неве­
рующих от истинной веры. Трудясь ради изменения церкви, он может столк­
нуться с серьезным сопротивлением руководства. В таких ситуациях необ­
ходима усердная молитва и зрелое суждение, поскольку уход из церкви,
особенно если человек был в ней уже в течение долгого времени или прини­
мал участие в формировании структуры церкви, — это очень серьезный по­
ступок.


Глава 44. Чистота и единство Церкви



4. Есть ли такие случаи, когда сотрудничество и личное общение могут быть прекращены? Когда именно христиане должны принимать более жест­кие меры, чем те, о которых говорилось выше, и осуществлять такой тип раз­деления, который мы назвали «никакого сотрудничества» или «никакого лич­ного общения»? Похоже, Писание требует, чтобы христиане проводили в жизнь принцип «никакого сотрудничества» только в том случае, если другая группа состоит из неверующих людей. Но и тогда разделение будет оправдано, толь­ко если эта группа неверующих участвует в контроле над тем или иным видом деятельности (именно это подразумевается в метафоре «преклоняться под чу­жое ярмо» во 2 Кор. 6:14). Безусловно, может быть принято решение не со­трудничать с кем-либо и подругам причинам, однако и тогда речь может идти лишь о группе неверующих людей. Разумеется, противодействие со стороны других истинно верующих такой деятельности, например, как евангелизаци-онные кампании, рассматривается новозаветными авторами как стремление к расколу и отказ демонстрировать единство тела Христова12.

Третий, и самый жесткий, тип разделения — «никакого личного обще­ния» с членами другой церкви — в Новом Завете не оговорен. Такая крайняя мера может быть использована только в самых серьезных случаях — когда к тому или иному члену церкви применяются дисциплинарные меры, а не в слу­чаях разногласий между церквами.

Вопросы для самостоятельной работы

1. В каких сферах ваша церковь «более чиста»? В каких сферах она, по вашему мнению, «менее чиста»?

2. Как бы вы оценили вашу церковь по десятибальной шкале по всем катего­риям, которые характеризуют более чистую церковь («1» означает меньшую чис­тоту, «10» — большую)?

3. Как вы полагаете, что вам следует делать для того, чтобы ваша церковь ста­ла более чистой? Если вы видите какой-то конкретный недостаток вашей церк­ви, то не означает ли это, что Бог призывает вас (а не кого-то другого) исправить ситуацию?

4. Знаете ли вы церкви, которые, по вашему мнению, более чистые, чем ваша собственная? Почему вы остаетесь в вашей церкви, даже если знаете, что это не са­мая чистая церковь из известных вам?

12 Большинство разделений среди протестантов, происшедших прежде и поддержи­ваемых сегодня, касались наименее ярко выраженных и не вполне четко сформулиро­ванных в Новом Завете учениях; таких, как формы церковного правления, природа при­сутствия Христа на Вечере Господней, а также события конца времен. (Многие добави­ли бы к этому списку еще и различия в обряде крещения.)



Часть VI. Учение о Церкви


5. Есть ли такие признаки сравнительно большей чистоты церкви, которые проповедники нынешнего века освещали недостаточно?

6. Как вы полагаете, возрастала ли Церковь в чистоте с течением времени, начиная с I в.? Можете ли вы привести какие-либо конкретные соображения в подтверждение вашего мнения?

7. Какие ободряющие признаки возрастания Церкви в чистоте вы проследи­ли в течение вашей жизни? Есть ли признаки, показывающие, что Церковь воз­растает в единстве?

8. Как вы полагаете, каким образом ваша церковь могла бы привести к един­ству собственных членов?

9. Каким образом ваша церковь могла бы продемонстрировать большее един­ство с другими истинными церквами? Что мешает этому? Каким образом подоб­ное единство может быть выражено? Какая может быть польза от таких проявле­ний единства?

10. Вы не думали, что, может быть, Бог хочет, чтобы вы оставили свою цер­ковь? После прочтения этой главы не думаете вы, что вам следует оставить цер­ковь, членом которой вы являетесь? Произошли ли значительные перемены к лучшему в вашей церкви за последние десять лет? Если бы вы знали, что в тече­ние следующих десяти лет ваша церковь в основном останется все такой же, то какое решение бы приняли: уйти или остаться?

11. Каким образом всемирное единство истинных верующих уже демонстри­руется? Как выглядела бы Церковь по всему миру, если единство проявлялось бы еще больше? Как бы это отразилось на мире в целом?

12. Если уже есть несколько активных и эффективно действующих евангель­ских церквей, стоит ли пытаться организовать свою собственную церковь?

13. Как вы полагаете, если неверующие одинаково относятся ко всем церк­вам — и ложным и истинным — как к «христианским», мешает ли это проповеди и свидетельству обществу в целом? Можно ли сделать что-либо, чтобы изменить такое восприятие?

14. Какие виды единства и сотрудничества с верующими Римско-католичес­кой церкви могут быть уместными в наши дни? Есть ли пределы такого сотруд­ничества?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: