В. Власть церкви и власть государства. Впредыдущих разделах были рассмотрены вопросы духовной власти и духовной брани, которые должны осуществляться церковью

В предыдущих разделах были рассмотрены вопросы духовной власти и духовной брани, которые должны осуществляться церковью. Но должна ли церковь когда-либо использовать физическое воздействие (оружие, напр.), для того чтобы осуществить эту миссию? Физическую, мирскую брань обыч­но обозначают выражением «взяться за меч».

8 Грамматический аспект этого вопроса рассматривается в комментарии на Еванге­
лие от Матфея Д. А. Карсона в The Expositors' Bible Commentary, pp. 370—372.

9 См. примеры в Лк. 12:52; Быт. 43:9; 44:42; Исх. 12:6; Сир. 7:52; Hennas Similitudes
5.4.2; LetterofAristeasAQ.


________________________ Глава 45. Власть Церкви ______________________ 1007

В Писании есть много указаний на то, что в эпоху Нового Завета церковь никогда не должна браться за меч для достижения своих целей. Крестовые походы, когда по Европе и Азии шли армии, содержавшиеся на деньги церк­ви, — ужасная ошибка. В этих случаях церковь пыталась применить физи­ческую силу, чтобы покорить земные территории. Но Иисус сказал: «Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня» (Ин. 18:36, курсив мой. — У. Г.). Церковь об­ладает властью ключей — духовной властью, и использовать ее нужно в ду­ховных битвах, воюя духовным оружием, а не мечом: «Оружия воинствова-ния нашего не плотские» (2 Кор. 10:4).

Нет никакого сомнения в том, что Бог дает мирскому правительству право носить меч, т. е. использовать силу для наказания зла в этом мире (Рим. 13:1—7). Однако нет никаких указаний на то, что власть правительства должна быть использована с целью привлечь к христианству какие-либо на­роды10. Более того, Иисус запрещал использовать власть физической силы для того, чтобы заставить людей принять Евангелие. Например, когда одно самарянское селение не приняло Иисуса, Иаков и Иоанн спросили: «Госпо­ди! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их?» (Лк. 9:54). Но Иисус «запретил им» (ст. 55) даже помышлять о подобном. Иисус пришел предложить Евангелие всем, кто хочет принять его, а не для того, чтобы пока­рать тех, кто отверг его. Вот почему Он говорит: «Ибо не послал Бог Сына Сво­его в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин. 3:17). Однажды, в конце эпохи церкви, Он вернется с судом, но в этом веке у церкви нет права судить с помощью физической силы.

Иисус явно проводил различие между властью, данной правительству, и властью, которую Бог осуществляет в нашей личной преданности Ему: «От­давайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22:21). И хотя Иисус призна­вал власть мирского правительства, Сам Он, когда вышел спор о наследстве, отказался от такой власти, сказав некоему человеку: «Кто поставил Меня су­дить или делить вас?» (Лк. 12:13,14).

Правительство не должно использовать силу, чтобы привлечь людей к христианству еще по одной причине: в Новом Завете членство в церкви и вер­ность Христу должны быть добровольными. Ни семья, ни государство не мо­гут этого требовать. Ведь вера в Христа не может быть результатом насилия, иначе никто не станет придерживаться ее и исповедовать истинно. Принуж­дение меняет внутреннюю сущность веры как добровольного выбора личнос­ти, и такая вера не может быть истинной.

Из этого также следует, что мирская власть не должна принимать зако­нов, требующих или запрещающих те или иные церковные установления, или

10 См.: Edmund Clowney, "The Biblical Theology of the Church", in The Church in the Bible and the World, ed. by D. A. Carson (Exeter: Paternoster, and Grand Rapids: Baker, 1987), p. 33.



Часть VI. Учение о Церкви


ограничивать свободу верующих, мешая им проводить богослужения так, как они предпочитают. С другой стороны, и церковь не должна управлять государством, словно она — некая высшая власть; это не так. Власть церкви и власть госу­дарства относятся к разным сферам (Мф. 22:21; Ин. 18:36; 2 Кор. 10:3,4); цер­ковь должна уважать ту власть, которую Бог дал государству в определенной сфере, и наоборот.

Практика католической церкви в Средние века весьма расходилась с огра­ничениями, наложенными на деятельность церкви и государства. В тот пери­од церковь часто обладала большей властью, чем светское правительство. Англиканская церковь в своей практике также не следует этим принципам, поскольку она подчинена власти королевы и парламента, которые участвуют в назначении епископов и в любом изменении учения. В наши дни во многих католических странах наблюдается смешение ролей церкви и государства. Церковь здесь все еще оказывает сильное влияние на правительство. То же самое было характерно и для протестантских церквей Северной Европы после Реформации, которые финансировались государством; членство в церкви здесь было обязательным, и это заставило многихлюдей эмигрировать в Аме­рику в поисках религиозной свободы.

И все-таки степень зависимости религии от государства в протестант­ских или католических странах намного меньше, чем в большинстве мусуль­манских стран в наши дни, а также во многих индуистских и буддистских странах. Можно даже утверждать, что подлинную религиозную свободу вне здорового влияния христианства найти в мире очень трудно (за исключением тех регионов, где религии столь слабы, что ни одна из них не обладает превос­ходящей политической силой). Когда христиане оказываются замешанными в политике, они должны твердо провозглашать религиозную свободу как неотъемлемое право каждого человека и отстаивать это право, в том числе для тех религий, к которым сами они не принадлежат. Христианская вера способ­на сама устоять на ногах и быть вполне конкурентноспособной в любом об­ществе и любой культуре, если только ей предоставлена такая свобода.

И наконец, все то, что было сказано выше, не должно быть неверно ис­толковано. Никто не запрещает христианам пытаться оказать позитивное моральное влияние на правительство, чтобы убедить его принимать законы, соответствующие библейским моральным принципам. Очень хорошо, если христиане стараются убедить правительство принимать законы, которые за­щищают семью, частную собственность и жизнь человека, которые осужда­ют и карают убийство, измену, кражу (другими словами, то, что идет вразрез с десятью заповедями), атакже гомосексуальное поведение, пьянство, нарко­манию, аборты и другие вещи, несовместимые с библейскими моральными принципами. Это не то же самое, когда требуют верить в определенные цер­ковные учения или принимать те или иные богословские убеждения, а также посещать те или иные церкви или богослужебные собрания, поскольку это


Глава 45. Власть Церкви



касается наших взаимоотношений с Богом, и наше право — выбирать, каким именно образом в Него верить11. Правительства должны воздерживаться от принятия законов, которые касались бы подобных вешей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: