Г. Церковная дисциплина

Церковная дисциплина — это одна из возможностей использовать власть церкви, поэтому мы рассмотрим некоторые библейские принципы, связан­ные с применением дисциплины в церкви.

1. Цель церковной дисциплины. 1) Восстановление и примирение. Грех явля­ется препятствием в общении с верующими и с Богом. Для того чтобы прими­рить стороны, необходимо разобраться с грехом. Таким образом, главная цель церковной дисциплины — это восстановление (возвращение согрешившего к правильному поведению) и примирение (с верующими и с Богом)12. Как муд­рые родители наказывают своих детей (Прит. 13:24: «Кто любит, тот с детства наказывает его [сына]») и как Бог-Отец наказывает тех, кого любит (Евр. 12:6; Отк. 3:19), так и Церковь, налагая взыскание, действует в любви, чтобы воз­вратить заблудшего брата или сестру, восстанавливая этого человека—возвра­щая его к правильному общению — и спасая от разрушительного поведения. В Мф. 18:15 выражается надежда на то, что взыскание может не понадобиться на первом же шаге — в беседе наедине: «Если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего». Выражение «приобрел ты брата твоего» подразумевает, что те, кто налагает взыскания, всегда должны помнить, что их цель — примирение

11 См., напр.: Мф. 6:10; 14:4; Деян. 24:25 и 1 Тим. 2:1—4. Мы можем надеяться, что
моральные принципы Писания со временем получат признание со стороны большин­
ства членов общества, поскольку они были записаны также и в их сердцах, а потому
люди имеют свидетельство совести о том, что эти принципы правильны (см.: Рим. 2:14,15).
Ведь Бог призывает к ответу все общества и культуры за несоблюдение Его моральных
принципов; и в ветхозаветный период пророки Божьи часто осуждали не только народ
Израиля, но также и аморальные языческие общества, даже если у них не было Его
записаныхзаконов (см.: Втор. 9:5; Ис. 13:23; Иез. 25:32; Дан. 4:27; Ам. 1—2; Авд. [написа­
но Эдому]; Ион. [пророчество дано Ниневии]; Наум, [пророчество дано Ниневии]; Авв. 2;
Соф. 2). Мирские правительства даны Богом «для наказания преступников и для поощ­
рения делающихдобро» (1 Пет. 2:14).

12 Джон Уайт и Кен Блу в своей прекрасной книге о церковной дисциплине отмеча­
ют, что если примирение не рассматривается в качестве главной цели церковной дис­
циплины, то это приводит ко многим бедам, как об этом свидетельствует история (см.
особенно pp. 45—56). Но они сами говорят, что «истинное примирение никогда не насту­
пает, если нет изменения в обоих заинтересованных сторонах» (р. 46). См.: John White
and Ken Blue, Church Discipline That Heals (Downers Grove, 111.: InterVarsity Press, 1985;
originally published as Healing the Wounded). Поэтому я объединил вопросы о примирении и
восстановлении.



Часть VI. Учение о Церкви


христиан. Павел напоминает нам, что мы должны «исправлять» согрешивше­го брата или сестру «в духе кротости» (1ал. 6:1), а Иаков призывает нас обра­щать «грешника от ложного пути» (Иак. 5:20).

Если члены церкви мягко наставляют друг друга в частных беседах и мо­лятся друг за друга при первом ясном проявлении греховного поведения, то в формальной церковной дисциплине практически нет необходимости, посколь­ку весь процесс начинается и оканчивается разговором двух людей, и при этом никогда не ставят в известность других.

Даже когда осуществляется крайняя мера — отлучение (т. е. исключе­ние кого-либо из церкви), то все еще остается надежда на покаяние. Павел предал сатане Именея и Александра, «чтоб они научились не богохульство­вать»^ Тим. 1:20), и человек из Коринфа, уличенный в инцесте, был предан сатане, «чтобы дух [его] был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа» (1 Кор. 5:5)13.

Если христиане, которые должны применять церковные дисциплинарные меры, все время будут помнить о главной цели — о примирении с собой и с Богом верующих, отпадающих от церкви, и об их восстановлении в правиль­ном поведении, — то им намного легче будет действовать в подлинной любви и избежать жажды мести, которая иногда возникает у обиженных людей.

2) Помешать греху распространиться среди других людей. К сожалению, в этом веке восстановление и примирение происходят не всегда. Но независи­мо от этого, церкви дано повеление налагать дисциплинарные взыскания, поскольку нужно учитывать и другие цели.

Автор Послания к Евреям говорит христианам наблюдать, чтобы «какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие» (Евр. 12:15). Это означает, что если конфликт между людьми не полу­чил быстрого разрешения, то его последствия могут коснуться и других — к со­жалению, именно так и происходит во многих случаях церковного разделения. Павел говорит также: «Малая закваска квасит все тесто» и повелевает корин­фянам изгнать из церкви человека, обвиненного в инцесте (1 Кор. 5:2,6,7), что­бы его грех не оказал влияния на всю церковь. Если бы к этому человеку не бы­ло применено взыскание, то греховное влияние распространилось бы и на мно­гих других, знавших об этом и видевших, что церковь не обращает на это внимания. Некоторые решили бы, что, возможно, это не такой уж и грех, а другие могли бы впасть в искушение и совершить нечто подобное. Более того, если оставлен без внимания конкретный случай, то впоследствии церкви

13 Необычное выражение «предать сатане» в этих стихах, судя по всему, обозначает «изгнать из церкви», поскольку очевидно, что именно это Павел повелевает сделать ко­ринфянам в 1 Кор. 5:2,7,13. Изгнание из церкви ввергает человека обратно в царство этого греховного века, которым правит сатана.


Глава 45. Власть Церкви



намного сложнее будет использовать дисциплинарные меры, если кто-либо еще совершит подобный грех.

Павел также говорил Тимофею, что пресвитеры, которые упорствуют в фехе, должны быть облечены в присутствии всей церкви, «чтоб и прочие страх имели» (1 Тим. 5:20), — т. е. так, чтобы все осознали, что никто не будет закры­вать глаза на фех, напротив, с ним будут бороться как церковь, так и Сам Бог. Ведь Павел, когда Петр отделился от верующих-язычников и ел только с ве­рующими-иудеями, публично обличил его, чтобы другие не последовали это­му дурному примеру (Гал. 2:11).

3) Защитить чистоту церкви и честь Христа. Конечно, ни один верующий в этом веке не имеет совершенно чистого сердца, и в жизни каждого из нас сохраняется грех. Но когда член церкви продолжает фешить и это стано­вится очевидно для других людей, и особенно неверующих14, то это явно бес­честит Христа. Это сходно с той ситуацией, когда иудеи не подчинялись за­кону Бога и тем самым давали неверующим повод к насмешкам и хулению имени Божьего (Рим. 2:24: «Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников»).

Вот почему Павел был обеспокоен тем фактом, что коринфяне не приме­нили никаких дисциплинарных мер по отношению к человеку, который упор­ствовал в осознанном фехе, публичном и известном церкви (1 Кор. 5:2: «И вы возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать...»). Он также был весьма огорчен, когда узнал, что «брат с братом судится, и притом пред неверными» (1 Кор. 6:6). Петр же призывает верующих: «Потщитесь явиться пред Ним [Христом] неоскверненными и непорочными в мире» (2 Пет. 3:14). И наш Ibc-подь Иисус хочет, чтобы церковь пред Ним предстала «не имеющею пятна... дабы она была свята и непорочна» (Еф. 5:27), ибо Он — глава Церкви, и ее качества влияют на восприятие Его Самого. Даже ангелы и бесы взирают на Церковь и изумляются мудрости Божьей, отражающейся в ней (Еф. 3:10); поэтому (Еф. 4:1) Павел призывает христиан «сохранять единство духа в со­юзе мира» (Еф. 4:3).

Это очень серьезный вопрос. Поскольку Господь Иисус ревнует о Своем прославлении, то, если Церковь не осуществляет должной дисциплины, он делает это Сам, как Он сделал это в Коринфе, где кара Господня выразилась в болезни и смерти (1 Кор. 11:27—34); об этом Он предостерегал церкви в Пер-гаме (Отк. 2:14,15) и в Фиатире (Отк. 2:20). В этих последних двух случаях неудовольствие господа относится ко всей церкви, потому что она допускает внешнее неповиновение и не применяет дисциплинарных мер: «Но имею не­много против тебя, потому что ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя

14 Но также и для ангелов (см.: Еф. 3:10; 1 Тим. 5:21).


[012


Часть VI. Учение о Церкви


пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов Моих, любодействовать и есть идоложертвенное» (Отк. 2:20; ср. со ст. 14—16, курсив мой. — У. Г.) 15.

2. За какие грехи человек может быть подвергнут дисциплинарным взыс-каниям?С одной стороны, учение Иисуса, изложенное в Мф. 18:15—20, гово­рит нам, что если определенная ситуация, связанная с личным грехом челове­ка против кого-либо, не может быть разрешена в частном или небольшом со­брании, то этот вопрос нужно вынести на обсуждение всей церкви:

Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним: если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не по­слушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь (Мф. 18:15—17).

В этом случае частная и неформальная ситуация стала общественной, и взыскание было наложено всей церковью в официальной обстановке.

Судя по всему, нигде открыто не сказано, какие именно грехи должны подвергаться воздействию церковной дисциплины, а какие нет. Примеры гре­хов, подлежащих церковному взысканию в Новом Завете крайне разнообраз­ны: стремление к разделениям (Рим. 16:17; Тит. 3:10), инцест (1 Кор. 5:1), лень и нежелание работать (2 Фес. 3:6—10), непослушание тому, что пишет Павел (2 Фес. 3:14,15), богохульство (1 Тим. 1:20) и распространение еретических учений (2 Ин. 10,11).

Тем не менее прослеживается определенный принцип: грехи, за которые в Новом Завете люди подвергались дисциплинарному взысканию, были извест­ны всем16, и многие из них совершались в течение определенного периода вре­мени. Следовательно, церковь злословилась, Христос бесчестился и существо­вала реальная опасность, что другие тоже последуют дурному примеру.

Однако в применении церковной дисциплины всегда требуется здравое суждение, поскольку в жизни каждого из нас нет полного освящения. Более

15 Цели церковной дисциплины, которые были рассмотрены выше, прекрасно из­
ложены в Вестминстерском исповедании веры, гл. 30, пункт 3: «Церковные меры воз­
действия необходимы для исправления и приобретения совершающих проступки брать­
ев, для удержания других от подобных проступков; для очищения от порочной закваски,
которая может испортить целое; для защиты чести Христовой, святого исповедания Еван­
гелия, для предотвращения гнева Божьего, который справедливо может обрушиться на
церковь, если Его завет и удостоверения завета подвергнутся кощунству упрямых и отъяв­
ленных богопротивников».

16 Единственное исключение — это тайный грех Анании и Сапфиры (Деян. 5:1—11).
В этой ситуации Святой Дух (ст. 3, 8) присутствовал с такой силой, что еще в период
церкви был создан прецедент последнего суда, когда все тайны каждого сердца откры­
лись, «и великий страх объял всю церковь» (ст. 11).


Глава 45. Власть Церкви



того, когда кто-либо уже осознал свой грех и борется с ним, слово назидания может принести вред, а не пользу. Мы также должны помнить, что Павел при­зывает нас к высокой степени терпимости, если рассматриваются такие вопро­сы поведения, по которым между христианами нет согласия (Рим. 14:1—23).

3. Каким образом должна осуществляться церковная дисциплина? 1) О гре­хе должно знать так мало людей, насколько это возможно. Судя по всему, это подразумевается в Мф. 18:15—17, где сначала проводится частная встреча, затем — собрание двух или трех людей и лишь потом говорится всей церкви. Чем меньше людей знает о каком-либо грехе, тем лучше, поскольку покаяние в этом случае происходит легче, меньше людей соблазняется и меньше вреда наносится доброму имени человека, репутации церкви и чести Христа17.

2) Дисциплинарные меры должны ужесточаться до тех пор, пока не будет найдено решение. Иисус учит нас, что мы не можем ограничиться частной бе­седой, если она не принесла удовлетворительных результатов (Мф. 18). Он требует, чтобы пострадавший человек сначала пошел к обидчику один, а за­тем взял с собой одного или двух других людей (Мф. 18:15,16). Более того, Иисус требует, чтобы человек, совершивший несправедливость (или тот, о ком думают, что он совершил несправедливость), сам пошел ктому человеку, ко­торый считает себя жертвой несправедливости (Мф. 5:23). Это означает, что наша ответственность всегда заключается в том, чтобы взять инициативу на себя и пойти к другому человеку, а не ждать, пока к нам придут другие.

Иисус не уточняет, должны ли после личной встречи и беседы в присут­ствии нескольких человек быть привлечены к разговору пресвитеры или слу­жители церкви, однако, вне всякого сомнения, такой шаг кажется уместным. Иисус описывает весь процесс коротко, без упоминания всех возможных шагов, из которых он состоит. В Новом Завете есть множество примеров, ког­да увещеванием занимались пресвитеры и другие служители церкви (см.: 1 Фес. 5:12; 2 Тим. 4:2; Тит. 1:13; 2:15; 3:10; Иак. 5:19,20). Кроме того, такой промежуточный шаг позволит соблюсти принцип, о котором мы говорили выше, когда знать о грехе будет по возможности меньшее количество людей.

И наконец, если ситуация не может быть разрешена, Иисус повелевает «ска­зать церкви» (Мф. 18:17). В этом случае церковь должна собраться, выслушать факты, имеющие отношение к данному случаю, и принять определенное реше­ние. Поскольку Иисус допускает, что человек «не послушает их» (ст. 17), то цер­ковь может предварительно собраться, обсудить и принять решение, а затем встретиться еще раз, чтобы отлучить этого человека от церкви18.

17 Тем не менее см. ниже, где речь идет о публичном раскрытии серьезных грехов
человека, возглавляющего церковь.

18 В 1 Кор. 5:4 также говорится, что церковь должна собраться для обсуждения по­
следнего шага церковной дисциплины.


1014 ________________________ Часть VI. Учение о Церкви ___________________________

Давая наставления о церковной дисциплине, Иисус напоминает церкви, что Его собственное присутствие и Его собственная власть стоят за решения­ми, которые она принимает: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного. Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:19,20, курсив мой. — У. Г.). Иисус обещает всегда при­сутствовать на церковных собраниях, и особенно когда церковь собирается наложить взыскание на христианина, совершившего нечто греховное. Также и Павел повелевает коринфянам применять дисциплинарные меры по отно­шению к заблуждающемуся члену церкви, когда они собираются «силою Гос­пода нашего Иисуса Христа» (1 Кор. 5:4, курсив мой. — У. Г.). К такому делу нельзя относиться легкомысленно; это совершается в присутствии Господа, а за духовный аспект происходящего фактически отвечает Сам Господь.

Все члены церкви должны узнать, что заблуждающегося человека нельзя больше считать членом церкви и что ему не позволено причащаться, поскольку участие в Вечере Господней есть знак участия в единстве церкви (1 Кор. 10:17: «Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба», кур­сив мой. — У. Г.).

В Новом Завете есть и другие места, где говорится, что мы должны избе­гать общения с отлученным человеком. Павел говорит коринфянам: «Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе» (1 Кор. 5:11). Он говорит фессало-никийцам: «Завещаваемже вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Хри­ста, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас» (2 Фес. 3:6). Кроме того, он говорит: «Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не со­общайтесь с ним, чтобы устыдить его; но не считайте его за врага, а вразум­ляйте, как брата» (2 Фес. 3:14,15). Во 2 Ин. 10,11 также запрещается привет­ствовать или принимать в доме людей, которые распространяют ложные уче­ния. Такие указания, похоже, даны с целью уберечь церковь от ложного впечатления, будто она одобряет непослушание заблуждающегося человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: